90 лет со дня рождения заслуженного актёра и режиссёра Иоаниди Семёна Семёновича (1928) – 30 апреля

Семён Семёнович Иоаниди сыграл важную роль в развитии новосибирского театрального искусства конца 1950-х – 1990-х годов. Выпускник студии при Ленинградском БДТ (1947), свой творческий путь он начал как актёр в театрах Ленинграда, Москвы, Владивостока, Оренбурга, Львова. Работая во Львовском русском драматическом театре ПрикВО, вместе с женой, актрисой Анной Покидченко, Иоаниди получил приглашение из Новосибирского «Красного факела». [4] За пять сезонов в «Сибирском МХАТе» он сыграл несколько ролей – в постановках легендарной Веры Редлих «Живой труп» и «Барабанщица» (по пьесам Льва Толстого и А. Салынского), в спектаклях «Золотой телёнок» (по Ильфу и Петрову, режиссёр К. Чернядев) и «Весенние грозы» (по пьесе «Николай Иванович» Л. Гераскиной, режиссёры А. Малышев, Б. Райкин). Редлих привлекала актёра и к работе в качестве ассистента режиссёра.

В 1963 году Иоаниди становится главным режиссёром Новосибирского областного драматического театра, известного ныне как «Старый дом». В то время облдрама находилась в кризисном положении, и молодой руководитель принял решительные меры: реорганизовал труппу, сформировал новый, успешный репертуар. Постепенно укрепилось материальное положение театра. А в 1967 году, после десятилетий кочевой жизни, он получил собственное здание – бывшее городское начальное училище постройки 1912 года – со зрительным залом на 200 мест. Здесь Иоаниди прослужил главным режиссёром до 1974 года. Десятилетие под его началом стало новым этапом в жизни областного драматического. Театровед Г.К. Журавлёва пишет: «В период руководства театром С. Иоаниди перед коллективом стояли сложные творческие задачи: во-первых – освоение современного театрального языка – советский театр переживал период расцвета театральной условности. Во-вторых – обретение собственного стиля на новой камерной сценической площадке». [3]

Иоаниди ставил и современные пьесы публицистического звучания, и классику – русскую, зарубежную. Впервые в стране поставил инсценировку по роману М. Шолохова «Они сражались за Родину» («Полк идёт»), пьесы «Мои знакомые» Л. Шаврина и «Письмо позвало в дорогу» Л. Моисеева. Появились в репертуаре новосибирской облдрамы «Доходное место» и «Бесприданница» А. Островского, «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, «Дама-невидимка» П. Кальдерона. Огромным успехом пользовались у публики «Коварство и любовь» Ф. Шиллера и «Средство Макропулоса» К. Чапека, на них просто невозможно было достать билеты. По мнению Г.К. Журавлёвой, «результатом творческих усилий главного режиссёра явилось открытие „принципа спектакля крупномасштабных форм на камерной сцене театра”, который нашёл наиболее яркое воплощение в таких постановках С. Иоаниди как „Шторм” Б. Билль-Белоцерковского (1967), „Земля” Вирты (совместно с И. Хасиным, 1970), „Макбет” У. Шекспира (1973), „Антигона” Ж. Ануя (1974)». [3]

