90 лет со дня выхода первого номера литературного журнала «Настоящее» (1928) – 1 февраля

Новосибирский литературно-публицистический журнал «Настоящее» был основан в 1928 году и просуществовал до начала 1930-го. Несмотря на такую недолгую историю, издание, представлявшее одноимённую новосибирскую литературную группу, куда входили Б. Резников, А. Панкрушин, Е. Иванов (Филиппыч), М. Гиндин и другие, по праву считается выдающимся памятником периодики русского авангарда.

Редактировал «Настоящее» активный организатор советской печати Александр Львович Курс, приехавший в 1926 году в Новосибирск по направлению ЦК ВКП(б). За плечами журналиста осталось восемь лет репортёрской работы в Лондоне (1911–1918), гражданская война, редактирование столичных журналов «Экран» и «Журналист» и газеты «Кино». Наряду с журналистикой, Курс активно работал на поприще кинематографии. Теоретик кино и сценарист, он близко дружил с известным деятелем советского кинематографического авангарда Л.В. Кулешовым, работал вместе с И.П. ИвановымВано, режиссёром, художником-мультипликатором, одним из основателей советской мультипликации.

В Новосибирске Курс занимал должность ответственного инструктора, затем – заместителя заведующего, заведующего отделом печати Сибкрайкома ВКП(б), в 1927 году стал основателем и главным редактором журнала Сибкрайкома «Агитатор», а также периодического пособия для журналистов «Газетчик», которое можно рассматривать как прообраз «Настоящего». Впоследствии – главным редактором газеты «Советская Сибирь» (1929) и редактором «Настоящего». В годы работы в Москве А.Л. Курс тесно сотрудничал с некоторыми деятелями литературно-художественного объединения «Левый фронт искусств» (ЛЕФ). Сразу после выхода первых номеров «Настоящего», в майском выпуске журнала «Новый ЛЕФ» (Москва) за 1928 год появилась рецензия на новосибирское издание, которое автор публикации, С. Третьяков, высоко оценил, поставив в пример столичному журнальному авангарду.

Стиль «Настоящего» определяло ведущее в искусстве 1920-х годов направление – «литература факта». Главная роль отводилась очеркам, бытовым зарисовкам, заметкам, фельетонам, сохранившим атмосферу конца двадцатых. Новосибирск изображён в них как строящийся город, город больших надежд, а вся Сибирь – как русская Америка, причём наряду с городской темой активно развивалась тема сельскохозяйственного переустройства.

Журнал вёл постоянный диалог с читателями, давал возможность высказаться крестьянам и рабочим. В каждом номере печатались письма сибиряков, устраивались дискуссии, редакция обсуждала с подписчиками содержание и разделы уже вышедших и только готовящихся к печати номеров. То есть, по сути, издание «конструировалось» на глазах и с участием тех, для кого предназначалось.

В материалах «Настоящего», подготовленных журналистами и писателями, обильно цитируется речь героев публикаций. Профессиональные очеркисты того времени считали очень важным отразить быт, запечатлеть живое народное слово (предварительно подвергнув, конечно, монтажу). Даже стихотворные тексты в журнале нередко стилизованы под фольклор – частушки на злобу дня, рабочие песни и гимны. Встречаются имитации малых жанров фольклора народов Сибири.

В «Настоящем» печатались такие известные сибирские писатели, как Н. Анов, В. Вихлянцев, А. Коптелов, Л. Мартынов, А. Панкрушин, А. Сорокин, А. Топоров. Между тем, отстаивая эстетику факта, журнал обрушивался на литературу, «писательство», «литературщину». Регулярно порицались М. Горький, М. Шолохов, Ю. Олеша, Вс. Иванов, И. Сельвинский. В числе критикуемых сибиряков оказались В. Итин, В. Зазубрин, Г. Вяткин, К. Урманов и многие другие. При этом некоторые из них были авторами и членами редколлегии «Настоящего» в первых его номерах. Художественным оформлением журнала занимались высококлассные графики: С. Бигос, А. Вощакин, А. Заковряшин, П. Ивакин, С. Липин, В. Уфимцев и другие. Обложка каждого номера уникальна (в отличие от серийных обложек других изданий), почти на каждой странице размещены оригинальные графические иллюстрации, кроме того журнал имел собственную марку, воспроизводившуюся из номера в номер. Фотоиллюстраций в «Настоящем» крайне мало, зато графика в некотором роде автономна, она не повторяет содержание текстов, не визуализирует те или иные моменты очерков, а строит свой собственный сюжет, который лишь косвенно перекликается с текстовым сюжетом.

