День моряка-подводника – 19 марта

19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 г. по Указу Императора Российской империи Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый, самостоятельный класс боевых кораблей — подводные лодки. С той поры в Российской империи и появился новый праздник «День моряка-подводника», однако после Октябрьской революции 1917 года отмечать его перестали. Почти восемь десятилетий спустя праздник был возрождён. 15 июля 1996 года главнокомандующий Военно-Морским флотом России адмирал флота Ф.Н. Громов подписал приказ № 253, в котором предписывалось отмечать День моряка-подводника ежегодно, 19 марта.

Никто не знает, где и когда появилась первая подводная лодка. Если верить Аристотелю, то еще Александр Македонский спускался под воду в стеклянной бочке с вполне боевой целью: его интересовали боновые (плавучие) заграждения финикийского порта Тир.

Можно считать первыми подводниками тех сорок запорожских казаков, что прокрались к турецкому судну в подводном челне из воловьих шкур и напали на него.

Можно считать, что подводное плавание началось с погружения подводной галеры голландца Корнелиуса ван Дреббеля в 1620 году, а первый командир подлодки - английский король Яков I, сын Марии Стюарт, который согласился командовать гребцами этого необычного судна.

Можно считать, что боевые корабли глубин пошли от "потаенного судна" Ефима Никонова, одобренного Петром Первым.

Бесспорно одно: подводная лодка родилась как оружие мести - тайной и беспощадной. Всякий раз, когда к берегам страны, обладавшей слабым флотом, подступали чужие эскадры, патриоты-энтузиасты убеждали своих адмиралов разгромить неприятеля из-под воды: проекты подводных таранов, мино- и даже ракетоносцев выдвигались один за другим.

Так было в 1776 году, когда североамериканцы вели неравную войну с "владычицей морей" за свою независимость. Строительство одноместной подводной лодки "Черепаха" финансировал сам Джордж Вашингтон. Сколько надежд было связано с этим неуклюжим яйцеобразным судном из бочарных досок и листовой меди...

Так было и спустя четверть века, когда только что пришедший к власти Наполеон Бонапарт не прочь был нанести удар по могущественному британскому флоту из-под воды. Будущий император отпустил нужные суммы создателю парохода, американскому изобретателю Фултону, и в Париже застучали клепальные молотки. Единственное, что блестяще удалось тогда Фултону, так это придумать имя - почти родовое, переходящее из века в век, из поколения в поколение подводных кораблей, - «Наутилус». А Наполеон, разочаровавшись в подводной лодке Фултона, ходившей под парусом, наложил резолюцию: «Дальнейшие опыты с подводной лодкой американского гражданина Фултона прекратить. Денег не отпускать». Мог ли император предположить, что за его спасение с острова Святой Елены с помощью подводной лодки возьмется земляк изобретателя, некто контрабандист Джонсон, и только смерть Бонапарта помешает дерзкому авантюристу.

Гитлер, который стремился подражать «великому корсиканцу», надеялся бежать из рушащегося рейха на подводной лодке, чей экипаж, да и сам корабль в целях особой секретности были объявлены погибшими еще в 1943 году.

Странное дело, моряки построили первый самолет (капитан I ранга А. Можайский) и первый автомобиль (в России - офицер флота Е. Яковлев). Но изобретать подводную лодку брались крестьяне и монахи, контрабандисты и политические заключенные, артиллеристы и фотографы, адвокаты и врачи, землемеры и сапожники. Так было накануне Крымской войны, когда владелец лучшей в Петербурге фотографии Иван Федорович Александровский, будучи в Англии по делам своего ателье, увидел на рейде грозный флот, готовившийся к нападению на Россию. «Воодушевленный патриотическим желанием помочь русскому флоту, - свидетельствует историк флота Г. М. Трусов, - Александровский начал конструировать подводную лодку».

Идея подводного плавания в России неоднократно обсуждалась в правительственных и военных кругах на протяжении XVII-ХIX веков. О первой подводной лодке российского флата упоминается в 1718 году как "потаенном судне" Ефима Никонова. В 1832 году инженер-фортификатор Карл Андреевич Шильдер разработал проект и начал строить на свои средства подводную лодку, вооружённую шестью ракетами для запуска из подводного и надводного положения. Лодка двигалась по принципу галеры, то есть без помощи винта, могла погружаться в воду на 13 метров и даже глубже. Начальные испытания прошли удачно, но затем на лодке произошла авария, и правительство отказало К.А.Шильдеру в финансировании проекта.

Массовое же производство кораблей подобного типа началось в 1880-х годах.

