День инженерных войск – 21 января

Указ №1370 «Об установлении Дня инженерных войск» был подписан Президентом РФ 18 сентября 1996 года. Приказом министра обороны РФ от 23 сентября 1996 года предписано ежегодно, 21 января, отмечать «День инженерных войск».

Главная задача инженерных войск — разминирование. Свою историю этот род войск ведёт со времени Указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В этой школе готовили офицеров артиллерии и военных инженеров. Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии.

16 января 1712 года Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Следом по его Указу была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года школы были объединены. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. К 1725 году инженерные войска имели 12 штаб-офицеров, 67 обер-офицеров и 274 кондуктора. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. Петру I принадлежит заслуга не только в создании регулярных инженерных войск, но и в применении переправочных средств, полевых укреплений для обеспечения боевых действий, в дальнейшем развитии способов укрепления государственных границ.

В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А. С. Пушкина. В 1760 году из этой школы выпускается инженерным прапорщиком князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, который направляется служить в Астраханский полк. Командиром этого полка был в то время полковник Александр Васильевич Суворов.

Не было ни одного сражения, в котором бы не участвовали инженерные войска. Они верно служили России в Полтавской битве и при взятии неприступной крепости Измаил, на Бородинском поле и при обороне Севастополя в Крымской войне 1853 - 1856 годов, под Порт-Артуром и на полях Первой мировой войны.

Венцом достижений русского военно-инженерного искусства XVIII века явилось взятие русскими войсками под руководством А.В. Суворова крупнейшей турецкой крепости Измаил. Существенное влияние на достижение поставленных целей оказали: маскировка районов сосредоточения войск, введение противника в заблуждение путем демонстрации подготовки к длительной осаде, строительство ложных батарей, а также заблаговременная подготовка инженерных средств обеспечения штурма (лестницы, фашины), организация рабочих (саперных) команд, их тренировка в устройстве переходов через рвы и штурме крепостных стен. Инженерные сооружения, оборудованные на реке Дунай, препятствовали проходу кораблей турецкого флота и лишали осажденных в крепости возможности получения помощи от своих войск.

Возрастание роли военно-инженерного искусства и инженерных войск еще более ярко проявилось в Отечественной войне 1812 года. Великий русский полководец фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов в письме императору Александру I отмечал, что занимаемую под Бородино позицию он намеревается усилить искусством. Это искусство нашло выражение в возведении на Бородинском поле знаменитых бастионов русской славы - Багратионовых флешей, батареи Раевского и других укреплений, на которых в дальнейшем французская армия была обескровлена и оказалась не в состоянии продолжать сражение. Попытки Наполеона сокрушить Россию в одном генеральном сражении провалилась.

Во время Севастопольской обороны 1854 – 1855гг. зародилась новая система укреплений войсковых позиций. Вместо узкой линии бастионов и связывающих их куртин (крепостных стен) впервые была применена укреплённая полоса глубиной 1000 - 1500 м, создавались защищённые позиции для артиллерии, впервые использован электрический способ взрывания.

Родина всегда высоко оценивала вклад инженерных войск в славные победы Русского Оружия. Так, в XIX - начале XX веков 125 воинов инженерных войск за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами.

В конце XIX - начале XX веков инженерные войска рассматривались как технический род войск и, в отличие от боевых (пехоты, артиллерии и кавалерии), имели на вооружении технические средства. В разное время в их состав входили железнодорожные и электротехнические батальоны, телеграфные роты, воздухоплавательные отделения, автомобильные отряды и подразделения броневых сил, которые в последующем выделились в самостоятельные войска.

На рубеже XIX - начала XX веков ведётся разработка теории инженерной подготовки территории страны к войне, чему посвящены труды военного инженера Константина Ивановича Величко «Инженерная оборона государств и устройство крепостей». Дальнейшие теоретические изыскания в области полевой фортификации, опыт производства военно-инженерных работ с учетом использования новой техники и вооружения нашли свое отражение в Наставлении по военно-инженерному делу для пехоты и Наставлении для инженерных войск по полевым фортификационным сооружениям.

Советско-финляндская война 1939–1940 гг. обнаружила серьезные недостатки в подготовке и боевом обеспечении войск, особенно инженерном. Основные и решающие события происходили в полосе сосредоточения главных сил сторон – на Карельском перешейке, представлявшем собой резко пересеченную местность. Скалы, холмы, болота, озера, леса покрывают почти всю территорию. Эти природные условия значительно затрудняли движение и маневренность крупных войсковых соединений и создавали препятствия для наступления на широком фронте.

Именно здесь, в 32 км. от Ленинграда, финны создали систему укреплений, отвечающую тактико-техническим и оперативным требованиям долговременной обороны того периода. Она включала в себя зону заграждений, 3 полосы – главная, вторая (оперативная) и тыловая, промежуточные и отсечные позиции. В отечественной научной литературе эта система укреплений глубиной до 90 км. получила название «линия Маннергейма». Основу обороны составляли опорные пункты с тщательно продуманной системой флангового, косоприцельного и фронтального огня; развитая сеть противопехотных и противотанковых заграждений по переднему краю и в глубине с огневым обеспечением подступов.

Основным принципом финнов в постройке полос заграждений было сочетание мощности препятствий с их массовостью.

Частям Красной Армии впервые в истории войн выпала задача прорыва долговременной, укрепленной железобетонной полосы обороны. Боевые действия на Карельском перешейке, начатые 30 ноября 1939 г. войсками 7-й армии на широком фронте (100–110 км), имели цель прорвать оборону противника с последующим развитием успеха в общем направлении на Выборг. Характер и тактический рисунок наступательного боя становились другими, предъявляя тем самым более высокие требования к количественным и качественным характеристикам войск, в том числе к инженерным.

