125 лет Новосибирску: 30 апреля 1893 к устью Каменки прибыл первый отряд мостостроителей. – 30 апреля

Новосибирск. Этот динамично развивающийся мегаполис, с самого рождения заявивший о своём нерядовом значении, принято считать ещё очень молодым. Порой его снисходительно-ласково называют «пацан в кепке». Или пренебрежительно: «выскочка». Мысль о малолетстве Новосибирска (конечно, в сравнении с городами старинными) неизменно возникает в публичных выступлениях, книгах и статьях, ему посвящённых. И логично возникает утверждение: «Новосибирск – слишком юн! Какая там может быть история?» Но верно ли это мнение?

По политическим, экономическим ли соображениям, но весной 1891 года в Петербурге принимается решение: изыскать возможность для проведения трассы Великого Сибирского пути (Транссибирской железнодорожной магистрали) не через Томск, как предполагалось ранее, а «в обход его с веткой к городу». [11] Задание изучить и просчитать варианты получил председатель комиссии по изысканиям Западно-Сибирской железной дороги и начальник работ по её строительству Константин Яковлевич Михайловский.

В район волостного села Кривощёково для изысканий мостового перехода посылается отряд инженера Викентия-Игнатия Роецкого. Ему «поручено было обстоятельное изучение этой реки, не ограничиваясь пределами инструкции». Исходили из того, что «здесь Обь, как говорят местные жители, протекает в скалистой трубе, не позволяющей никуда отклоняться». [11] Издавна в этом месте проходил скотопрогонный путь, по нему на восток ежегодно переправлялись [в т. ч. через реку, вброд] тысячи голов скота и лошадей. В течение двух месяцев Роецкий проводит детальное обследование реки, её берегов, собирает инженерно-техническую информацию, гидрологические данные, необходимые для проекта моста. В конце августа 1891 года в Кривощёково прибыл К.Я. Михайловский. Вместе с подрядчиком работ инженером В.И. Березиным он на месте заслушал и «пощупал» доклад Роецкого о гранитных берегах «в трубе» и переходе. На основании результатов изысканий у Колывани и Кривощёкова Михайловский одобрил проект второго варианта «как единственно возможный». [2]

В ноябре непосредственный руководитель Роецкого Николай Георгиевич Михайловский (однофамилец К.Я. Михайловского, известный нам как инженер-изыскатель, писатель и публицист Гарин-Михайловский) активно поддержал «исчисление выгод этого [Кривощёковского] перехода», сделанное инженером Роецким. [11] В своей докладной записке он написал: «…согласно распоряжению Начальника работ [К.Я. Михайловского], направление на Кривощёково представляется как магистральное направление». [11]

«Проект главной линии» К.Я. Михайловского с «экономией в пользу направления на Кривощёково более 1 260 000 руб.» [10] нашёл поддержку в министерских кабинетах разных уровней, и 27 февраля 1893 года император Александр III утвердил решение Комитета министров Российской Империи по строительству Западно-Сибирского участка Сибирской железной дороги о возведении мостового перехода у Кривощёково [6].

Кстати, эта дата, 27 февраля (или – по новому стилю – 11 марта), может претендовать на звание формальной даты рождения Новосибирска. Ведь именно монаршая подпись от 27.02.1893 открыла «зелёный свет» новому, промышленному развитию старинного села Кривощёково, возникшего на русско-телеутской меже ещё на рубеже XVII и XVIII веков. Но есть и другая дата – не официальнодокументальная, а общепринятая – 30 апреля 1893 года (12 мая по н. ст.). В этот день к устью реки Каменки – приток Оби – пришвартовалось судно, доставившее первый отряд квалифицированных рабочих-железнодорожников. Прибывшие спустились по сходням, которые стояли здесь не один год. Ещё 16 лет назад переселенцы из Вятской губернии основали здесь Кривощёковский выселок: «26 избёнок, окружённых со всех сторон непроходимым бором» [4] да несколько крестьянских мельниц на Каменке. Активное переселение кривощёковцев на правый берег Оби началось ещё весной 1892 года. Некоторые семьи подали документы на переселение ещё раньше, в 1891 году. Колыванский купец (по другим данным, тюкалинский мещанин) Матвей Артемьевич Чередов переселился одним из первых и поставил свою лавку около самой переправы. Повыше, на перекате за бродом Каменки, крестьянин Александр Рудзинский поставил дом и мельницу.