Критикуя литературу и литераторов, журнал не только вступил в жёсткую полемику с авторитетными «Сибирскими огнями», но и последовательно отверг признанные образцы русской и советской классики, что, в конце концов, привело к конфликту с М. Горьким и перестало соответствовать требованиям советской цензуры. В 1930 году издание прекратило существование. Редактор «Настоящего», А.Л. Курс, ещё в конце 1929 г. отстранённый от должности главного редактора «Советской Сибири», в 1930 был обвинён в поддержке «право-левацкого блока» Сырцова-Ломинадзе и исключён из ВКП(б), затем, правда, восстановлен. После разгрома «Настоящего» А. Курс вернулся в Москву, в 1937 г. был арестован, осуждён и расстрелян на Лубянке.

Е.В. Капинос

ИСТОЧНИКИ

1. КАПИНОС Е.В. «Литература» и «факт» в новосибирском журнале «Настоящее» (1928– 1930) // Сюжетология и сюжетография. – 2016. – Вып. 2. – С. 138–165.

2. ЯРАНЦЕВ В. «Настоящее» – журнал несбывшихся надежд // Сиб. огни. – 2008. –

№ 3. – С. 169–182; № 4. – С. 171–181. – Прил.: Кирпичом по скворешне / Александр Курс : [перепеч. из газ. «Совет. Сибирь» от 17 июня 1928].

3. СРЕДСТВА массовой информации Новониколаевска – Новосибирска, 1906–2006 гг. : слов.-справ. / авт.-сост.: А.Л. Посадсков, И.В. Лизунова. – Новосибирск : Ред.-изд. отд. ГПНТБ СО РАН, 2007. – 543 с. : ил., портр., [24] л. ил., портр. – Списки лит. и арх. док. в конце ст. – Из содерж.: «Настоящее» / А.Л. Посадсков. – С. 181–183; Курс Александр Львович / А.Л. Посадсков. – С. 393–394.

4. БЕРНШТЕЙН А. Время и дела Александра Курса // Киновед. зап. : ист.-теорет. журн. – 2001. – № 53. – С. 260–289.

5. ПОСАДСКОВ А.Л. Книжное дело советской Сибири: уроки двадцатых // Сиб. огни. – 1989. – № 10. – С. 154–162. – См. с. 160–162.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. ЖИРКОВ Г.В. Журналистика сталинской эпохи, 1928 – 1950-е годы. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2016. – 497, [1] с. : граф., табл. – Библиогр. в конце глав. – На с. 162–163, в частности, о понятии «информационная ценность индивидуального факта», введённом А. Курсом.

2. ПОЧТИ детективная история редактора А. Курса / по материалам облгосархива подгот. Н. Безрядин // Совет. Сибирь. – 1999. – 24 июня. – С. 3. – (80 лет. Советская Сибирь. Редакторы).

3. ГОРШЕНИН А.В. У сибирского костра // Беседы о сибирской литературе / Алексей Горшенин. – Новосибирск, 1997. – С. 87–111. – Из содерж.: Сибирская ассоциация пролетарских писателей (СибАПП) [и журнал «Настоящее»]. – С. 104–108.

4. ШКАПА И. Семь лет с Горьким : [воспоминания] / предисл. А. Нуйкина. – М. : Совет. писатель, 1990. – 506, [1] с. : портр. – Воспоминания сотрудника редакции журнала «Наши достижения» (1928–1935). На с. 82–85 о мнении М. Горького относительно журнала «Настоящее» и Сибирской ассоциации пролетарских писателей.

5. ПАРАМОНОВ С.С. Из истории сибирской ассоциации пролетарских писателей (СибАПП) // Развитие литературно-критической мысли в Сибири. – Новосибирск, 1986. – С. 193–214. – См. с. 205–211.

6. ТРЕТЬЯКОВ С. Настоящее «Настоящее» // Новый ЛЕФ. – 1928. – № 5. – С. 43–44.