Так, в 1879-1881 годах по проекту С.К.Джевецкого были построены 50 подводных лодок. Они приводились в действие мускульной силой гребцов и предназначались для обороны приморских крепостей. В декабре 1900 года специальная комиссия приступила к проектированию первого боевого подводного корабля с бензомотором для надводного хода и электромотором для подводного. Корабль начали строить в Санкт-Петербурге по проекту конструкторов И.Г.Бубнова, И.С.Горюнова, М.Н.Беклемишева, под названием «миноносец № 150». Затем он получил название «Дельфин».

Успешные испытания «Дельфина» вдохновили конструкторов на создание более совершенных кораблей: были разработаны проекты подводных лодок типов «Касатка», «Акула», «Минога», «Морж», «Барс».

Русско-японская война стала первым серьезным испытанием для подводников. Несмотря на то, что первые подлодки были далеки от совершенства, их смелые экипажи регулярно выходили для отработки первых учебных и боевых задач в открытое море, демонстрируя противнику свое присутствие и готовность к решительным действиям. В конце апреля 1905 года в 70 милях от Владивостока, у мыса Поворотный, состоялась первая "встреча" русских лодок и японских кораблей. В ней участвовали лодки "Дельфин", "Касатка" и "Сом". Это боевое столкновение сыграло важную роль: японцы сделали вывод, что русские подводные лодки представляют для них реальную угрозу, в связи с чем отказались от нападения на Владивосток с моря.

Хорошо зарекомендовав себя в русско-японской войне, с 1906 г. подводные лодки были выделены в отдельный класс и перешли в корабли 3 и 4 рангов (ранее, прежде всего из соображений секретности, они числились миноносцами). В Либаве был организован учебный отряд подводного плавания. Его первым руководителем считается контр-адмирал Э.Н. Щенснович. К тому времени Россия имела 19 субмарин, и для каждой из них нужны были толковые и знающие моряки.

Осенью 1907 года в учебный отряд набрали первых 200 человек из призванных на военную службу. Выбирали таких, кто имел «на гражданке» профессию слесаря, машиниста, заводского рабочего. Из них готовили мотористов, электриков, минных машинистов, рулевых для подводных лодок. Параллельно с рядовыми специалистами в учебном отряде проходили подготовку унтер-офицеры и офицеры, отобранные для службы на подводном флоте. Учебному отряду были приданы подводные лодки "Белуга", "Сиг" и "Минога". Об интенсивности подготовки личного состава свидетельствует тот факт, что только за 1907-1909гг. отряд подготовил 103 офицера и 525 специалистов. Срок обучения для офицеров составлял 10 месяцев. Первые полгода изучали отрасли техники, с которыми им предстояло столкнуться во время службы в подплаве, а также матчасть лодок. Второе полугодие отводилось на практическое обучение – офицеры распределялись по подводным лодкам и вначале исполняли обязанности матросов и унтер-офицеров, а лишь затем обучались управлению лодкой и торпедной стрельбе.

Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск».

В Первую мировую войну в 1914—1918 годах подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. Создание и боевые действия в 1915-1917 годах первого в мире подводного заградителя "Краб", построенного по проекту М.Налетова,- совершенно самобытного корабля русского военно-морского флота, - без преувеличения можно назвать переворотом в истории мирового подводного кораблестроения. Этот корабль в период первой мировой войны выполнял ответственные боевые задания. Например, блестяще решил задачу скрытной установки минного заграждения у пролива Босфор, создав серьезную преграду для прорыва турецких кораблей в Черное море.

Несмотря на несовершенства и недостатки, все подводные лодки действовали смело и активно, и сыграли определенную роль в решении общей задачи флота.

«Воспрепятствовать противнику проникнуть в восточную часть Финского залива, за меридиан Наргена, хотя бы временно, обеспечив мобилизацию сухопутных войск...», - такая задача была поставлена балтийским подводникам командованием флота. И они ее с честью выполнили. Только за 1915 год они потопили и захватили 16 германских транспортов. За два года войны общий тоннаж потопленных боевых кораблей и транспортов составил более 105 тысяч тонн. Продолжая славные боевые традиции русской армии и флота, моряки-подводники проявили немалый героизм. К концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи.

Историк подводного флота и моряк подводник Э.А.Ковалёв писал: «Активно участвуя в Первой мировой войне, черноморские подводники сумели добиться серьёзных боевых успехов при минимальных потерях и решили поставленную перед ними задачу – лишить энергоресурсов (уголь, нефть) турецкую столицу и базировавшийся там турецкий флот». Командир подводной лодки «Тюлень» Михаил Александрович Китицын добился наибольшего количества побед (36). Среди современников он стал подводником №1 императорского флота.