С приездом строителей появляются новые жилые дома, амбары, склады. Пётр Кондратьев, имея усадьбы на обоих берегах, на правом открывает лавку и первую торговую (т. е. общественную, платную) баню, которую, правда, вскоре уступает вместе с усадьбой колыванскому купцу Евграфу Александровичу Жернакову – под магазин и, под две торговые лавки, Соломону Абрамову Толоконскому и торговому дому Рубанович. [7] Выше устья Каменки, на берегу Оби работает кузница, а ниже устья, между двумя оврагами – кожевенный завод каинского купца Прокопия Тимофеева. Через год на месте завода разворачиваются пароходные пристани, конторы и склады Богословского пароходства Надежды Михайловны Половцевой и Среднесибирской дороги.

В 1893 году на правобережье построили свои заведения мукомол Горохов, купцы Пастухов, Кравцов и Чередов; открылись питейные заведения Хромова и Сахарова, сапожная мастерская Дельфина, кузница Юдина, хлебопекарня с отдельной кухней-столовой инженера путей сообщения Зенкевича, мастерские сельскохозяйственных орудий и инструментов Чепурнова. Сюда перебрались и другие мастера со своими мастерскими (М.Н. Бутымов (Бутырев), К.А. Желонкин, М.С. Мешов, Е.В. Бутнев, П.В. Титов) и многие сезонные рабочие: плотники, каменщики, столяры, кирпичники и другие. С извозным двором поселились здесь и братья Баяндины. [1]

Известный колыванский купец Евграф Александрович Жернаков, которому часто приписывают открытие в посёлке торговли, сильно замешкался: в августе 1893 г. его управляющий, Михаил Варсанофьевич Можаров, открывает магазин «торговли разными товарами» на левом берегу, в Кривощёково[8], а на правый берег переезжает только к весне 1894-го. Быть доверенным на постройке моста через Обь подрядчик В.И. Березин пригласил инженера-путейца Будагова Григория Моисеевича, имевшего опыт такой работы на Волге и Днепре. Первая железнодорожная ветка для транспортировки материалов от пристани к станции Обь заработала уже 27 сентября, но на уточнение места строительства и разработку рабочих чертежей ушёл целый год. За это время на обоих берегах были подготовлены каменоломни, песчаные и каменные карьеры, мастерские, пакгаузы и другие вспомогательные производства.

И вот 20 июля (1 августа по н. ст.) 1894 года состоялась торжественная закладка первого камня в правобережный кессон будущего моста. Петербургская газета «Новое время» отмечала, что произошло это событие «в полдень, в присутствии губернатора тайного советника Тобизена, строителей старо-русской дороги Михайловского и Меженинова, многочисленной публики и при огромном стечении народа …» [5]

Пока мост не сдали в эксплуатацию, в 400 саженях ниже по реке работал железнодорожный паром, на котором вагоны переправлялись с берега на берег. От магистрали к парому вела специальная ветка – насыпь от неё на левом берегу сохранилась до сих пор. Причём переправа работала почти круглогодично – зимой в этом месте прямо на лёд укладывалось железнодорожное полотно.

Организовывал движение подвижного состава, грузов, стройматериалов и техники инженер Жандр Владимир Константинович. Красавец-мост построили менее чем за три года. Его подрывали, в него врезался «Сибирский Титаник», в десятке метров над ним проскользнул реактивный самолёт МИГ-171.

