120 лет со дня рождения живописца, графика Вощакина Алексея Васильевича (1898) – 17 марта

Творческая личность Алексея Васильевича Вощакина заслуживает многостороннего и глубокого внимания исследователей. Он по праву вошёл в историю изобразительного искусства Сибири как активный организатор краевой художественной жизни 1920-х – начала 1930-х годов. А.В. Вощакин был членом-учредителем и председателем правления общества художников «Новая Сибирь» (1926– 1931), инициатором проведения Первого сибирского съезда художников (1927), председателем новосибирского филиала кооперативного товарищества «Художник» (1931–1933). В его неустанной общественной деятельности сосредоточился весь круг проблем художественной культуры Сибири тех лет: стремление к объединению и постоянному творческому общению мастеров изобразительного искусства региона в рамках всесибирских выставок; попытка формирования особого «сибирского стиля» в профессиональном искусстве, опирающегося на художественные традиции коренных народов края; обращение художников к сюжетам современного промышленного преобразования страны.

Живописное и графическое наследие А.В. Вощакина лишь частично сохранилось в коллекциях Новосибирского государственного художественного музея, Новосибирского государственного краеведческого музея, Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова. Эти немногочисленные произведения позволяют увидеть в нём одного из самых талантливых сибирских авторов первой трети ХХ века. Его творчество отличается яркостью колористического видения, своеобразием трактовки популярных в те годы этнографических и индустриальных тем в искусстве. Первоначальные профессиональные навыки Алексей Васильевич получил в Красноярской рисовальной школе Д.И. Каратанова, известного сибирского художника-этнографа. Затем он продолжил образование в Казанской художественной школе и московских Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС).

В его произведениях особенно ощутимо влияние Н.И. Фешина, выдающегося живописца, который преподавал в Казани в 1910-х – начале 1920-х годов. Свободная, экспрессивная манера письма этого художника, его насыщенная красочная палитра, несомненно, стали одним из источников индивидуального стиля Вощакина, полно проявившегося в полотнах «Шаманство над больным ребенком», «У шорского шамана», «Хакасские женщины в пути».

Важное место в наследии мастера принадлежит сибирской теме, увлекавшей многих его современников. Пристальное внимание художников того поколения к региональным истокам творчества побуждало их к работе в научно-исследовательских экспедициях, к созданию многочисленных серий документальных зарисовок и произведений, основанных на этнографических мотивах. Сотрудничая в 1920-е годы в Новосибирском краеведческом музее, Вощакин участвовал в исследовательских поездках на Алтай и в Хакасию. Его экспедиционные рисунки обладают всеми качествами добротного научного материала, но вместе с тем среди них выделяются этюды, отмеченные глубокой художественной образностью. В их числе – акварельный портрет хакаски из коллекции Новосибирского государственного художественного музея. В характеристике этой модели, полной спокойного достоинства, доминирует внебытовая и вневременная отстранённость и значительность, типологически сближающая портрет с женскими образами В.И. Сурикова.

Другое существенное направление в изобразительном искусстве 1920 – 1930-х годов, связанное с интересом к индустриальным сюжетам, нашло воплощение в работах А.В. Вощакина, которые появились благодаря его творческим командировкам в Кузбасс. Результатом этих поездок стали натурные зарисовки и гравюры, фотографии и очерки на темы строительства Кузнецкого металлургического комбината и труда шахтёров, публиковавшиеся в 1929 и 1930 годах в журналах «Сибирские огни» и «Настоящее». Акварель «Домны Кузнецкстроя в лесах» из собрания Новосибирского государственного художественного музея принадлежит к числу немногих сохранившихся произведений этого круга. Низкая точка зрения определяет монументальность этой небольшой композиции, показывающей строящиеся заводские сооружения на фоне неба, а мажорная, гармоничная цветовая гамма передаёт созидательный пафос времени.

Творческий путь А.В. Вощакина был прерван арестом (1933), заключением в Соловецкой тюрьме особого назначения и расстрелом (1937). Разделив горькую судьбу многих современников, художник смог реализовать лишь малую долю своего дарования, а его трагический уход в значительной мере определил завершение плодотворного этапа в развитии художественной жизни Сибири, неразрывно связанного с его именем.

С.П. Голикова

ИСТОЧНИКИ

1. ВОЩАКИН Алексей Васильевич // Союз художников России. Новосибирск. – Новосибирск, 2014. – С. 580 : портр.

2. ГОЛИКОВА С.П. Акварель А.В. Вощакина из собрания Новосибирского художественного музея: атрибуция и реставрация / С.П. Голикова, С.А. Беляева // Суриковские чтения : науч.-практ. конф., 2008. – Красноярск, 2008. – С. 102–104.

3. БОРОВИКОВА Р.И. У истоков сибирского искусства : худож. А. Вощакин // Сиб. огни. – 2004. – № 9. – С. 218–220, ил. на 2-й и 3-й с. обл.

4. ВОЩАКИН, Алексей Васильевич // Художники народов СССР : биобиблиогр. слов. – М., 1972. – Т. 2. – С. 353.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. ВОЩАКИН А.В. Новый путь сибирских художников // Сиб. огни. – 1927. – № 6. – С. 237– 239 : ил.

2. ГОЛИКОВА С.П. Из наследия Алексея Вощакина // Сиб. огни. – 2015. – № 10. – С. 189– 190, ил. на 1–3 с. обл. – О художнике и его картине «Хакасская женщина из племени сагаев».

3. ДАВЫДЕНКО И.М. Алексей Васильевич Вощакин (1898–1937) // Художники Красноярска / И.М. Давыденко. – Красноярск, 1978. – С. 35–36.

4. ВОЩАКИН Алексей Васильевич (1898) [Электронный ресурс] // Открытый список : [база данных жертв полит. репрессий в СССР]. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – Режим доступа: https://ru.openlist.wiki /Вощакин_Алексей_Васильевич_(1898). – Загл. с экрана (дата обращения 24.07.2017).