День армейской авиации – 28 октября

28 октября - День армейской авиации

Дату 28 октября в России принято считать днем, когда была создана армейская авиация. А произошло это событие в 1948 году в подмосковном Серпухове была сформирована первая вертолётная эскадрилья. Именно с этой первой эскадрильи и началась армейская авиация в качестве отдельного рода войск.

Изначально вертолетная авиация именовалась вспомогательной. Ее задачи включали в себя перевозку грузов, корректировку огня, разведку и связь. Постепенно вертолеты начали модернизировать, их оснастили мощным оружием. С принятием на вооружение российской армии в начале 70-х годов прошлого века Ми-24 вспомогательная авиация стала армейской. Она начала выполнять возложенные на нее боевые задачи, прикрывать тыл и поддерживать сухопутные войска.

Армейская авиация в нашей стране зародилась перед Первой мировой войной. Но именно в военное время она начала применяться в боях.

В конце XIX века действовал отдельный воздухоплавательный парк, состоявший в распоряжении Комиссии по воздухоплаванию, голубиной почте и сторожевым вышкам. На маневрах 1902—1903 годов в Красном Селе, Бресте и Вильно проверялись способы использования воздушных шаров в артиллерии и для воздушной разведки (наблюдения). Убедившись в целесообразности применения привязных шаров, Военное министерство приняло решение создать специальные подразделения при крепостях в Варшаве, Новгороде, Бресте, Ковно, Осовце и на Дальнем Востоке, в составе которых имелось 65 шаров. Но они являлись не слишком надежными и удобными летательными аппаратами. Нужно было что-то менять, поэтому в 1908 году в нашей стране решено было приступить к изготовлению дирижаблей.

За рубежом в те времена уже появились первые самолеты. Инженерное ведомство недоверчиво относилось к идее использовать авиацию в военных целях. Лишь в 1909 году оно предложило Учебному воздушно-плавательному парку построить 5 аэропланов. Затем военное ведомство закупило у иностранных фирм несколько самолётов Райта и Фармана. Тогда же работы по постройке самолетов начались и в России. В нашей стране в скором времени было открыто несколько частных предприятий, которые занимались изготовлением моторов и самолётов. Часть этих фирм являлись дочерними предприятиями французских заводов. В период с 1909 по 1917 год в России было построено более двадцати авиационных предприятий.

В 1910 году в будущем известный авиаконструктор Игорь Сикорский построил вертолёт, который был способен подниматься в воздух, но только без пилота, то есть удерживать только свой вес. Поэтому на время работа над созданием вертолета была приостановлена. К ней он вернулся только в 1938 году уже в Соединённых Штатах Америки, куда эмигрировал весной 1918 года.

Вертолёт Сикорского обладал способностью к прямому вертикальному взлёту и взлёту под углом, а также к зависанию над обозначенной зоной. Аппарат мог передвигаться в воздухе вперёд, назад и вбок.

Именно И.И.Сикорский воплотил в жизнь идею одновинтового вертолёта. Его аппарат был единственным вертолётом, находившимся на вооружении армий антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны. С 1942 по 1945 гг. союзным армиям было предоставлено 150 вертолётов Сикорского. Прежде всего, они использовались в качестве вспомогательных и спасательных транспортных средств, что отвечало первоначальному замыслу конструктора. Во время сражений, развернувшихся в ходе Корейской войны, вертолёты Сикорского с врачами на борту спасли около 10 тысяч человек. На вертолёте Сикорского был совершён также перелёт через Атлантику.

Армейская авиация в Советских Вооруженных Силах начала формироваться в 1918 году. Организационно она состояла из отдельных авиационных отрядов, входивших в окружные Управления воздушного флота, которые в сентябре 1918 года были переформированы во фронтовые и армейские полевые управления авиации и воздухоплавания при штабах фронтов и общевойсковых армий. В июне 1920 года полевые управления были реорганизованы в штабы воздушных флотов с непосредственным подчинением командующим фронтами и армиями. После Гражданской войны 1917—1923 годов ВВС фронтов перешли в состав военных округов. В 1924 году авиационные отряды ВВС военных округов были сведены в однородные авиационные эскадрильи (по 18—43 самолёта), преобразованные в конце 20-х годов в авиационные бригады. В 1938—1939 годах авиация военных округов была переведена с бригадной на полковую и дивизионную организацию. Основной тактической единицей стал авиационный полк (60—63 самолёта). Полк состоял из авиационных эскадрилий (авиаэскадрилий). Авиаэскадрилья состояли из звеньев.