В 1980-е годы решено было построить вторую нитку моста, и, просчитав прочность мостовых быков, заложенных век назад, инженеры нашли возможным на их основе разместить дополнительные быки, нагрузив их новыми, более высокими и тяжёлыми фермами. Да, город наш был неординарным с самого своего зарождения. Где-то скандальным, где-то хитрым, где-то предприимчивым, но всегда целеустремлённым, работящим. Мало того, что ещё до своего рождения Новониколаевск «отобрал» у Томска железную дорогу, так через пару десятилетий у Омска и Тайги он «вырвал» Алтайскую ветку, связавшую его с житницами Южной Сибири и Казахстана. Сюда, в этот транспортный узел, в это средоточие водного и железнодорожного путей потекли пшеница, лес, уголь… Началось мощное развитие торговли и собственной промышленности, в первую очередь мукомольной. К 1905 году в Новониколаевске производилось 4/5 всей сибирской муки. А какими инициативными, деятельными были его жители! Я бы даже сказал – наглыми. Уже в декабре 1895 года (два года отроду, несколько тысяч человек) сход жителей поднимает вопрос преобразования посёлка в посад. [9] А ещё через год в специальной телеграмме государю-императору (№ 99 от 20.01.1897), жалуясь на «уничтожение» выбранного старосты (Титлянов Илья Григорьевич, первый староста поселения Новониколаевского, 1896) и притеснение властей, они просят самодержца: «Уступите землю в арендное содержание по 40 коп. с десятины или [в] вечность [!] и учредите общество [в] посёлке Новониколаевском посадское или городское». Ещё и торгуются!..

В 1896 году происходит планировка улиц. Ничтоже сумняшеся, жители официально называют главную улицу посёлка проспектом, дают ему имя здравствующего императора и закладывают шириной в два раза больше, чем Невский в Санкт-Петербурге. Чисто сибирские мерки! В 1911 году в томской газете «Сибирская жизнь» новый город язвительно называют Сибчикаго. [3] Да, Новониколаевск – Новосибирск не раз подтверждал это звание. Только теперь оно звучит без тени усмешки. Город стремительно рос, требовал у императора землю, менял имена… В Первую и Вторую мировые давал Родине воинов-защитников, непреклонных, гвардейских... Город стал оборонным щитом страны, центром её академической науки, построил первую в Сибири гидроэлектростанцию.

Через 69 лет после приезда строителей в нём родился миллионный житель. Жить и развиваться в нынешнее сложное время Новосибирску помогает оптимизм, отличающий всех сибиряков, а, кроме того, особый рецепт «человека новосибирского». Человека свободного, предприимчивого, умного, ищущего, оптимистичного. Эти качества, похоже, и есть то «фамильное наследство», которое оставлено предками нынешним новосибирцам, которое нужно бережно хранить, передавая из поколения в поколение.

К.А. Голодяев

ИСТОЧНИКИ

1. ЗАЙЦЕВ К.П. Часовня на проспекте // В летнем лагере / Е.Л. Бородовская, А.П. Бородовский. – Новосибирск, 1993. – Вып. 3. – С. 72.

2. ИЗ МАТЕРИАЛОВ комиссии горсовета по истории // Вечер. Новосибирск. – 1990. – 13 окт. – С. 4. – (К 100-летию Новосибирска). – О дате основания Новосибирска и истории выбора Кривощёковского варианта мостового перехода через Обь.

3. АЛТАИЧ. По городам Сибири // Сиб. жизнь. – Томск, 1911. – 11 февр. – С. 2.

4. ТРУБИН А.Е. Ново-Николаевский посёлок // Нива. – 1898. – № 31. – С. 614–616 : ил.

5. СИБИРСКАЯ хроника // Вост. обозрение. – Иркутск, 1894. – 14 сент. – С. 1.

6. МАТЕРИАЛЫ Комитета Сибирской железной дороги. – 1893. – Т. 1. – Л. 112. – Источник информ. приведён по: Западно-Сибирские изыскания Транссиба, 1891–1892 гг. / С.К. Канн // Первые Ермаковские чтения «Сибирь: вчера, сегодня, завтра» : материалы регион. науч. конф., Новосибирск, 21 дек. 2008 г. – Новосибирск, 2009. – С. 73–85.