1 декабря 1939г. за подписью К. Е. Ворошилова и Б. М. Шапошникова в войска была направлена директива, в которой говорилось, что необходимо создание в дивизиях отрядов по преодолению полос заграждений из дивизионных, корпусных, армейских саперных и инженерных частей, усиленных пехотой и артиллерией. Рекомендовалось создать специальные команды для очистки дорог от завалов с широким применением кошек для их растаскивания и удлиненных зарядов для подрыва мин и завалов.

В отчетных документах о действиях инженерных войск указывалось, что с первых дней войны стала очевидной малочисленность инженерных войск, особенно армейского звена. Но Генеральным штабом, несмотря на целый ряд предложений по усилению армии инженерными войсками, к началу войны было сделано очень мало.

Подготовка инженерных войск не отвечала высоким требованиям штурма укрепленных позиций. До начала боевых действий инженерные войска систематически в течение ряда лет привлекались к участию в оборонительном строительстве и боевой подготовкой практически занимались эпизодически. Обучение производилось непосредственно в ходе выполнения боевых заданий, что приводило к большим потерям и неумению правильно использовать инженерные подразделения большинством командиров стрелковых частей. Комплектование инженерных частей по штатам военного времени производилось во многом формально, обученного инженерному делу пополнения части практически не получали. Так, младший командный состав инженерных частей полностью был призван из запаса и имел низкий уровень знаний. Техническое оснащение инженерных частей и организация не в полной мере отвечали решаемым этими частями задачам. Имелся большой некомплект автомашин и тракторов.

Специальных разведывательных групп или подразделений инженерные войска не было, поэтому они не имели конкретных данных о характере инженерной подготовки финских войск к войне. Описание укрепрайона на Карельском перешейке было дано общими штрихами, чертежи железобетонных точек в большинстве оказались неверными, а конструкции противотанковых мин явились неожиданностью. Не было достаточных сведений о видах противотанковых заграждений.

Другие рода войск в инженерном отношении были подготовлены крайне слабо. Инженерное дело плохо знали не только рядовые бойцы, но и средний командный состав, который не имел опыта и навыков руководства инженерными работами и не мог правильно использовать приданные стрелковым частям инженерные подразделения. В одном из итоговых документов войны с Финляндией подчеркивалось: «... Плохая выучка, «российская беспечность» выявила у бойца нелюбовь к скрытности действий... инженерному оборудованию своих окопов... Всему этому учил в бою огонь противника».

В журнале боевых действий 108-го инженерного батальона говорилось, что «инженерные войска, преданные своей Родине и верные присяге, в период боев за предполье неоднократно показывали образцы мужества и геройства. Двигаясь впереди и прокладывая путь всем родам войск через мины, фугасы, завалы, надолбы, разрушения и водные преграды, перенапрягаясь из-за малочисленности и слабой подготовки, они выполнили возложенные на них задачи».

В конце декабря 1939 г. Главный военный совет принял решение о временном приостановлении наступления. Начался новый этап в подготовке проведения операции, целью которого был прорыв линии Маннергейма. Осуществляется большой комплекс различных мероприятий. 7 января 1940 г. создается Северо-Западный фронт в составе 7-й и 13-й армий, которые получили значительное пополнение личного состава, боевой техники и вооружения.

С момента формирования Северо-Западного фронта инженерные войска получили указания по подготовке к прорыву укрепленной полосы, созданию исходного плацдарма, маскировке своего расположения и подготовке штурмовых отрядов.

В период подготовки к прорыву основной оборонительной полосы полковые и дивизионные саперы использовались в разведке и для устройства проходов в системе противотанковых и противопехотных заграждений переднего края обороны под огнем противника. Устройство проходов в надолбах проводилось подрывным способом. Подступы к переднему краю были заминированы. Ночные разведки сооружений и заграждений велись саперами непрерывно. Штурмовые группы в порядке разведки сооружений противника уточняли характер сооружений, а при благоприятном случае производили взрывы.

По инструкции Героя Советского Союза генерал-полковника А. Ф. Хренова (в ту пору начальник инженерных войск 7-й армии) запрещалось бросать в наступление пехоту до того, как будут разрушены доты на переднем крае обороны противника. Для блокировки и уничтожения дотов предписывалось создание штурмовых групп из расчета трех на стрелковый батальон. В состав группы включались один стрелковый и один пулеметный взводы, два-три танка, одно-два 45-мм орудия, от отделения до взвода саперов, два-три химика. Саперам надлежало иметь по 150–200 кг взрывчатки на каждый дот, а также миноискатели, ножницы для резки проволоки, фашины для преодоления танками рвов. Кроме штурмовых групп создавались еще группы разграждения и восстановления.

Для обучения саперов ведению инженерной разведки и ее организации в войска были направлены командный состав отдела инженерных войск фронта, представители Ленинградского военно-инженерного училища и слушатели военной электротехнической академии. Помимо этого были разработаны и направлены в войска руководства, памятки, инструкции по инженерному делу. Они помогали личному составу инженерных войск лучше изучить инженерное вооружение финнов, различного рода препятствий, освоить новое инженерное вооружение Красной Армии и научиться его эффективному применению. Особенно большую помощь инженерным войскам оказала инструкция, определяющая организацию и действия штурмовых групп по разведке и захвату дотов.

Проведенные мероприятия дали возможность обеспечить потребность инженерных войск фронта подготовленными командными кадрами и красноармейским составом.

Для прорыва линии Маннергейма планировалось массирование сил и средств на главных направлениях и глубокое эшелонирование войск. Принцип массирования сил распространялся в первую очередь на инженерные войска. На выборгском направлении, в полосе наступления 7-й армии, находились наиболее мощные укрепления финнов. В этой связи на выборгском направлении сосредоточивалось около двух третей инженерных войск, имевшихся на фронте: 25 батальонов из 40 имевшихся, 4 отдельные роты из 5 и легкопереправочный парк. Причем 4 инженерных батальона из 5 на фронте, наиболее подготовленные в инженерно-саперном деле, действовали в полосе наступления 7-й армии.

