День дальней авиации ВВС России – 23 декабря

День дальней авиации ВВС России сравнительно молодой праздник. Он был учрежден в 1999 году по приказу главнокомандующего Военно-воздушные силами Российской Федерации Анатолия Корнукова. Дата для проведения Дня дальней авиации ВВС Российской Федерации не случайна. Именно в этот день, 23 декабря, в 1913 году, совершил первый испытательный полет самый большой (на тот момент) самолёт в мире — четырёхмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского — «прадедушка» стратегических бомбардировщиков. А ровно год спустя, 23 декабря 1914 года указом императора Николая II было утверждено постановление Военного Совета о формировании первой эскадры самолётов «Илья Муромец». Это положило начало тяжёлой бомбардировочной авиации не только в России, но и в мире. Начальником эскадры стал инициатор её создания М.В. Шидловский - бывший морской офицер, председатель совета акционеров Русско - Балтийского вагонного завода, производившего самолеты «Илья Муромец».

Получив боевое крещение в годы Первой мировой войны, летчики дальней авиации вписали немало героических страниц в историю России. На момент принятия решения о вступлении в войну Россия имела 224 боевых самолёта различных модификаций, в основном французских конструкций. Германия имела 232 самолёта, Франция – 138, Англия – 56. Спустя короткое время после начала боевых действий французское ведомство вдруг попросило русского военного атташе сообщить технические данные самолёта «Илья Муромец», а немецкие авиаконструкторы не придумали ничего лучше, чем просто-напросто скопировать «Илью» для собственного воздушного флота. В результате им удалось построить лишь неудачную копию этого русского богатыря. «Илья Муромец» превосходил по своим техническим характеристикам все бомбардировщики мира на всём протяжении Первой мировой войны. Четырёхмоторный самолёт-гигант имел мощнейшее вооружение, приличную скорость, непревзойдённую бомбовую загрузку и живучесть. Он мог выполнять глубокую разведку и бомбардировку в тылу врага, дневные и продолжительные ночные полёты. Самолёт поднимал 2,5т полной нагрузки, показывал горизонтальную скорость полёта 135 км/ч., скороподъёмность на высоту 1000 метров - 7 мин., на высоту 3000м – 43 мин., имел запас бомб 750-800 кг и 7 пулемётов. Команда состояла из семи человек. Расположение двигателей на нижнем крыле самолёта и вынесение далеко назад рулей поворота обеспечивало продолжение полёта в случае остановки одного из двигателей.

К началу войны Россия располагала разработанными капитаном Толмачёвым каплевидными бомбами для сбрасывания с дирижаблей. Уже первые боевые полёты самолёта «Илья Муромец» в глубокий тыл противника сопровождались сбрасыванием бомб на военные объекты. Эти самолёты брали в то время 15-20 бомб, в основном пудовых. Возможности бомбометания с таких самолётов ограничивались отсутствием авиабомб достаточной мощности. По этой причине военное ведомство поставило перед учёными задачу создания фугасных, осколочных и зажигательных бомб.

К середине 1915 года капитану Орановскому удалось сконструировать вполне удовлетворительный тип авиационной бомбы, которая была принята на вооружение. Фугасные бомбы Орановского имели металлический корпус каплевидной формы и начинялись тротилом. Детонатором являлся небольшой заряд тетрила.

Фугасные бомбы системы Орановского массой 4, 6, 10, 16, 32 кг сбрасывались в основном с самолётов «Ваузен» и «Фарман». Бомбы массой 48, 80, 160, 240 и кг поступали в эскадру «Муровцев» и сбрасывались на важные военные объекты противника.

За годы Первой мировой войны экипажи «Муровцев» выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. В воздушных боях было уничтожено 12 вражеских истребителей, за всю войну был сбит один самолет «Илья Муромец». К апрелю 1917 года эскадра организационно состояла из 4-х боевых отрядов, в которых насчитывалось 20 тяжелых бомбардировщиков.

Слава «Муромцев» была громкой, но недолгой: самолётам было суждено погибнуть на земле. В сентябре 1917 года первая в русской истории эскадра бомбардировщиков была сожжена, чтобы не стать добычей наступающих германских войск, вплотную подошедших к месту их базирования.

Декрет Совета Народных Комиссаров, принятый 22 марта 1918 года, утверждал формирование Северной группы воздушных кораблей «Илья Муромец» — так начался новый этап в развитии дальней авиации.

История двигалась вперёд, предъявляя к дальней авиации всё более серьёзные требования. В 1925 году А.Н. Туполевым был создан первый в истории авиации тяжелый цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик ТБ-1. Самолеты марки «Ту» составляли и составляют главную ударную силу дальней авиации.

Качественно новый этап развития дальней авиации связан с принятием на вооружение бомбардировщика ТБ-3, спроектированного под руководством А.Н. Туполева. Это был выдающийся самолет своего времени, первый в мире четырехмоторный, воздушный цельнометаллический корабль. Около 15 лет самолет находился на вооружении дальней авиации. Этот «небесный тихоход» внёс большой вклад в Победу, он мог взлетать и приземляться на неподготовленные полосы, перевозить тяжелые, в том числе и негабаритные грузы.

Бомбардировщики ТБ-3 строились крупной серией, что позволило сформировать в 1933 г. впервые в мире тяжелые бомбардировочные авиационные корпуса. В январе 1936 г. была сформирована первая авиационная армия резерва ВГК (армия особого назначения - АОН). Именно в нашей стране в 30-е годы впервые в мире была создана стратегическая авиация.

Очередной этапной машиной стал спроектированный в КБ Ильюшина С.В. двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-3. После модернизации получивший обозначение ДБ-ЗФ (Ил-4). Самолеты ДБ-3 начали поступать в войска в 1936 г. Они стали основной ударной силой дальней авиации в годы Великой Отечественной войны.

К началу Великой Отечественной войны дальнебомбардировочная авиация Главного командования Красной Армии (ДБА ГК) включала пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк. Это около 1500 самолетов (13,5 % от общего самолетного парка ВВС КА) и почти 1000 боеготовых экипажей.

С началом Великой Отечественной войны экипажи дальнебомбардировочных частей уже в полдень 22 июня 1941 года вступили в боевые действия по уничтожению скопления немецко-фашистских войск. Самолеты бомбардировали войска противника в районах Сувалок и Перемышля. На второй день войны дальние бомбардировщики совместно с морской авиацией бомбили Данциг, Кенигсберг, Варшаву, Краков, Бухарест. В ночь с 10 на 11 августа 1941 г. советские бомбардировщики морской авиации Краснознаменного Балтийского флота и 81-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии ДБА ГК нанесли удар по Берлину.

5 марта 1942 года Постановлением ГКО дальнебомбардировочная авиация была преобразована в авиацию дальнего действия с непосредственным подчинением Ставке ВГК. Командующим АДД был назначен генерал Голованов А.Е. Основным боевым самолетом АДД являлся самолет Ил-4. Всего весной 1942 г. в АДД было передано восемь дивизий дальних бомбардировщиков - 341 самолет, 367 экипажей. К маю 1944 года в составе АДД было 8 авиакорпусов, 22 дивизии, 66 полков. В нее также входили воздушно - десантные части и основные силы ГВФ. В декабре 1944 года АДД была переформирована в 18-ю воздушную армию и подчинена командованию ВВС с сохранением своего назначения как средства ВГК.

В годы войны дальняя авиация принимала участие во всех крупных операциях Красной Армии выполняя специальные задания. За годы войны экипажи ДА выполнили около 220 тысяч боевых вылетов, сбросив 2 млн. 276 тысяч бомб различного калибра. За боевые заслуги четыре авиакорпуса, 12 дивизий, 43 полка дальнего действия были преобразованы в гвардейские, семь дивизий и 38 полков награждены орденами, восьми корпусам, 20 дивизиям и 46 авиаполкам присвоены почетные наименования. Около 25 тысяч солдат и офицеров ДА удостоены государственных наград, 269 стали Героями Советского Союза, шестеро - дважды Героями.

Постановлением Совета Министров СССР от 3 апреля 1946 г. на базе 18-й воздушной армии создается Дальняя Авиация Вооруженных сил, в состав которой вошли воздушные армии с управлениями в Смоленске, Виннице и Хабаровске.

После окончания Великой Отечественной войны ДА практически осталась без современного самолетного парка. Полноценных четырехмоторных бомбардировщиков имелись единицы. Двухмоторные самолеты Ил-4 выработали ресурс, Ту-2 (как и Ил-4) полноценным тяжелым бомбардировщиков не являлся, да и в войсках их было немного. Появление в США ядерного оружия, атомные бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки, создание в начале 1946 года в американской армии стратегического авиационного командования (САК) потребовали адекватных мер.

В этих условиях на самом высшем уровне было принято решение о копировании американского самолета В-29 «Суперфортресс». В КБ Туполева в кратчайший срок была проделана огромная работа по адаптации машины под отечественные требования и запуску ее в серийное производство. Поступление Ту-4 в войска началось в 1947 г., а в 1951 г. бомбардировщики Ту-4 стали носителями ядерного оружия. Экипажи дальней авиации приступили к освоению Арктики. Начали знаменитые полеты «за Угол» - в Атлантику по маршруту из глубинных районов Советского Союза вокруг Скандинавии.

В 1961 г. дальняя авиация была переведена с армейской на корпусную организацию. Основу составили три отдельных тяжелых бомбардировочных корпуса с управлениями в Смоленске, Виннице и Благовещенске. В том же году на вооружение поступили сверхзвуковые дальние бомбардировщики Ту-22, и ракетоносцы Ту-16К, Ту-95К.

Очередная реформа дальней авиации была проведена в 1980 г. На основе корпусов были сформированы три воздушных армии Верховного Главнокомандования - 46-я (Смоленск), 24-я (Винница) и 30-я (Иркутск), а командование Дальней авиации было упразднено. Четыре дивизии, вооруженные стратегическими бомбардировщиками, вошли в состав 37-й воздушной армии Верховного Главнокомандования (стратегического назначения) штаб которой был расположен в Москве.

В 70-80-е годы ДА пополнилась авиационными комплексами Ту-22МЗ, Ту-95МС и Ту-160 (15 бомбардировщиков). Вооруженные крылатыми ракетами большой дальности, воздушные корабли способны наносить удары по заданным целям в любой точке земного шара, не прибегая непосредственно к военным действиям. Ракетоносец Ту-95МС, «Медведь», как называют его на Западе, является единственным в мире стратегическим бомбардировщиком с турбовинтовыми двигателями. Самолеты Ту-22М3 входят в состав морской дальней авиации.

В результате распада Советского Союза ДА лишилась отошедших Украине полка стратегических ракетоносцев Ту-160 и полка самолетов-заправщиков Ил-78. Пришлось оставить хорошо обустроенные авиабазы. Согласно планам военной реформы в апреле 1998 г. ДА была преобразована в 37-ю воздушную армию Верховного Главнокомандования (Стратегического Назначения). После вынужденного затишья возросла и интенсивность полетов самолетов ДА. В 2001 году стратегические ракетоносцы впервые после 10-летнего перерыва появились над Северным полюсом. Возобновились полеты на поиск и разведку авианосных ударных группировок, полеты «за Угол». Командно-штабные учения с перебазированием ракетоносцев на оперативные аэродромы (в том числе на аэродромы республики Беларусь) стали производиться на регулярной основе. Была освоена дозаправка в воздухе стратегических ракетоносцев Ту-160. В мае 2003 г. два Ту-160 и четыре Ту-95МС выполнили уникальный полет в Индийский океан, который проходил через воздушные пространства иностранных государств. Ранее такие полеты отечественная дальняя авиация не выполняла. Серия командно-штабных учений прошла и в 2004 году – в год 90-летнего юбилея ДА. В августе 2007 года ДА возобновила полеты в удаленных регионах на постоянной основе. Патрулирование осуществляется в регионах активного судоходства и экономической деятельности России. Полеты на воздушное патрулирование в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана выполняется как с базовых, так и с оперативных аэродромов.

По приглашению Венесуэлы был совершен полет самолетов Ту-160 в район Южной Америки. Экипажи бомбардировщиков «Василий Сенько», который пилотировал заместитель командующего Дальней авиацией ВВС России генерал-майор Александр Афиногентов, и «Александр Молодчий» под командованием летчика первого класса подполковника Андрея Сенчурова с военного аэродрома Либертадор совершили два вылета продолжительностью по 6 часов каждый. Первый проходил над акваторией Карибского моря в сторону Панамы. Второй — в направлении Бразилии над нейтральными водами на удалении от береговой линии. Перелет из Южной Америки в Россию занял 19 часов. Это стало сенсацией 2008 года.

В настоящее время дальняя авиация является составной частью Стратегических ядерных сил России. Основными задачами ДА в мирное время остаются обеспечение ядерного сдерживания, поддержание ядерного паритета и демонстрация решимости наших сил в применении ядерного оружия. В военное время дальняя авиация необходима для поражения военных объектов в глубоком тылу противника на расстоянии многих тысяч километров от мест базирования, на континентальном и океанском театрах военных действий, а также для ведения оперативной и стратегической воздушной разведки.

На сегодняшний день в состав дальней авиации входят 2 авиабазы, 3 авиационные комендатуры, а также авиаполигоны и части обеспечения. В 2012 году пилоты отечественной дальней авиации совершили несколько десятков тренировочных полётов с дозаправками в воздухе. По словам официального представителя ВВС РФ подполковника Владимира Дерябина, в 2012 году авиатанкеры Ил-78 и Ил-78М выполнили 380 воздушных заправок, перелив в баки стратегических бомбардировщиков более 5000 тонн горючего.

«Экипажи самолетов-топливозаправщиков выполняют полеты на аэродромах Военно-воздушных сил, расположенных на территориях Западного, Центрального и Восточного военных округов, отрабатывая задачи по передаче топлива в воздухе. В 2013 году и в последующем предусмотрено усиленное обучение летных экипажей выполнению такого сложного вида боевой подготовки» - приводит слова подполковника информационное агентство АРМС-ТАСС.

Источники:

  • Любченко Д. «Илья Муромец» в небе и на земле / Д.Любченко. // Наука и техника. – 2012. - №1. – С.32-40., №2. – С.43-54.
  • Мороз С. Меж двух огней / С.Мороз. // Наука и техника. -2013. - №3. – С.53-59.
  • 23 декабря - День дальней авиации ВВС России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.calend.ru/holidays/0/0/633/ - 15.05.2013.
  • День дальней авиации ВВС Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%ED%FC_%E4%E0%EB%FC%ED%E5%E9_ - 15.05.2013.
  • День Дальней авиации отметили в ВВС России [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://pro-samolet.ru/blog-pro-samolet/528-day-long-range-aircraft-russian-air-force - 15.05.2013.
  • 23 декабря – День дальней авиации ВВС России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://topwar.ru/22386-23-dekabrya-den-dalney-aviacii-vvs-rossii.html - 15.05.2013.