7. ГААК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 913. Л. 109. Переписка с Главным управлением Алтайского горного округа об удалении крестьян, самовольно поселившихся около села Кривощёково, на правом берегу Оби, близ строящейся Сибирской железной дороги. Прошения выселяемых крестьян о сдаче в аренду земельных участков.

8. ГАНО. Ф. Р-217. Оп. 1. Д. 116. Л. 1–4. Материалы по истории города Новосибирска (1928 год, 22.02–15.03).

9. ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 3598. Л. 4–17. Дело о преобразовании посёлка Ново-Николаевска в город.

10. РГИА. Ф. 265. Оп. 2. Д. 646. Л. 71 об. О переходе р. Оби у деревни Б. Кривощёкова. 11. РГИА. Ф. 268. Оп. 3. Д. 334. Л. 79, 134 об., 136 об. Пояснительная записка к ЗападноСибирским изысканиям.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. ГОЛОДЯЕВ К.А. Старый Новосибирск : (ист. заметки о том, откуда и когда вырос самый крупный город Сибири) / К.А. Голодяев ; [предисл. Л.В. Юрченко]. – Новосибирск : Издво музея г. Новосибирска, 2016. – 321, [2] с. : ил., портр., факс., [12] л. ил., карт, портр. – Библиогр. в конце ст.

2. ВОРОБЦОВА Л.Н. Частное предпринимательство в Новониколаевске (1893–1914 гг.) : монография. – Новосибирск : Ред.-изд. центр НГУ, 2015. – 434 с. : табл. – Библиогр. в примеч. в конце гл.

3. АНТРОПОВ Е.В. Новосибирск: этнические аспекты истории города. – Новосибирск : Издво Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2014. – 171 с. : ил., портр., карты. – Библиогр.: с. 154–170.

4. МАРАНИН И. Новосибирск: Пять исчезнувших городов. Кн. 1. Город-вестерн / Игорь Маранин, Константин Осеев. – Новосибирск : Свиньин и сыновья, 2014. – 322, [6] с. : ил., портр., карты, табл., [4] л. ил. – Библиогр. в конце глав.

5. ИСТОРИЯ города. Новониколаевск – Новосибирск : ист. очерки / [Н.А. Александров и др. ; гл. ред. В.Б. Лазуткин ; авт. вступ. ст. В.А. Ламин] ; Изд. дом «Ист. наследие Сибири», Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории. – [2-е изд., перераб. и доп.]. – Новосибирск : Ист. наследие Сибири, 2013. – 797, [2] с. : ил. – Загл. пер.: Новониколаевск – Новосибирск: история города. – Библиогр. в конце разд. 6. НОВОКШОНОВ С.М. Градостроительное развитие города Ново-Николаевска (Новосибирска) с 1893 по 1917 годы. – Новосибирск, 2013. – 148 с. : ил., карты. – Библиогр.: с. 141–142.

7. НОВОНИКОЛАЕВСК – Новосибирск : ист. фотоальбом = Novonikolayevsk – Novosibirsk / [рук. проекта Н.А. Александров ; пер. на англ. яз.: А.С. Щербакова и др.; фотохудожники: А.В. Аленкин и др. ; использованы фотоматериалы из др. изд.: Н.П. Литвинова и др. ; разраб. схем. планов Новосибирска: А.С. Волкова, Т.В. Семенова. – Новосибирск : Ист. наследие Сибири, 2013. – 251, [4] с. : ил. – Текст парал.: рус., англ.

8. СМОЛЬНИКОВ И. Город Новосибирск : 120 лет // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2013 год. – Новосибирск, 2012. – С. 5–10. – Библиогр.: с. 10–12

. 9. ЦЕПЛЯЕВ Л.Н. К вопросу о дате и месте возникновения Новосибирска // Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири. – Новосибирск, 1971. – Ч. 1–1970. – С. 47–64 : табл., схемы. – Библиогр. и археогр. в подстроч. примеч.