Решающее наступление войск Северо-Западного фронта началось 11 февраля. Основная тяжесть по прорыву обороны ложилась на 7-ю армию, наступающую в направлении Выборга. Для саперов важнейшей задачей было инженерное обеспечение штурма долговременных оборонительных сооружений, оставшихся после артиллерийской подготовки. Из общего количества разрушенных огневых сооружений на долю артиллерии и авиации пришлось не более 30 процентов.

Действовавшие в составе штурмовых групп саперы с 12 по 20 февраля подорвали 320 оборонительных сооружений, в том числе в полосе наступления 7-й армии – 279. Но главная задача состояла в штурме и уничтожении долговременных сооружений, составляющих основу обороны финнов. Из указанного числа разрушенных сооружений 90 – это мощные железобетонные доты, убежища и наблюдательные пункты. Причем 70 долговременных сооружений уничтожено в полосе наступления 7-й армии.

В ходе наступления саперам для обеспечения успеха прорыва и штурма приходилось под интенсивным огнем вести работы по обезвреживанию мин. Особенности местности, тяжелые климатические условия, отсутствие эффективного прибора замедляли поиск мин, делали его чрезвычайно опасным. Но, в целом, темп разминирования был довольно высоким – до 1000 мин и фугасов за день.

Для прорыва линии Маннергейма потребовалось 18 суток. Наступление войск фронта завершилось 13 марта 1940 г. взятием Выборга. Действия инженерных войск в советско-финляндской войне показали их возрастающую роль в обеспечении наступательных операций при прорыве мощного укрепленного района и преодолении развитой системы заграждений.

По итогам боевых действий был предложен комплекс мероприятий, направленный на повышение боевых возможностей войск и обеспечение их современной инженерной техникой. На высшем военном уровне был сделан однозначный вывод, что опыт наступательных и оборонительных операций со всей резкостью поставил вопрос о необходимости всем родам высоко владеть инженерным искусством и иметь в достаточном количестве отлично подготовленные инженерно-саперные части и разнообразный арсенал инженерных средств. Ставилась задача всемерно поднять значение, роль и подготовку инженерных и саперных войск и обучение инженерному искусству других родов войск, в первую очередь пехоты.

Началась реорганизация инженерных войск. 22 июня 1940 г., за год до войны, нарком обороны СССР С. К. Тимошенко подписал приказ № 0122 о реорганизации инженерного управления Красной Армии в Главное военно-инженерное управление (ГВИУ). В составе ГВИУ создаются управления: военно-инженерной подготовки, оборонительного строительства, военно-инженерного снабжения и заказов. Реорганизация ГВИУ поручается генерал-майору инженерных войск А. Ф. Хренову, осуществление которой приказывалось завершить к 15 июля 1940г.

К началу Великой Отечественной войны установилась довольно четкая типовая организация инженерно-саперных частей и подразделений войскового звена по штатам военного времени. Был разработан и получил свое оформление армейский комплект инженерных войск военного времени. В него включались инженерный батальон, моторизованный понтонно-мостовой батальон, отдельные роты: гидротехническая, полевого водоснабжения, маскировочная, электротехническая; отряд глубокого бурения, отдельный резервный парк Н2П (тяжёлый понтонный парк), запасной инженерный полк, запасная рота особой техники.

К середине 1941 года в приграничных округах находилось 10 инженерных и 10 понтонно-мостовых полков. Однако техническое оснащение инженерных войск было слабым. Не были в полной мере устранены недостатки, выявленные в прошедшей войне. Ощущалась большая нехватка средств инженерного вооружения. Новая техника только начала поступать в войска, причем многие, наиболее совершенные средства не имели серийного производства. Инженерные войска имели неудовлетворительное обеспечение инженерными боеприпасами. Незавершенность технического перевооружения инженерных войск создала в будущем значительные трудности в инженерном обеспечении боевых действий Красной Армии.

На 22 июня 1941 года большинство инженерно-саперных батальонов и 9 из 10 инженерно-саперных соединений строили пограничные оборонительные сооружения. Когда началась война, это лишило действующие войска и многие резервные силы какой-либо инженерно-саперной поддержки и в конечном итоге снизило их боеготовность. Более того, когда началась война, критически важные инженерно-саперные войска находились слишком близко к линиям фронта и были перемолоты в самых первых боях. Система мобилизации инженерно-саперных войск тоже потерпела провал. В тех немногих частях, которые успели создать, отсутствовали подготовленные кадры и имелось лишь 50 процентов положенной им по штату строительной и инженерной техники. В результате такие важные боевые задачи, как минирование, восстановление поврежденных мостов, строительство новых укрепленных рубежей в глубине обороны и поддержка контратак механизированных корпусов просто не выполнялись.

Многочисленные донесения документально фиксируют то опасно уязвимое положение, в котором оказались инженерно-саперные войска в начале войны, а также трудности с обеспечением инженерно-саперной поддержки действующих войск. Доклад, подготовленный вскоре после 13 августа генерал-майором Воробьевым, начальником управления инженерно-саперных войск Западного фронта, подробно излагает трудности, с которыми столкнулись саперы фронта, и может служить типичным примером донесений с других фронтов:

«Первое. С февраля-марта 1941 года все саперные батальоны и инженерные полки Западного особого военного округа находились на специальных работах по укреплению госграницы. Из года в год привлекаемые на оборонительные строительства в отрыве от своих соединений, при отсутствии достаточного времени для боевой, а порой и политической подготовки, инженерные части превращались в рабочие команды. Саперы, в отрыве от своих соединений, не обучались инженерному обеспечению боя и взаимодействию с другими родами войск.

