Аграфена Купальница – 6 июля

Аграфена Купальница — народный праздник, отмечаемый 23 июня (6 июля). В этот день всё было подчинено подготовке к ночной встрече Купалы.

После принятия христианства на этот день наложилось церковное почитание святой Агриппины, прозванной в народе Аграфеной.

Другие названия дня

Купальница, Лютые коренья, Обетная каша, Канун Иванова дня, Ивановские ночи, Сбор лечебных трав, Липеньские купальщицы, Купало, Скакунов вечер (белорус.), Ведьмин день (белорус.), Купалье (белорус.), Аграфена.

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: Владимирскую икону Божией Матери; мученицу Агриппину; Собор Владимирских святых; священномученников Александра, Алексия, Петра пресвитеров (1918); священномученника Митрофана, архиепископа Астраханского (1919); мучеников Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия, Урвана и иных (IV); праведного Артемия Веркольского (1545); второе перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского (1714); иконы — Псково-Печерскую, именуемую «Умиление» (1524), Заоникиевскую (1588), и именуемую «Вратарница», или «Неугасимая Свеча» (1894).

Мученице Агриппине молятся при всевозможных недугах, а также проказе. Праведному Артемию Веркольскому молятся об исцелении от лихорадки, горячки, а также при заболевании глаз. Владимирской иконе Божией Матери молятся об исцелении от тяжёлых недугов, об избавлении от врагов.

Русские традиции

Всё, что было связано с купанием, баней и травами, нашло отражение в этот день. Во многих местах только с Купальницы начинают купаться, «закупываются». Бывают даже общие купания, сопровождаемые песнями. Особенно радуются дети, играясь и пытаясь столкнуть друг друга в воду.

Один из довольно распространённых купальских обрядов — обливание водой всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку чтобы наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и малолеток. Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням. Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, «причём, — как замечает этнограф XIX в. — разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах».

Считается, что к этому дню лютые травы и коренья в соке, а травы лучистые в силе. Селяне украшали дома вениками, пучками травы и букетами цветов.

И верили, и видели, будто на телегах, выстланных скошенной травой, украшенных букетами цветов, едет она, обмытая росами, рассветом-зоряницей привечаемая, лелеемая ветерком светлокрылым, из семи братьев Ветровичей младшим братом. Едет красавица Аграфена с Иваном Купалой повидаться.

В этот день заготовливают банные веники на весь год. Для этого девушки и женщины после обеда запрягают лошадь и уезжают в лес ломать молодые березовые ветки. Иногда веники делают из различных пород лиственных деревьев и растений, тогда в каждый веник входило по ветке: от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и ветку разных сортов. Это ритуальные веники: одним из них парятся в этот день в бане, другими обряжают недавно отелившихся коров, третьи, наконец, перебрасывают через головы или бросают на крышу бани с целью узнать будущее (если веник упадёт вершиной к погосту, то бросающий умрёт, а если не вершиной, то останется жив). Заготовка веников идёт под песни.

К вечеру обязательно моются и парятся в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы. Парятся веником из богородицкой травы (тимьян или чабрец) и папоротника, иван-да-марьи и ромашки, из лютика (купальница), полыни и мяты пахучей.

В некоторых великорусских местностях ещё накануне Аграфены-купальницы, деревенские девушки собираются на беседу и толкут в ячмень в ступе, сопровождая эту несложную работу песнями. Утром, на Аграфену, из этого ячменя варится в складчину обетная каша, съедаемая вечером с коровьим маслом. Этой кашей также угощают нищих.

В некоторых местностях в день Аграфены Купальницы девушки ходили в своих лучших нарядах по домам и просили: «Умойте». В переводе на обычный язык это значит — дайте что-нибудь из девичьих украшений: серьги, ленточки, бусы и прочее.

В течение всего дня и ночью звучат песни.

Обязательное событие дня Купальницы — сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей. На Ивана Травника, отчаянные мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады. А знахари, ложась спать, читают самодельные молитвы.

Самое главное значение дня — это подготовка к празднику Купалы, который начнётся вечером этого дня и продлится всю ночь.

Поговорки и приметы

На Аграфену гречиха мала — овсу пороет. Репу досевай. Репу сей на Аграфену — хороша репа будет. На Аграфену и старики закупываются. Мойся белее, будешь милее. Пар костей не ломит, души вон не гонит. Утресь меня зеленушка упoлзал, уёрзал и спать уклaл (о банном венике). Купаленька — ночь маленька. Сегодня — Купало, завтра — Иван. Мимо девки, да мимо репки так не пройдёшь. Приехала Купаленка на семидесяти тележках. Привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почестей. «Віночок вити — життя любити» (укр.)