Первая мировая война заставила перевести часть Учебного отряда подводного плавания в Петербург, а другую часть вместе с подводными лодками - в Ревель [официальное название г. Таллинна (Таллина) в 1219-1917гг.]. Окончательно и полностью учебный отряд переехал в Петроград в 1918 году. К этому времени в состав отряда входили, кроме командования и преподавателей, 56 слушателей.

Самый первый боевой поход советской подводной лодки состоялся на Балтийском море 27 ноября 1918 года. На разведку морских сил английских интервентов вышла в район Ревеля подлодка «Тур» (с 1922 года «Товарищ»). Пройдя под перископом ревельский рейд, она собрала ценные сведения о кораблях англичан, готовившихся к походу на Петроград.

31 августа 1919 года, всплыв в районе Копорской губы под перископ, командир подлодки «Пантера», бывший лейтенант русского флота А. Бахтин, обнаружил два английских эскадренных миноносца. Торпедная атака эсминца "Виттория" открыла боевой счет советских подводников. Этот день навсегда вошел в историю отечественного флота. А имя Бахтина моряки помнят и чтят по сей день. Стало традицией навещать его могилу в дни присяги молодых подводников.

«При развитии ВМС стремиться к сочетанию надводного и подводного флотов...». Согласно этому положению Реввоенсовета советский подводный флот с самого начала создавался как ударная часть военно-морских сил. В его составе должны были быть лодки всех типов: малые для действий в прибрежных районах, средние для операций в открытом море, большие для крейсерства на отдаленных вражеских коммуникациях. О внимании, которое Советское правительство уделяло подводному флоту, свидетельствует и такой факт: первым боевым кораблем, спроектированным для молодого флота, была именно подводная лодка.

22 марта 1919 года был объявлен новый штат Учебного отряда на 125 учеников. Здесь начали готовить подводников для Рабоче-крестьянского Красного флота. Впрочем, уже осенью курсантов срочно бросили на фронт... В 1925 году отряд (тогда он назывался школой подводного плавания) был переведен в Hовоморские (Дерябинские) казармы на Большом проспекте Васильевского Острова. Отряд переименовывали и реформировали, добавляли и убавляли подразделения, подчиняли и переподчиняли разным ведомствам. Постепенно создавались учебные классы и лаборатории, отрабатывалась система обучения. Параллельно с развитием подводного флота совершенствовалась подготовка подводников. К началу второй мировой войны из стен отряда вышли 14 тысяч офицеров, старшин и краснофлотцев. Кстати, в 1937 году там учился краснофлотец Путин - отец президента В.В. Путина. До 1939 года учебный отряд являлся единственным учебным заведением в нашей стране, готовящим квалифицированные кадры моряков-подводников. Имя С.М. Кирова было присвоено отряду 13 января 1935 года, а в 1939 году он был награжден орденом Красного Знамени.

За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок. Организационно они сводились в бригады, дивизионы и группы. Управлял ими командующий флотом, боевой и повседневной деятельностью руководил подводный отдел флота. Задачи подлодок и районы их боевых действий определялись военным советом флота.

22 июня 1941 года лодки типа «Щ» были самыми многочисленными в советских вооружённых силах. Отличительными особенностями лодок были сравнительная дешевизна в постройке, повышенные маневренность и живучесть. И лодке именно этого типа выпала честь открыть боевой счет советских подводников в Великой Отечественной войне: 14 июля 1941 года североморская «Щ-402» торпедировала транспорт в 3000 тонн. Успех «Щ-402» был закреплен другими подлодками Северного флота, где в первые полтора-два года войны на долю «щук» выпала немалая боевая нагрузка. Они потопили на Севере 38 вражеских транспортов и одну подводную лодку. Эту лодку и 11 транспортов уничтожила «Щ-402». Краснознаменная «Щ-403» одной из первых начала отрабатывать атаку одновременно двух целей. Первую атаку "Щ-403" произвела 22 декабря 1941 года. И хотя на этот раз была поражена только одна цель, эта подводная лодка положила начало методу, который стал широко применяться впоследствии советскими подводниками.

Командование флота стремилось охватить действиями подводных лодок возможно большую часть пути вражеских конвоев вдоль северного побережья Норвегии. Это вынуждало противника распылять противолодочные силы. А наши подводные лодки начали сами искать противника в глубине фьордов и в бухтах. Так, уже на второй день войны подводная лодка "Щ-401" под командованием старшего лейтенанта А. Е. Моисеева (на ее борту был и командир дивизиона И. А. Колышкин) вошла на рейд Вардё и торпедировала транспорт, стоявший у пирса. