День инженера-механика – 30 октября

30 октября - День инженера-механика ВМФ

Инженером-механиком называют специалиста с высшим техническим образованием в области проектирования, конструирования и эксплуатации технологического оборудования. Но, в действительности, к специалистам данной профессии предъявляются более высокие и разносторонние требования. Та же действительность показывает, что инженер-механик является самой востребованной обществом профессией, также это самая универсальная и самая востребованная специальность среди инженеров. Инженеры-механики создают окружающее нас технологическое пространство и взращивают высокие технологии.

Начало празднованию Дня инженера-механика ВМФ положил приказ Главкома Военно-Морского Флота России адмирала флота Ф.Н. Громова от 1996 года. Но отсчет принято вести с 1854 года, когда на Российском флоте был образован корпус инженеров-механиков.

Корпуса Морского ведомства в Российском императорском флоте - это подразделения, к которым причислялись военно-морские технические специалисты, не состоящие на флотской строевой службе. Создание корпусов объяснялось невозможностью для строевых офицеров парусного флота совмещать обязанности строевых командиров с совершенствованием в морских специальностях. В обязанности инженеров-механиков входило проектирование и конструирование различного оборудования для флотилии.

В начале XIX века, с начала постройки паровых судов, управление машинами кораблей и судов возлагалось на вольнонаемных механиков или на офицеров Корпуса корабельных инженеров. С 1832 года механиков для судов стали готовить в Кондукторных ротах Учебного морского рабочего экипажа.

29 декабря 1854 года Указом Императора Николая I был образован Корпус инженеров-механиков морского ведомства. Данным Указом корабельные инженеры, служащие по части управления пароходными машинами, переименовывались в инженер-механики морского ведомства. Были определены штаты и табели Корпуса инженер-механиков для Балтийского и Черноморского флотов, сроки и условия производства из чина в чин, денежное довольствие.

С 1872 года Корпус инженер-механиков стал комплектоваться воспитанниками механического отделения Технического училища морского ведомства в Кронштадте.

15 мая 1886 года Указом Императора Александра III Корпус инженер-механиков был реорганизован. Были введены пять особых должностных званий для инженер-механиков: инспектор механической части, флагманский инженер-механик, старший инженер-механик, помощник старшего инженер-механика, младший инженер-механик. Были определены 300 должностей, занимаемых инженер-механиками. Для перечисления в высшие звания установлены особые цензовые требования, основывающиеся на расчёте числа лет службы и месяцев плавания. В 1905 году при проведении реформ флота после русско-японской войны для этих специалистов были введены общевойсковые звания. В 1913 году инженер-механикам были присвоены общеморские звания (чины) с добавлением к ним «инженер-механик».

22 января 2011 года в 13 часов 30 минут в честь 310-летия Инженерного Корпуса России на мемориальном участке Исторического Митрофаниевского Кладбища в Санкт-Петербурге – крупнейшем и одном из привилегированных кладбищ Российской Империи, состоялось открытие Мемориала Военным Инженерам.

На Памятных Досках запечатлены фамилии 50 офицеров, в том числе 22 имени Генеральского ранга, из них пятеро – Георгиевские Кавалеры. Выдающиеся государственные деятели России, ученые и инженеры, представители различных специальностей: фортификаторы и строители, саперы и минеры, инженеры - артиллеристы, инженеры Арсенала и пороховых заводов, топографы и гидрографы, старшие и младших офицеры, члены военных династий.

Отдельная доска посвящена инженерам путей сообщения, горным инженерам, флотским инженерам и кораблестроителям, штурманам и механикам, статским инженерам-строителям и архитекторам, технологам и механикам.

В Мемориале указаны такие фамилии, как:

  • Сергей Иванович Александров (1846 - 1913), инженер-генерал. Укреплял морские крепости Свеаборг и Кронштадт .
  • Дмитрий Павлович Примо (1774 - 1859), генерал-цейхмейстер морской артиллерии, генерал от артиллерии, член Адмиралтейств-Совета. С 1831 года – Начальник артиллерии Кронштадта, с 1846 года – Директор Артиллерийского департамента Морского Министерства, Георгиевский Кавалер.
  • Михаил Матвеевич Боресков (1829 - 1898), инженер-генерал-лейтенант. Работал в области минного дела и военной электротехники. Выпускник Главного Инженерного Училища (1849). Во время Крымской войны 1853-56 занимался установкой минных заграждений в устьях Дуная, Буга, в Днепровском лимане и проводил взрывные работы по разрушению дунайских крепостей. Во время русско-турецкой войны 1877-78, заведуя минной частью армии, организовал установку минных заграждений на Дунае. Один из организаторов и преподаватель Минного офицерского класса в Кронштадте и Военно-электротехнической школы в Петербурге. Разрабатывал методы применения электричества в технике (главным образом в минном деле), проводил работы по углублению взрывами портов, фарватеров рек и лиманов. Его метод расчёта зарядов - так называемую формулу Борескова применяют до сих пор при расчете взрывных выемок и набросных плотин. Михаил Матвеевич был Почётным членом Электротехнического, Русского Физико-химического и Русского технического Обществ.
  • Николай Карлович Шильдер (1842 - 1902), инженер-генерал-лейтенант, член-корреспондент Академии наук, ученый и историк. Выпускник Пажеского Корпуса и Николаевских Инженерных Училища и Академии. Служил в Лейб-Гвардии Саперном батальоне. С 1863 года – адъютант Э. И. Тотлебена. В 1879-86 годах помощник редактора «Инженерного журнала». С 1886 года - Начальник Николаевской Инженерной Академии. С июля 1899 года - Директор Публичной библиотеки. Основные труды: • Материалы для истории Свеаборгской крепости (1869) • Граф Эдуард Иванович Тотлебен, его жизнь и деятельность (1885-86) • Император Александр Первый, его жизнь и царствование (1897-98) • Император Павел Первый (1901) • Император Николай Первый, его жизнь и царствование (труд не окончен, издан в 1903 году). Сын Карла Андреевича Шильдера (1785 - 1854), инженер-генерала, Карл Андреевич – выдающийся боевой генерал (сапер), военный инженер, изобретатель и рационализатор. Наиболее замечательные из его предложений: противопехотные мины, трубчатые мины; применение гальванизма к взрывам на основе идей ученого-электротехника барона Павла Львовича Шиллинга [Шиллинг фон Канштедт]; разработка подводных лодок; разработка гальванических и гальваноударных подводных мин совместно с академиком Борисом Семеновичем Якоби [Мориц Герман фон Якоби]; разработка конструкций канатного моста и понтонных переправочных средств. Многие его изобретения значительно опережали состояние техники, и потому только со временем получили надлежащее применение. По его проектам были построены – первая в мире цельнометаллическая подводная лодка (1834) и вооружённый артиллерией и ракетами пароход «Отважность» (1846), явившийся прообразом эсминца. Его учениками были многие талантливые военные инженеры, в первую очередь – Э. И. Тотлебен, М. М. Боресков. В начале Крымской войны – во время Дунайской кампании 1853-54 годов при осаде Силистрии Карл Андреевич был тяжело ранен и скончался, не вынеся операции. Император Николай Павлович в своем письме к князю Горчакову (Начальнику штаба армии) почтил память своего любимца словами: «Потеря Шильдера меня крайне огорчила; такого второго не будет, и по знанию, и по храбрости».
  • Алексей Емельянович Колодкин (1776 - 1851), генерал-майор, топограф-картограф. В 1802-08 годах производил опись берегов Финского залива; работы изданы в 1812 году в виде Атласа, который служил руководством для плавания по Финскому заливу до 1840-х годов.
  • Петр Леонтьевич Овсянкин (1821 - 1888), контр-адмирал, гидрограф. Занимался гидрографическими работами на Балтике, в морях Дальнего Востока, в Японском море, в Северном Ледовитом Океане.
  • Глеб Константинович Ушаков (1826 - 1888), контр-адмирал, гидрограф. Участвовал в гидрографических работах на Балтике и в финских шхерах в 1851-79 годах.
  • Петр Егорович Янчуковский (1829 - 1881), полковник, инженер, начальник строительной части Кронштадтского порта.

Стать профессиональным инженером-механиком может лишь интеллектуально развитый человек. Сегодня специальностью инженера-механика можно овладеть во многих ВУЗах страны, например, в Военно-морском инженерном институте ( Санкт-Петербург).

Источники:

  • Корпуса Морского ведомства Российской империи [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%F0%EF%F3%F1%E0_%CC%EE%F0%F1% - 29.05.2013.
  • Мемориал военным инженерам. 310 лет инженерному корпусу России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sapper-museum.narod.ru/metrofan-necropol.html - 29.05.2013