«Антигона» – один из последних спектаклей Иоаниди в «Старом доме». В 1974 году он возглавил Новосибирский драматический театр «Красный факел». Здесь поставил такие спектакли как «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Старомодная комедия» А. Арбузова, «Да здравствует королева, виват!» Р. Болта, «Дон Хуан» Г. Фигейреду. Газеты того времени писали: «Если определить ведущую тему главного режиссёра заслуженного деятеля искусств РСФСР Семёна Семёновича Иоаниди, то это, прежде всего, героика: сильные, крупные характеры, острейшие коллизии […] Если говорить о главной, характерной черте Семёна Семёновича, художника и человека, то это жажда первооткрытия…» [5] Спектаклем-легендой стало «Гнездо глухаря» по пьесе Виктора Розова. В 1979 году, лишь только получив от драматурга новую пьесу, краснофакельцы взялись за её постановку – режиссёра привлекло то, что драматург, описывая жизнь одной семьи, выявил нравственные пороки общества в целом. Как пишет новосибирская журналистка Яна Колесинская, «драма ”Гнездо глухаря” разбудила публику, как „Колокол” Герцена. Это был самый аншлаговый спектакль в репертуаре театрального Новосибирска конца 70-х – начала 80-х. За билетами в кассу „Красного факела” выстраивались очереди, и в них говорили о том, что надо успеть посмотреть правду жизни, а то снимут с репертуара. И так целое десятилетие». По воспоминаниям заслуженного артиста России В.Е. Лемешонка, исполнявшего в «Гнезде глухаря» одну из центральных ролей, «Семён Иоаниди не был режиссёромавангардистом, но обладал сильным характером. Решительный, пробивной, влиятельный, он чувствовал дух времени, часто ездил в Москву, черпал новые тенденции, вращался в театральных кругах столицы. […] Он был мудр и уважал в актёре умение самостоятельно мыслить, отстаивать свою точку зрения, чем, как оказалось впоследствии, обладает мало кто из постановщиков [...] Мой первый режиссёр помог мне встать на ноги в профессии». [1] А в конце 1990-х годов в Новосибирске появился ещё один профессиональный драматический театр, единственный в левобережной части города. Семён Иоаниди основан его ещё в конце 1950-х годов. Создал – как народный театр – из драматического кружка при Доме культуры имени Клары Цеткин. Режиссёр был педагогом, художественным руководителем коллектива до 1964 года, и потом, в 1980-х, 1990-х годах (то есть, одновременно возглавляя другие театры), когда самодеятельный театр приобрёл статус профессионального и стал называться «На левом берегу». Среди спектаклей, которые Иоаниди поставил здесь – «Единственный наследник» Ж.Ф. Реньяра, «Похождения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича, «Анфиса» Л. Андреева, «Последний парад» А. Косенкова, «Гедда Габлер» Г. Ибсена, «Конец – делу венец» У. Шекспира. А программной постановкой стал «Гамлет», который не исчез из репертуара и после смерти режиссёра в 1998 году… По словам ведущей актрисы театра «На левом берегу» Ольги Сибиркиной,

«Иоаниди – он из той, выродившейся, исчезнувшей уже породы настоящих людей. Красавец, интеллектуал с блестящим чувством юмора, с редкостным благородством. Как говорится, мужчина, каких „больше не выпускают”». [2]

Н.М. Притупова

ИСТОЧНИКИ

1. КОЛЕСИНСКАЯ Я.А. Звук натянутой струны : артист театра «Крас. факел» Владимир Лемешонок на сцене и за кулисами. – [Б. м.] : Изд. решения, 2016. – 275, [4] с. : ил., портр. – См. с. 61, 63.

2. СИБИРКИНА О.П. Ольга Сибиркина: Я готова саму себя съесть! // Новая Сибирь. – 2014. – № 50 (12 дек.). – С. 9 : портр. – Интервью с ведущей актрисой театра «На левом берегу»

. 3. ЖУРАВЛЁВА Г.К. Театры Новосибирска // История города. Новониколаевск – Новосибирск : ист. очерки. – Новосибирск, 2005. – Т. 1. – C. 649–722 : ил., портр. – Библиогр.: с. 721–722. – См. с. 692–693, 710–713.

4. КОНЬЯКОВА Т. Анна Покидченко и миллион алых роз : [по материалам интервью с актрисой] // Вечер. Новосибирск. – 2004. – 7 окт. – С. 24 : ил.

5. [ВЫПУСК газеты «Красного факела», приуроченный к началу 60-го сезона] / отв. за вып. Л.Б. Сердюковская. – Новосибирск, 1979.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. ИОАНИДИ Семён Семёнович (1928–1998) : [биогр. справка] // Галерея выдающихся новосибирцев. – Новосибирск, 2012. – [Вып. 1]. – С. 46 : ил., портр.

2. ГОЛОВИНА В. Сибиряк с греческим профилем : [к 70-летию со дня рождения] // Совет. Сибирь. – 1998. – 15 мая. – С. 19.

3. С ЛЕВОГО берега в последний путь : [о твор. пути С.С. Иоаниди] // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 1998. – № 43 (30 окт.). – С. 3.

4. КУЗНЕЦОВА Н. Семён Иоаниди. Логика судьбы : (к 70-летию со дня рождения) // Дарование. – 1997. – № 3. – С. 29–30 : портр.