Второе. К моменту начала военных действий все инженерные части находились в пограничной полосе и в боях понесли большие потери убитыми и ранеными командно-политического состава и красноармейцев. Потери во всех видах материального обеспечения большие. Тяжелая инженерная техника (дорожные машины, компрессоры и другие) частью уничтожена артиллерийским огнем и авиацией противника, а частью оставлена. По состоянию на 24.6.41 г. 23-й инженерный полк дезорганизован и рассеян, 10-й инженерный полк основными подразделениями втянулся в бой на госгранице. По данным прибывающих с фронта военнослужащих управлений начальника строительства, все саперные батальоны стрелковых дивизий и стрелковых корпусов, работающие на границе, втянулись в бой и понесли большие потери, отдельные подразделения перемешались с другими родами войск».

Воробьев заявлял, что к 27 июня на Западном фронте остались действующими только три саперных батальона и два понтонно-мостовых батальона. Их использовали для строительства преград немецкому наступлению на Оршу, Витебск и далее до Днепра. Фронт собрал на помощь им гражданских рабочих, но усилия оказались тщетными -- частично потому, что у саперов не было ни транспортных средств, ни мин, а также имелось очень мало взрывчатки. После фронт создавал новые инженерно-саперные части, но слишком поздно и в недостаточных количествах, чтобы остановить немецкое наступление.

В начальный период Великой Отечественной войны военные инженеры содействовали боевым объединениям, соединениям и частям в подготовке и ведении оборонительных боев, устраивали заграждения и оборудовали многочисленные оборонительные рубежи на пути врага. Вместе со всей армией они сдерживали наступление немецко-фашистских войск и изматывали их силы.

Ещё накануне войны высшее командование Красной Армии констатировало, что инженерные войска перестали быть «тыловым войском». Успех штурма сильно укрепленных позиций или долговременных сооружений стал маловероятен без инженерного обеспечения. При прорыве укрепленных районов инженерно-саперные части и стрелковые подразделения выполняли совместные боевые задачи. В летних боях 1941 года остатки инженерных подразделений Западного фронта сражались и в качестве пехоты. Так 57-й отдельный саперный батальон 8-й стрелковой дивизии 10-й армии сдерживал атаки немцев на укрепрайон 22 июня вплоть до 23 часов.

На Северном и Северо-Западном фронтах инженерные подразделения активно использовались как подвижные отряды заграждений. Прикрывая отход войск, они выставляли на путях движения немцев минные поля, группы мин, разрушали мосты, создавали зоны сплошных разрушений и заграждений. На Кольском полуострове действия инженерных войск смогли вообще остановить наступление немцев и финнов. Красная Армия с незначительным количеством пехоты и артиллерии, при почти полном отсутствии танков, используя естественные препятствия в сочетании с создаваемыми взрывными и невзрывными заграждениями, смогла создать столь несокрушимую оборону, что Гитлер пришел к выводу о нецелесообразности наступательных действий на севере.

Вопросы инженерного обеспечения боевых действий войск и способы применения инженерных сил и средств всегда были в центре внимания руководства Вооруженных Сил. С самого начала Великой Отечественной войны они находились в поле зрения Ставки ВГК, которая своим приказом № 0450 от 28 ноября 1941 года "О недооценке инженерной службы и неправильном использовании инженерных войск и средств" определила значение инженерного обеспечения боевых действий войск, как важного элемента, оказывающего большое влияние на ход и исход военных действий.

Этим приказом была введена должность начальника инженерных войск Красной Армии с правом непосредственного доклада Верховному Главнокомандующему. Начальники инженерных войск фронтов и армий получили статус заместителей командующих с повышением воинских званий до генерал-полковника и генерал-майора соответственно. Была изменена структура инженерных органов центрального управления, управлений фронтов и армий с созданием штабов инженерных войск, как их основы. Комплекс перечисленных мероприятий в значительной степени повысил эффективность управления, авторитет инженерных начальников и инженерных войск в целом.

Забота Верховного Главнокомандования о целесообразном применении инженерных сил и средств способствовала быстрому улучшению инженерной подготовки войск, повышению эффективности выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий.

При подготовке обороны Москвы из числа слушателей Военно-инженерной академии и Московского военно-инженерного училища было сформировано десять подвижных отрядов заграждения по 50 человек в каждом. В ходе боев, неся тяжелые потери, они непосредственно перед наступающими танками выставляли группы мин, подрывали дорожные сооружения. На этих минах подорвалось около 200 танков и 120-150 автомобилей противника.

Задачи инженерных войск несколько изменились с переходом наших войск в наступление. Наряду с решением задачи проделывания проходов в минных полях противника, восстановления мостов и переправ зимой 1941 - 1942 годов инженерные войска прокладывали колонные пути в глубоком снежном покрове. Эта задача была успешно решена. Недооценка немецким командованием природных условий (результат пренебрежения изучением театра военных действий в инженерном отношении) привела к огромным потерям немцев в технике, застрявшей в снегу.

В ходе зимнего контрнаступления 1941 - 1942 годах инженерные войска регулярно забрасывали в тыл противника команды разведчиков-подрывников. Только в феврале 1942 года саперы-подрывники одного батальона подорвали 7 мостов, установили 721 мину. За январь-март 1942 года инженерные войска Западного фронта оборудовали 58 переправ по льду, проложили 5387 километров колонных путей, навели 118 низководных мостов, сняли 21644 мины противника.

В апреле 1942 года было сформировано несколько инженерных бригад специального назначения. Эти бригады предназначались для развертывания минной войны. Каждая бригада состояла из пяти-семи батальонов инженерных заграждений, одного-двух электротехнических батальонов (создание электрилизуемых проволочных заграждений), батальона спецминирования (радиоуправляемые мины и фугасы).

