70 лет со дня рождения народного артиста России Заволокина Геннадия Дмитриевича (1948) – 18 марта

2018 году исполняется 70 лет со дня рождения Геннадия Заволокина. Выпускник Новосибирского музыкального училища (1968), свой творческий путь он начал баянистом в Сузунском народном хоре. В 1984 г. окончил Московский институт культуры. Освоил игру на гармони, баяне, домре и балалайке. С 1974 по 1991 год вместе с братом Александром работал в Новосибирской филармонии. Стал автором и составителем ряда сборников песен и частушек (в том числе в соавторстве с братом): «Частушки Западной Сибири» (1982), «Частушки родины Шукшина» (1986), «Это звонкое чудо – частушка» (1989), «Я – деревня» (1998), «Поёт ансамбль „Частушка”» (2000) и др. В 2014 г. вышел сборник последних песен композитора, «Живите, люди добрые!..». С 1986 г. на протяжении 15 лет Г.Д. Заволокин был автором, ведущим и руководителем цикла передач «Играй, гармонь!» (Центральное телевидение). В 1987 г. вместе с братом организовал ансамбль «Частушка», в 1992 создал Российский центр «Играй, гармонь!» (который ныне носит имя Г.Д. Заволокина). В 1999–2001 гг. редактировал одноимённый журнал о народном творчестве. Дважды – в 1990 и 1998 гг. – стал лауреатом Государственной премии России – «За концертные программы» и «За цикл телевизионных программ «Играй, гармонь!». 8 июля 2001 года Геннадий Заволокин погиб в автомобильной катастрофе близ деревни Новый Шарап Ордынского района. В 2001, 2002 годах именем народного музыканта названы улицы в г. Новосибирске и в посёлке Сузун Новосибирской области (здесь прошли его детство и юность). В 2002 г. малой планете № 9150 присвоено имя «Заволокин».

В 2005 г. на месте гибели народного артиста построена часовня во имя святого преподобного Геннадия Афонского, установлен памятник музыканту (в 2012 г. памятник открыт и в г. Татарске), в 2011 г. открыт музей – «Заволокин дом». С 2010 г. в городе Новосибирске и Новосибирской области раз в два года проводится Международный фестиваль «Играй, гармонь!» имени Геннадия Заволокина.

Из воспоминаний музыканта и педагога Н.А. Примерова

Эпизод 1-й. Что осталось за кадром (хроника съёмок одной передачи)

Со стороны казалось: какая чудесная жизнь у народного артиста Геннадия Заволокина! Всё даётся ему легко, идёт как по маслу! И на экране мы всегда видели счастливые лица участников телепередачи «Играй, гармонь!». Но, расскажу о съёмках всего лишь одной передачи. 16 февраля 1987 года, 13 часов. У здания Новосибирского цирка – столпотворение, собравшиеся музыканты буквально рвутся в бой. Геннадий Дмитриевич поначалу улыбался, шутил, общаясь с людьми. Но уже вскоре лицо его приняло озабоченный вид. Он жестикулировал, отсылал куда-то с поручениями своего брата Александра. Было ясно: что-то идёт не так.