Авиация РККА, основывалась на основном свойстве авиации — способности наносить противнику быстрые и мощные удары с воздуха на большие расстояния, не доступные для других родов войск. Боевыми средствами авиации являлись самолеты, вооруженные бомбами фугасного, осколочного и зажигательного действия, пушками и пулеметами. Авиация обладала, на тот момент, большой скоростью полета (400—500 и более километров в час), способностью легко преодолевать боевой фронт противника и проникать глубоко в его тыл. Боевая авиация применялась для поражения живой силы и технических средств противника; для уничтожения его авиации и разрушения важных объектов: железнодорожных узлов, предприятий военной промышленности, узлов связи, дорог и т. д. Разведывательная авиация имела своим назначением ведение воздушной разведки в тылу противника. Авиация вспомогательного назначения использовалась для корректирования огня артиллерии, для связи и наблюдения за полем боя, для вывоза в тыл больных и раненых, требующих срочной врачебной помощи (санитарная авиация), и для срочной перевозки военных грузов (транспортная авиация). Кроме того, авиация использовалась для переброски войск, оружия и других средств борьбы на большие расстояния.

В СССР в составе армейской авиации были ближние бомбардировщики, штурмовики, истребители, разведчики и корректировщики. Армейская авиация организационно входила в состав ВВС общевойсковых армий. Перед началом 2-й мировой войны разрабатываются современные образцы боевых самолётов (к началу войны составляли лишь 20 % парка авиационной техники, остальные самолёты были устаревших конструкций):

  • истребители Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3;
  • штурмовик Ил-2;
  • пикирующий бомбардировщик Пе-2;

К началу Великой Отечественной войны 1941—1945 годов авиация военных округов состояла из отдельных бомбардировочных, истребительных, смешанных (штурмовых) авиационных дивизий и отдельных разведывательных авиационных полков. В мае — ноябре 1942 года армейская авиация была упразднена. Задачи, ранее решаемые ею, стали выполнять воздушные армии, армейская авиация стала называться войсковой авиацией. На базе армейской и фронтовой авиации были созданы воздушные армии, состоявшие из отдельных авиационных дивизий истребительной, бомбардировочной, штурмовой авиации и отдельных авиационных полков разведывательной и вспомогательной авиации, подчинялись командующим фронтами, а в специальном отношении — командующему ВВС Красной Армии. Создание воздушных армий обеспечивало массированное применение авиации на главном направлении действий войск фронтов, групп армий, армий. Осенью 1942 года авиационные полки всех родов авиации имели по 32 самолёта, летом 1943 года количество самолётов в полках штурмовой и истребительной авиации было увеличено до 40 самолётов. Во время Великой Отечественной войны войсковая авиация, решая поставленные задачи, затратила на борьбу за завоевание господства в воздухе 35 %, на поддержку сухопутных войск 46,5 %, на ведение воздушной разведки 11 % и на выполнение других задач 7,5 % боевых самолёто-вылетов.

В 1946 году войсковая авиация опять переименована в армейскую. Армейская (тактическая) авиация имела, на тот момент, на вооружении сверхзвуковые самолёты, оснащенные пушечным, ракетным, бомбардировочным оружием и оборудованные радио- и радиолокационными приборами и системами. Она была способна действовать в любых условиях погоды и времени суток, перехватывать и уничтожать на дальних подступах скоростные (сверхзвуковые) воздушные цели, прикрывать свои войска и объекты тыла, содействовать сухопутным войскам в проводимых ими операциях —наносить удары по авиационным, ракетным, сухопутным группировкам противника, отыскивать и уничтожать малоразмерные подвижные объекты (цели), вести воздушную разведку. Армейская авиация (с 2003 года) вошла в состав ВВС Вооружённых Сил Российской Федерации.

В ходе технической эволюции, вертолёты превратились в грозное оружие. Первый советский многоцелевой вертолёт Ми-1 был сконструирован под руководством Михаила Леонтьевича Миля. Трёхместный вертолёт с единственным несущим винтом предназначался как для гражданских, так и для военных нужд. Под его руководством также были созданы вертолёты Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-10К, Ми-12. На этих машинах было установлено 60 официальных мировых рекордов.

Вертолёт Ми-4 по грузоподъёмности в 4 раза превосходил вертолёт Ми-2. Первоначально предполагалось использовать его как десантный. Для упрощения погрузки техники и вооружения в задней части фюзеляжа были предусмотрены двустворчатые двери. В вертолёте могли разместиться четырнадцать экипированных бойцов. Вертолёты этой модификации были оснащены воздушными подушками и поплавками, то есть при необходимости вертолёт мог использоваться как амфибия. В 1953 году транспортный вертолёт Ми-4 успешно прошёл испытания, а в 1957г. получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.

А в начале 70-х годов двадцатого столетия на вооружение был принят Ми-24. Внедрение этого боевого вертолёта изменило круг задач вспомогательной авиации и поставило поддержку действий сухопутных войск на поле боя на первое место, именно тогда вспомогательная авиация трансформировалась в армейскую.

За несколько десятилетий непрерывного развития отечественная армейская авиация получила богатый боевой опыт. За эти годы экипажи армейской авиации успели поработать не только во всех «горячих точках» нашей страны, но и в других странах.

В 80-е годы эти эскадрильи мужественно сражались в Афганистане. Это испытание вертолётчики прошли с честью, укрепив свой профессионализм и показав достойнейшие примеры героизма и высочайшего лётного мастерства.

По оценкам авианаводчиков, работавших в боевых порядках наземных подразделений, именно вертолеты обладали наивысшей эффективностью при огневой поддержке. Применение вертолетов позволило советскому командованию оперативно реагировать на партизанскую тактику моджахедов. Вертолеты использовались для огневой поддержки наземных подразделений, преследования отходящего противника, воздушного патрулирования местности и сопровождения автоколонн, высадки десантов на ключевых позициях, снабжения войск, спасения сбитых летчиков и эвакуации тяжелораненых. (Правда, в районах с превышением над уровнем моря свыше 2500-3000 м вертолеты уже работали на пределе своих возможностей, и здесь огневую поддержку войскам оказывали Су-25).

Вертолеты стали настоящими летающими танками и бронетранспортерами, которым не страшна была самая пересеченная местность. Именно поэтому вертолеты были приоритетными целями для огня моджахедов. Излюбленной тактикой моджахедов было дать пролететь вертолету над их замаскированными позициями, а затем открыть огонь вдогонку. В мае 1980 года впервые появились в воздухе Ми-24, вооруженные пулеметами для стрельбы назад.

Ми-24 – боевой вертолет с частично бронированным корпусом. В базовой версии вооружение включало крупнокалиберный пулемет для стрельбы вперед, блоки НУРСов, и 4 ПТУР комплекса «Фаланга-М». Впоследствии неоднократно модифицировался. Самой массовой версией стал Ми-24В с подвижной пулеметной установкой УСПУ-24 с четырехствольным 12,7-мм пулеметом ЯкБ-12,7, 16 ПТУР и блоками вооружения с неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) различных типов. Дополнительно вертолет мог нести бомбовое вооружение.

Ми-24 сыграли ведущую роль в Афганской войне. К концу 1980-г количество Ми-24 в 40-й армии было доведено до 251 единицы. В бою Ми-24, как правило, выпускал ракеты с 1200-1500 м, а на дистанции 800-1000 м открывал огонь из пулемета. Вертолетное вооружение было достаточно эффективным против живой силы противника: каждая боеголовка НАР С-8 обеспечивала сплошное поражение в радиусе 10-12 м, а четырехствольный пулемет давал особенно мощный и точный огонь и пробивал дувал толщиной до полуметра. Для разрушения укрепленных объектов, устойчивых к НАР, использовались авиабомбы калибром 250 и 500 кг или зажигательные баки калибром 500 кг.