При подходе немцев летом 1942 года к Сталинграду инженерные войска возвели 1200 километров оборонительных рубежей. Особое значение в степных условиях пробрела задача водоснабжения, которую решили рота полевого водоснабжения и три гидротехнические роты. При обороне Сталинграда в полосе обороны 64-й армии саперы установили 140 тыс. мин, 80 фугасов, подорвали 19 мостов. На минных полях 64-й армии противник потерял за месяц 65 танков.

Саперные армии сыграли основную роль в подготовке тыловых оборонительных рубежей государственного значения на западном и юго-западном стратегическом направлениях, особенно при создании обороны Москвы, Сталинграда и Кавказа.

В июне 1943 года началось формирование инженерно-танковых полков, на вооружении которых стояли танки Т-34, оборудованные минными тралами ПТ-3. Это была новинка, потрясшая немецкие войска. После первого применения этих тралов в Берлин было доложено о применении русскими новых танков, нечувствительных к минам.

Особую роль сыграли инженерные войска при подготовке обороны на Курской дуге. Замысел сражения состоял в том, чтобы упорной стратегической обороной измотать немецкие войска, нанести им большие потери и перейти в контрнаступление. Важную роль в подготовке оборонительных рубежей должны были сыграть инженерные войска.

С апреля по июль было подготовлено восемь оборонительных полос на глубину 250-300 км. Протяженность отрытых траншей и ходов сообщения достигала 8 километров на километр фронта. Было построено, отремонтировано 250 мостов общей длиной 6,5 км. и 3000 км. дорог. Только в полосе обороны Центрального фронта (300км.) было установлено 237 тыс. противотанковых, 162 тыс. противопехотных мин, 146 объектных мин, 63 радиофугаса, 305 километров проволочных заграждений. Инженерные войска провели громадную работу по маскировке позиций и объектов, только на ложные аэродромы в полосе Воронежского фронта противник сбросил 140 тонн авиабомб.

На позиции 81 гвардейской стрелковой дивизии наступала 19 танковая дивизия немцев. С 5 по 18 июля только на минах дивизия потеряла 100 танков и 1000 солдат. Удачное сочетание минных полей с огнем истребительно-противотанковой артиллерии привело к тому, что до 80% подорвавшихся танков составили безвозвратные потери. Ставкой ВГК было приказано впредь обязательно сочетать огонь артиллерии и минные поля.

Умелое сочетание фортификационных оборонительных сооружений, минно-взрывных заграждений и огня всех видов оружия позволило нашим войскам устоять в обороне впервые за войну.

С началом контрнаступления под Курском изменились задачи инженерных войск. Теперь предстояло не только устанавливать мины, а и снимать их, не разрушать мосты, а восстанавливать. Так с началом контрнаступления только в полосе наступления 11 гвардейской армии в ночь перед атакой наши саперы сняли 30 тыс. противотанковых и 12 тыс. противопехотных мин.

В ходе наступления впервые были успешно опробовано прикрытие обнажающихся флангов наступающих соединений минами. Мины на путях фланговых контрударов немцев выставляли подвижные отряды заграждений. Эти действия саперов позволяли не отвлекать наступающие части на защиту флангов, не бояться отсечения и окружения. После ряда безуспешных попыток выйти в тыл наступающим советским танкам и пехоте немцам пришлось отказаться от этого тактического приема, который они очень успешно применяли в 1941 - 1942 годах.

Накопленный за 1941 - 1943 годы опыт применения инженерных войск позволил успешно использовать их во всех последующих боях за освобождение страны и европейских стран в 1944-45 годах.

Одной из наиболее сложных и важных задач, возлагавшихся на инженерные войска в наступательных операциях Великой Отечественной войны, являлось инженерное обеспечение форсирования водных преград. При форсировании Днепра, Южного Буга, Одера и многих других рек воинами-саперами были проявлены мужество, отвага и массовый героизм.

Вот несколько примеров героических действий сибиряков.

Утром 26 сентября 1943 года при форсировании реки Днепр красноармеец, сибиряк Михаил Ефанов заменил раненого командира отделения. Под его руководством понтонёры завершили сборку парома и преступили к переправе. Первыми рейсами, в исключительно трудных условиях под непрерывным огнём противника отделение Ефанова переправило на правый берег батальон и шесть противотанковых пушек.

Работа паромной переправы продолжалась несколько дней. 28 сентября 1943 года Ефановым на правый берег Днепра были доставлены пятьсот бойцов с вооружением. 1 октября, когда во время рейса с танком на борту у ведущего катера заглох мотор на середине реки, Ефанов, оценив обстановку, дал команду «к вёслам». Бойцы, борясь с течением реки, доставили танк и пехоту к установленному месту высадки.

Указом Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Карповичу Ефанову было присвоено звание Героя Советского Союз.

При форсировании Днепра отличился также уроженец Чулымского района Новосибирской области Терентий Михайлов. Когда в результате бомбёжки был порван трос, крепивший понтонный мост, командир отделения сапёрного батальона старший сержант Михайлов нырнул в воду, достал конец троса и вновь закрепил его, восстановив таким образом переправу.

Когда десантная лодка «А-3» приблизилась к тому берегу Дуная, где засел враг, на неё обрушилось шквальное море огня. Командир лодки сибиряк, лейтенант Павел Орлянский вытащил из каютки красный флаг, припасённый для таких случаев, поднял его над головой и с криком «Ура!» прыгнул в воду, увлекая за собой десантников. Он дрался в самой гуще закипевшей на берегу рукопашной схватки. Орлянский первым ворвался во вражескую траншею, уничтожил дзот… Выбрав время, под кромешным огнём он отправился за новой группой десантников. Лейтенант ухитрялся быть всюду: и в бою, и в тылу, и посреди кипящего от пуль Дуная. Лодка «А-3» совершила 200 рейсов через огненный ад, переправляя на правый берег всё новые и новые роты и батальоны.

В июле 1944 года, когда сапёры старшего сержанта Петра Кожемякина, уроженца Каргатского района Новосибирской области, подошли к реке Неман, на противоположном берегу наши автоматчики с трудом удерживали небольшой плацдарм. Через реку предстояло построить мост в в 100 метров. Нужно было торопиться: автоматчики без подкрепления погибнут, плацдарм отойдёт к немцам. Сапёры готовили опоры и на руках подтаскивали к реке. Командир с несколькими бойцами сам находился по грудь в воде: принимал опоры и устанавливал их на дно. Не бросали работу даже во время налётов вражеской авиации, и через 6 часов адского труда переправа была готова. Но тут фашистские самолёты пошли в очередной налёт, разбомбили часть моста. Кожемякин с бойцами вновь пошёл в воду и взялся за починку переправы. За ночь по этому мосту проследовали части двух стрелковых и одного кавалерийского корпуса. Они пошли дальше – на Запад.

4 сентября 1944 года командир сапёрного взвода, новосибирец, старший лейтенант Александр Бугаев в составе танкового десанта одним из первых форсировал реку Нарев (Польша). В течение двух часов взвод на 5 лодках совершил 7 рейсов и переправил стрелковый батальон. Работая на 5-тонном пароме, за 9 часов перевёз артиллерию двух стрелковых полков с машинами и боеприпасами, что дало возможность нашим частям прорвать оборону противника и расширить плацдарм. Звание Героя Советского Союза было присвоено А.Бугаеву 24 марта 1945г.

14 января 1945 года командир 81-го отдельного штурмового инженерно-сапёрного батальона, уроженец Болотнинского района Новосибирской области Георгий Котов при захвате сильно укрепленного пункта Пшилет (Польша) первым ворвался в траншею противника и увлёк за собой пехоту. Перед атакой группами разграждения батальона было проделано 14 проходов для пропуска пехоты, артиллерии и танков. За умелое руководство подразделениями и проявленную личную храбрость и мужество майору Котову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Осенью 1943 года при форсировании Днепра инженерные войска применили новинку - подводные мосты. Мост строился таким образом, что его проезжая часть была ниже поверхности воды на 30-40см. Мост с воздуха не наблюдался. Не смотря на трудность наведения подобного типа переправ, новинка себя оправдала. Ни один из таких мостов не был разрушен ни авиацией, ни артиллерией противника.

Значимость инженерных войск в достижении победы над врагом была подчеркнута Сталиным введением осенью 1943 года званий "Маршал инженерных войск" и "Главный маршал инженерных войск". Этим актом подтверждалось, что инженерные войска играют ту же роль в разгроме врага, что и авиация, артиллерия и танкисты.

Впереди наступающих частей активно действовали группы специального назначения. Они вели инженерную разведку местности предстоящих боевых действий, взрывали мосты, железнодорожные сооружения. Главный штаб партизанского движения нацелил партизанские отряды на тесное взаимодействие с группами инженерного спецназа. Во взаимодействии с Инженерным управлением он разработал и осуществил летом-осенью 1943 года план "рельсовой войны".

Сосредоточив силы на наиболее вероятных направлениях движения советских войск, немцы не предполагали продвижения танков и тяжелой артиллерии через болота. Но советские инженерные войска справились с труднейшей задачей устройства дорог через болота и смогли вывести танки и пехоту в тыл обороняющихся немцев.

Штурмовые инженерные бригады в ряде случаев кроме выполнения задач инженерного обеспечения штурма и прорыва укрепленных позиций противника выполняли и задачи общеармейские. Так в боях за Вильно в июне 1944 года 4-я штурмовая инженерно-саперная бригада прорвалась в центр города, уничтожив 2092 солдата противника, взяв в плен 3116 солдат и освободив концлагерь с 2800 заключенными.

Активно в минно-розыскной службе использовались собаки. За годы Великой Отечественной войны четвероногие саперы обнаружили более четырех миллионов мин, снарядов и фугасов. Невозможно даже представить, сколько жизней могли бы унести эти взрывные устройства, не будь они обезврежены. Собаки МРС помогали разминировать Киев и Одессу, Варшаву и Прагу, Будапешт и Берлин. Всего при помощи служебных собак было обследовано более 15 тысяч квадратных километров.

Среди собак-саперов были свои герои, ставшие легендарными — такие, как Дик, Джульбарс и другие. Колли по кличке Дик, известен тем, что обнаружил фугас, заложенный в основание Павловского дворца. До взрыва оставался час: сработав, фугас превратил бы дворец в груду щебня. Всего Дик обнаружил около 12 тысяч мин. После войны он прожил еще некоторое время и был похоронен, как и подобает, с воинскими почестями. Джульбарс за время своей службы обнаружил почти 7,5 тысяч мин и был единственным из четвероногих солдат, получившим человеческую награду - медаль «За боевые заслуги». Это его, еще не оправившегося от ран, на Параде Победы нес на руках майор Александр Мазовер (как утверждают, пес был завернут в китель (или шинель) самого Сталина — по личному распоряжению генералиссимуса).

За подвиги и воинский труд во славу Родины в годы Великой Отечественной войны 100 тыс. воинов инженерных войск награждено орденами и медалями, 655 из них присвоено звание Героя Советского Союза, 294 стали полными кавалерами ордена Славы. В годы войны 196 инженерных соединений, частей и подразделений удостоены звания гвардейских. Многим из них присвоены почетные наименования, отражавшие славный боевой путь Советских Вооруженных Сил.