Вскоре выяснилось, что не приехал видеоинженер. Ситуация грозила выйти из-под контроля. А после прибытия телевизионного специалиста обнаружилось, что разъёмы телекабелей не подходят к местным распределительным щиткам. С горем пополам проблему решили, прозвучала долгожданная команда: «Все по местам, начинаем!» Но уже через 15 минут камеры отключились, и весь цирк погрузился в темноту. Пропало электричество. Народ заволновался, зашумел, а это ни много ни мало почти две тысячи человек! Заволокин «вскипал», выясняя отношения с руководством цирка, потом пытался внушить телевизионщикам, что съёмку, пока идёт ремонт, нужно перенести в фойе. Так или иначе, весь план, намеченный на первый день, летел в тартарары. Заволокина буквально атаковали: «Снимите нас!» Кто-то отпросился с работы, кому-то нужно на поезд… Геннадий Дмитриевич и сам торопился, стараясь максимально выполнить то, что задумал. Ещё много толпилось в очереди музыкантов, когда раздался возглас телережиссёра: «Съёмка окончена, израсходовали всю плёнку!» Заволокину опять пришлось вызывать огонь на себя, долго объясняя людям, что продолжение последует завтра. Устало вытирал пот со лба. Сегодня предстояло ещё прогнать пролог и финал праздника, а также провести репетицию сводного оркестра гармонистов. Настал второй день съёмок. И опять всё пошло наперекосяк: телережиссёр не явился (у него температура под 40, грипп), звуковые микрофоны не работают, четыре камеры и телевизионный кабель вышли из строя. Напряжение нарастает, в воздухе пахнет грозой… Наконец, приятная новость: прибыл новый телережиссёр. Но он совершенно не в курсе, что от него требуется, из-за этого возникают разногласия с Заволокиным. Противостояние сторон продолжалось весь вечер. Телевизионщики никак не хотели подчиняться требованиям и творческим установкам «непрофессионала» и «самозванца».

Во время неразберихи я не заметил хоть какой-то помощи со стороны официальных учредителей праздника – чиновников из областного Управления культуры. Они даже не пытались «разрулить» ситуацию. Один из них отозвал меня в сторонку и сочувственно посоветовал: «Ну что ты стараешься, суетишься, выполняешь эти капризы Заволокина? Ему надо – пусть и носится. Тебе-то какое дело до всего?»

А люди всё прибывали и прибывали. Охране уже с трудом удавалось сдерживать напор желающих попасть на праздник гармони. Пришлось вызывать на помощь дополнительные наряды милиции… Это было невероятное зрелище. Народ запрудил всю прилегающую к цирку площадку!

Геннадий Дмитриевич в итоге оказался победителем. Фактически в одиночку, наперекор всем обстоятельствам, не обращая внимания на завистников, злопыхателей и равнодушных ко всему «ответственных лиц», он свершил великое дело.

И таких «лёгких» съёмок у Заволокина наберётся немало!.. Ну а телепередача с участием оркестра из 500 гармонистов, посвящённая 90-летию со дня рождения легендарного сибирского баяниста Маланина, получилась интересной, увлекательной и праздничной. На экране – ни следа каких-то неурядиц, размолвок… Все они остались за кадром! Эпизод 2-й. Как мы с Заволокиным собирались снимать фильм

Заволокин, как человек увлекающийся, легко «загорался» при появлении какой-либо новой идеи. Однажды он вернулся в Новосибирск из Москвы после встречи с гениальным актёром Георгием Бурковым. Они задумали снять фильм о чудиках из народа. И Геннадий Дмитриевич при встрече обратился ко мне:

– Слушай, а у тебя нет ли на примете какого-нибудь удивительного старичка?

– А знаете, есть. В посёлке Сокур Мошковского района живёт дед, Пётр Васильевич Селиванов. Так он играет на обыкновенном спичечном коробке.

– Ну-ка, ну-ка, поподробнее, пожалуйста. Поясни-ка, как он это делает.

А приспособление-то нехитрое. Музыкант выстругивал небольшую палочку, раза в три толще спички, приматывал её к коробку, чуть ближе к краю корпуса. Левой рукой он держал спичечную коробушку, а пальцами правой руки мелко перебирал-ударял (пристукивал) по палочке, которая при этом легко отклонялась и била по боковой поверхности, выдавая громкие щелчки (принцип кастаньеты). Звук получался звонкий и дробный, с отчётливым ритмическим рисунком. Игра такого виртуоза вызывала неописуемый восторг у слушателей. Заодно я изложил встречную идею фильма – о необычных народных музыкантах «Кто во что горазд». Заволокин пообещал и эту задумку обсудить в Москве.