В первые месяцы после ввода советских войск для усиления вертолетной поддержки с воздуха к вертолетам Ми-24 добавились Ми-8, причем некоторые из машин были позаимствованы у гражданской авиакомпании «Аэрофлот». Ми-8 не обладали столь грозной огневой мощью, как Ми-24, зато были незаменимы в десантных операциях.

Объемы повседневной боевой работы, проведенной вертолетчиками, не поддаются никакому описанию. Если в 1985 г. среднее число вылетов на один Су-25 составляло 216, а на МиГ-23 – 112, то на один вертолет в среднем приходилось 360-400 вылетов, а у отдельных машин количество вылетов за год доходило до тысячи. Отсюда и ужасающее, по сравнению с другими типами авиатехники, количество потерь – 333 машины, из них 28 тяжелых транспортных вертолета Ми-6, 174 транспортно-боевых Ми-8 и 127 боевых Ми-24, 4 Ми-9 и Ми-10. К этому количеству следует добавить еще 338 Ми-8/17 и Ми-25/35 афганской армии.

Многие из этих машин не были сбиты непосредственно огнем моджахедов, и внешне их гибель выглядела как несчастный случай. Однако аварии вертолетов, происходили, в основном, вследствие выхода на рискованные режимы полета в экстремальных условиях боя. Например, попытка уйти от обстрела ракетами на «бреющем» полете, в результате – столкновение с землей.

Ещё одной яркой страницей в истории армейской авиации являются боевые действия в Таджикистане в начале девяностых. Тогда перед армейскими лётчиками стояла задача обеспечения безопасной эвакуации семей российских военнослужащих из зоны конфликта. С нею они справились на отлично. Армейская авиация внесла неоценимый вклад в дело борьбы с терроризмом на Северном Кавказе в 90-е – начало 2000-х. В настоящее время армейская авиация выполняет боевые задания на Северном Кавказе.

Армейская авиация в мирной обстановке обеспечивает мероприятия, направленные на боевую подготовку Сухопутных войск. Например, боевые и транспортные вертолеты всегда участвуют в военных учениях любых масштабов. Современная армейская авиация включает в себя следующие виды авиации: истребительную, истребительно-бомбардировочную (тактических истребителей), штурмовую, бомбардировочную, вспомогательную и разведывательную. На ее вооружении сегодня имеются вертолёты, самолёты, а также и беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Вертолеты оказываются незаменимыми в различных ситуациях благодаря тому, что они являются мобильными и для их взлета и посадки не требуется аэродрома, в отличие от самолетов, а также они могут зависать в воздухе и перемещаться в любом направлении. Главным недостатком такой техники можно назвать не слишком высокую скорость полета и большой расход топлива, если сравнивать с самолетом.

В настоящее время задачи авиационной поддержки общевойсковых формирований решаются в основном вертолётами Ми-24В(П), Ка-50, Ка-52 и Ми-28Н. Эти вертолёты нашли широкое применение и внесли большой вклад в разгром бандформирований в Чеченской республике и других регионах Северного Кавказа при проведении контртеррористических операций. Важную роль они играют и в составе ограниченных контингентов миротворческих сил за пределами России.

Военная вертолётная авиация в настоящее время применяется во всех видах и родах Вооруженных сил России и решает при этом широкий спектр задач, в том числе по перевозке личного состава войск и материально-технических средств. Для этих целей используются средние транспортно — десантные вертолеты семейства Ми-8 (Ми-8МТ, Ми-8МТВ-1, МИ-8МТВ-2, Ми-8МТВ-3), а также тяжелые вертолеты Ми-26, не имеющие аналогов в мировом вертолетостроении.

На их базе созданы и разрабатываются новые вертолётные комплексы различного целевого назначения (постановщики помех, воздушные пункты управления, топливозаправщики, разведывательные вертолёты в интересах решения задач инженерных и химических войск, поисково-спасательные вертолёты и другие).

В последнее время придаётся значение созданию вертолетов лёгкого класса грузоподъемностью порядка 1000 кг (лёгкий многоцелевой вертолет). Эти вертолеты будут являться базой для создания на их основе комплексов специального назначения в интересах видов и родов Вооружённых сил (учебно-тренировочных, аппаратурной разведки, медицинских и других). Новыми разработками в этом плане являются учебно-тренировочные вертолёты «Ансат-У» и Ка-60У.