Мученической смертью в возрасте шестидесяти пяти лет погиб 18 февраля 1945 года сибиряк, уроженец города Омска, генерал-лейтенант инженерных войск Дмитрий Михайлович Карбышев. Выдающийся фортификатор, профессор Академии Генерального штаба Советской Армии, доктор наук, попав в окружение летом 1941 года, был тяжело контужен и в бессознательном состоянии оказался в фашистском плену.

Герой русско-японской, первой империалистической, гражданской войн, автор учебников, по которым училось несколько поколений советских командиров, был сразу же доставлен в Берлин. Но, как писали представители германского генштаба, Карбышев был «безнадёжным в смысле возможности использовать его в качестве специалиста военно-инженерного дела». И тогда последовало распоряжение: «Никаких скидок на чин и возраст!» Из Берлина Дмитрия Михайловича отправили на каторгу в каменоломни. Три с половиной года испытывалось мужество русского патриота. Но где бы он ни находился - в Освенциме, Майданеке, Заксенхаузене, Маутхаузене, каким бы испытаниям не подвергался, он всегда оставался символом стойкости для всех, кто томился вместе с ним в фашистских застенках. В лагере были созданы подпольные организации – душой их был Карбышев. Они добывали сведения о положении на советско-германском фронте, распространяли их среди узников, устраивали побеги. Дмитрия Михайловича не сломили голод, воспаление лёгких, тиф. Казнь, придуманная палачами, отличалась особой изощрённостью. Карбышева, раздетого, вывели на февральский мороз и поливали холодной водой до тех пор, пока он не погиб, оледенев на ветру. Генерал-лейтенанту Карбышеву Дмитрию Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Инженерные войска Сибирского военного округа активно участвовали в боевых действиях на Халхин-Голе, в боях Великой Отечественной войны и войны с милитаристской Японией.

После окончания войны инженерные войска широко привлекались к разминированию местности, обезвреживанию громадного количества неразорвавшихся снарядов и бомб, восстановлению мостов, дорог, железнодорожного транспорта, расчистке русел судоходных рек, обеспечению населенных пунктов и промпредприятий электроэнергией и водой.

В сентябре 1962 года алжирское правительство обратилось к Советскому Союзу с просьбой помочь очистить от мин территорию республики. Минные поля, оставленные колонизаторами, занимали площадь протяженностью в тысячу двести километров. Двенадцать миллионов мин… В отряде советских сапёров, направленных в Алжир, была и группа сибиряков. Около двух лет трудились посланцы нашего народа на алжирской земле, подвергая себя ежеминутной смертельной опасности. Из края в край прошёл через минное поле новосибирец Павел Григорьевич Бондаренко, возвращая алжирцам чистую землю. Орденом Красного Знамени отметила Родина интернациональный подвиг героя…

После войны много инженерных частей было передано в систему военно-строительных отрядов. Это и породило ошибочное мнение, что инженерные войска и строители, это одно и то же.

Особая страница истории инженерных войск Советской Армии - афганская война. Противник очень быстро оценил, что в условиях подавляющего превосходства русских в авиации, артиллерии, бронетехники едва ли не единственным средством лишить советские войска возможности использовать свои преимущества является минная война.

Разрешение войскам на применение мин для защиты блок-постов, перекрытия путей душманских караванов, установку минных полей дистанционным способом на путях движения бандформирований, быстро привело к значительному снижению их активности.

В ходе войны инженерные войска кроме минной и противоминной войны решали задачи восстановления дорог и мостов, добычи и очистки воды, оперативной и тактической маскировки. Однако нерешительность тогдашнего руководства страны, половинчатость принимаемых мер, попытки сэкономить средства и деньги за счет перенапряжения сил войск не позволяли в полной мере решать, в том числе и задачи инженерного обеспечения боя (операции).

Последней задачей инженерного обеспечения, которую пришлось решать саперам в Афганистане, было обеспечение отвода войск с занимаемых позиций и обеспечение марша через перевал Саланг на территорию СССР. Несмотря на обещания душманов "устроить русским кровавую баню" они так и не решились приблизиться к советским колоннам, настолько плотно были закрыты минно-взрывными заграждениями все подступы к основным маршрутам движения советских войск.

За мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи в республике Афганистан, воины-саперы сержанты Н.П. Чепик, В.П. Синицкий, Н.И. Кремениш и А.И. Исрафилов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а полковник Г.К. Лошкарев стал первым в Сухопутных войсках полным кавалером ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР».

Воины-саперы принимали также активное участие в вооруженных конфликтах в Таджикистане, Приднестровье, Северной Осетии, Абхазии, Боснии и Герцеговине, Косово, обеспечивали группировку федеральных сил в Чеченской Республике, проявив при этом мужество, профессионализм и высокое чувство воинского долга.

За успешное обеспечение действий федеральных сил в Чеченской Республике более 700 воинов-саперов награждены государственными наградами. Ярким свидетельством преданности Родине и военной присяге явилось присвоение звания Героя России десяти представителям инженерных войск. Их имена золотыми буквами вписаны в героическую летопись России. Это: генерал-майор Красников Александр Алексеевич; полковник Ростовщиков Валерий Александрович; подполковник Крюков Олег Васильевич; старший лейтенант Берсенев Роман Генрихович (посмертно); капитан Журавлев Александр Юрьевич (посмертно); подполковник Жуйков Сергей Васильевич (посмертно); старший лейтенант Колгатин Александр Михайлович (посмертно); майор Кобин Александр Иванович (посмертно); старший лейтенант Мариенко Виталий Леонидович (посмертно); младший сержант Борисов Евгений Германович.

17 марта 2002 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II объявил Небесным покровителем инженерных войск России святого благоверного князя Даниила Московского - это понимание и признание заслуг инженерных войск Русской православной церковью.

Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий.

Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Указ Президента об установлении Дня инженерных войск является свидетельством признания боевых заслуг всех поколений военных инженеров с «петровских времен» до наших дней. Сегодня профессиональный праздник отмечают в России, Беларуси.

В инженерных войсках проходили службу прославленные ученые, изобретатели и композиторы, выдающиеся полководцы и военачальники. В их числе уже упомянутый фельдмаршал М.И.Кутузов, начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза Н.В.Огарков, заместитель Министра обороны по строительству и расквартированию войск маршал инженерных войск Н.Ф. Шестопалов, а также маршалы инженерных войск М.П. Воробьев, А.И. Прошляков, В.К. Харченко, С.Х. Аганов, и многие другие.

По количеству Героев России в пересчете на тысячу человек в Вооруженных Силах РФ инженерные войска имеют один из самых высоких показателей, что подтверждает их приверженность славным традициям и героике военных инженеров.

Сплавом науки и отваги называют инженерные войска. Профессия офицера инженерных войск - это профессия умных, сильных, храбрых, волевых людей. И потому офицеры инженерных войск - особая категория военных. Своим добросовестным отношением к ратному труду, мужеством и героизмом они заслужили признание Вооруженных сил и народов России. Устройство минно-взрывных заграждений, проделывание проходов в минных полях, подготовка войсковых путей, оборудование переправ, разминирование местности - вот далеко не полный перечень уникальных задач инженерных войск. В большинстве армий мира инженерные войска называют "пионерными", что в переводе означает первые.

И в наши дни воины инженерных подразделений Вооружённых сил России достойно продолжают традиции своих отцов и дедов – спасение человеческих жизней и имущества во время стихийных бедствий, нелёгкая служба в «горячих точках», ликвидация последствий аварий и техногенных катастроф.

С 1970 по 1990 года инженерные войска Си6ВО принимали активное участие в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории Сибири и Забайкалья, а в конце 1980-х годов саперы-сибиряки успешно выполняют государственное задание правительства по уничтожению 900 тысяч устаревших боеприпасов. С 2002 года инженерные войска Сибири проводят масштабные работы по очистке территорий после техногенных происшествий, в ходе которых обезвреживают миллионы взрывоопасных предметов. Например, в 2005 году саперы Округа утилизировали свыше 400 тонн выслуживших сроки боеприпасов.

Все последние годы военные саперы и инженеры - непременные участники практически всех учений, где выполняют значительный объем инженерных работ. На регулярной основе ведется боевая подготовка инженерных войск, проводятся мобилизационные мероприятия по подготовке специалистов запаса.

Инженерные войска современных армий состоят из соединений, частей и подразделений, разделяются по назначению: инженерно-саперные, штурмовых заграждений и разграждений, мостостроительные (мостовые), понтонно-мостовые (понтонные), переправочно-десантные (амфибийные), позиционные, маскировочного, полевого водоснабжения (добычи и очистки воды), инженерно-строительные и другие. В процессе реформирования инженерных войск ВС РФ приоритет отдается созданию компактных, технически оснащенных региональных комплектов, готовых к гибкому применению и решительным действиям в условиях возникновения военной угрозы, кризисных ситуаций природного и техногенного характера, способных выполнить необходимые задачи по инженерному обеспечению оперативно-стратегического развертывания войск и прикрытия Государственной границы. По технической вооруженности инженерные войска Министерства обороны РФ по многим показателям превосходят лучшие образцы вооружения инженерных войск развитых стран или находятся на одном уровне с ними. Инженерные войска есть в структурах Министерства обороны, Внутренних войск МВД, Федеральной пограничной службы, МЧС. На них возлагается выполнение наиболее сложных задач инженерного обеспечения, требующих использования техники, боеприпасов и специальной подготовки личного состава. Задача инженерных войск, обусловленная возросшей угрозой мирового терроризма и связанная с противодействием минному террору, по характеру комплексная, многополярная. Она требует специального оснащения, целевой подготовки специалистов. Сегодня эта задача оказалась на стыке служебной деятельности многих силовых структур и решается всеми в тесном взаимодействии. Инженерные войска постоянно находятся на учении. Ежедневно в частях и подразделениях, в важнейшем, тактическом, звене проходят сотни практических мероприятий. Они и обеспечивают высокую боевую готовность. Специалистов для инженерных войск в России готовит Военно-инженерный университет, образованный 1 сентября 1998 года на базе Военно-инженерной академии имени В.В.Куйбышева, с двумя филиалами - на базе Тюменского и Нижегородского ордена Ленина, Краснознаменного высших военных инженерных командных училищ. Кроме того, Военно-технический университет при Федеральном агентстве специального строительства (г. Балашиха Московской области, ул.Карбышева, 8).

Источники:

  • Все вузы России 2011/2012 год. Справочник для поступающих в вузы. Издание, содержащее информацию о новых условиях приёма в вузы. – Москва: РИПОЛ классик, 2010. – 400с.
  • Зельвенский Д.А. Искры негасимые / Д.А.Зельвенский – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1976. – 277с.
  • Петров И.Ф. Следы на земле. История Сибири в памятниках / И.Ф.Петров. – Новосибирск, Зап.-Сиб. книжное издательство, 1977. – 202с.
  • Никифоров Н. Штурмовые бригады Красной Армии в бою. Издано в авторской редакции [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/171237/read - 17.10.2012.
  • 21 января - День инженерных войск [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.calend.ru/holidays/0/0/8/ - 11.10.2012.
  • 21 января - День инженерных войск [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://redday.ru/winter/01/21.asp - 11.10.2012.
  • 21 января - День инженерных войск [Электронный ресурс] – Режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки..2012.
  • Собаки на службе в армии во время Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] – Режим доступа:
  • http://www.okdzks.com/page.php?id=286 19.02.2013.