Через несколько дней получаю письмо: «Затевай! Готовь людей. Будем снимать для „Мосфильма” и для Новосибирского телевидения. Скоро буду дома».

И вот звонок:

– Завтра же едем в Сокур к твоему чудику, с утра встречаемся на вокзале.

Но на другой день нас ждало разочарование: из-за ремонта путей утреннюю электричку отменили. Чтобы скоротать время до следующего рейса, Заволокин предложил побродить по привокзальному рынку. «А знаешь что, – вдруг остановился он чуть ли не у первого лотка. – Купим-ка мы с тобой арбуз. И жажду утолим, и время проведём – семечки полузгаем». Пока суд да дело, выбираем не самую маленькую ягоду, идём во внутренний дворик, где есть скамейка, лакомимся, неспешно ведём беседу на разные темы, про время совсем забываем. Спохватываемся поздно. До отправления нашей электрички остаются считанные минуты.

– Бежим, вдруг успеем, – восклицаю я. – Иногда отправление задерживают…

Да куда там. Кто не слышал песню про «сбежавшую» электричку: «Опять по шпалам, опять по шпалам…» Да и кто не знает злополучный закон подлости? Ты опаздываешь, а электричка именно сегодня отправляется секунда в секунду. «Убегает», издевательски помахав хвостом.

Но до чего же Заволокин неунывающий и находчивый!.. Он и в этой ситуации нисколько не сник, не расстроился, а повёл меня… в ресторан. К слову, в ресторане я тогда оказался впервые. Приобщился к «красивой жизни», ощутил и широту души знаменитого уже в те годы артиста. «Я угощаю, – говорит. – Мне зарплата позволяет. Недавно вот в филармонии сделали оклад в 300 рублей. Да, кроме того, гонорары получаю за песни, публикации и передачи. Так что ты не переживай, для меня это не обременительно».

Опять разговорились на тему настоящего и будущего гармони, телепередачи. Но чтобы не повторить ошибку, загодя идём к перрону. И тут неожиданно встречаем знакомую мне учительницу Н.А. Антонюк. Интересуемся, как там Селиванов и, к нашему потрясению, узнаём, что замечательного дедушку неделю как схоронили. Опечаленные и молчаливые, расходимся по домам... А через некоторое время и из Москвы пришло печальное известие – о скоропостижной смерти Георгия Буркова. Так и не удалось нам снять фильм о сибирских чудиках. Не сбылась и мечта двух самобытных народных артистов – Буркова и Заволокина.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. МЕЛЬНИКОВ Е. Заволокины // Новосибирск : гор. обществ.-художеств. журн. – 2014. – № 1. – С. 7–9 : ил. – Воспоминания о съёмках документального фильма «Рукодельные люди» (Новосибирсктелефильм, 1985) с участием Геннадия и Александра Заволокиных.

2. ПРИМЕРОВ Н.А. Геннадий Заволокин. – Новосибирск : Наука, Сиб. предприятие РАН, 2008. – 540, [2] с. : ил.

3. ЮРЛАВИНА О. Род Заволокиных в истории России [с 1930-х гг.] // Новая жизнь. – Сузун, 2007. – 24 мая. – С. 12 : ил.

4. ПРИМЕРОВ Н.А. Гармонисты России. – Новосибирск : Новосиб. гос. консерватория, 2006. – 703 с. : ил., портр. – Из содерж.: Геннадий Дмитриевич Заволокин / Н.А. Примеров. – С. 126–131; Виктор Фёдорович Боков, защитник и покровитель гармони : [о дружбе поэта с семьёй Заволокиных] / Н.А. Примеров. – С. 151–155; «Как Санька Степанов [из Краснодара] с Заволокиным состязался» / К.Н. Головко. – С. 619–620.

5. СИНИЧЕНКО Н.А. По звёздной дороге // Созидатели : очерки о людях, вписавших своё имя в историю Новосибирска. – Новосибирск, 2003. – Т. 2. – С. 165–173 : ил., портр.