В целом вертолётная авиация и сегодня, и в дальнейшем будет применяться не только в интересах Министерства обороны, но и других силовых структур России (МВД, МЧС). При этом вертолётные формирования этих ведомств тесно взаимодействуют с частями и подразделениями МО РФ, обеспечивая тем самым успешное решение задач при ведении боевых действий и в чрезвычайных ситуациях. С учётом возможности двойного применения вертолётов для решения задач гражданских ведомств и поставок на экспорт их роль постоянно повышается. Это обстоятельство положительно сказывается на потенциальных возможностях совершенствования парка военных вертолетов.

Ночной охотник Ми-28Н станет основой армейской авиации. Как заявил начальник управления Армейской авиации ВВС России генерал-майор Виктор Иванов, перевооружение Армейской авиации ВВС на вертолёты Ми-28Н планируется завершить к 2015 году. Экипаж боевой машины составляет 2 человека. На вооружении вертолёта находится 30-мм пушка, противотанковые управляемые ракеты «Штурм» или «Атака-В», а также пулемёты и гранатометы. Максимальная скорость в горизонтальном полете — около 324 км в час, боевая нагрузка вертолета — 1600 кг.

Ми-28Н «Ночной охотник» имеет особую систему защиты пилотов и может «видеть» врага на расстоянии до 35 километров даже в темноте. Летчики-испытатели называют его «вертолёт-боец», а в народе его уже окрестили «летающим танком». В этом вертолёте тепловизоры реализованы в двух вариантах — для лётчика и оператора, есть очки ночного видения, что позволяет лётчику воевать ночью. Как отмечают создатели, вертолёт Ми-28Н оснащён внушительным запасом вооружения. Встроенная подвижная пушечная установка в десять выстрелов может в буквальном смысле разнести на части вражеский бронетранспортер; комплекс управляемых ракет «Игла» предназначен для уничтожения вертолетов и беспилотных самолетов противника.

Однако главная сила «Ночного охотника» — это противотанковые ракеты «Атака-В», против которых не выстоит ни один танк противника. Ми-28Н оснащён особой системой живучести. Винтокрылая машина сконструирована таким образом, чтобы максимально защитить экипаж — полностью бронированная кабина выдержит даже прямое попадание пуль калибра 12,7 мм.

Экипаж расположен особым образом – место пилота находится выше места стрелка, так удалось сделать машину более плоской, а значит, менее уязвимой в бою. Вертолёты Ми-28Н «Ночной охотник» уже поступают на вооружение российской армии. В первую очередь ими оснастят военные округа на Кавказе и Дальнем Востоке.

Без сомнения, военные пилоты самолетов и вертолетов являются настоящими профессионалами своего дела. Их отличают такие качества, как мужество, верность присяге, готовность пожертвовать своей жизнью ради спасения жизней других людей. Их профессионализм можно назвать гарантией мирной жизни нашей страны. Это имеет большое значение также и для дальнейшего совершенствования армейской авиации. Подобное воинское мастерство и героизм, безусловно, заслуживают уважения и собственного праздника. В этот день проводятся различные праздничные мероприятия, вручаются награды, произносятся торжественные речи.

Источники:

  • Аксёнова С.В. 100 великих изобретений / С.В.Аксёнова, Д.С.Одинцов, Е.Н.Пакалина. - Москва: Вече, 2010. – 320с.
  • Праздник 28 октября - День армейской авиации[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.inmoment.ru/holidays/day-army-aviation.html - 04.06.2013.
  • 28 октября – День армейской авиацииhttp: [Электронный ресурс] – Режим доступа://topwar.ru/20447-28-oktyabrya-den-sozdaniya-armeyskoy-aviacii.html – 04.06.2013.
  • Авиация в Афганской войне 1979-1989 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.modernarmy.ru/article/208 - 04.06.2013.
  • Армейская авиация[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0%EC%E5%E9%F1%EA%E0%FF_%E0%E2%E8%E0%F6%E8%FF – 04.06.2013.
  • День Армейской авиации России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://army-news.ru/2010/10/den-armejskoj-aviacii/ - 04.06.2013.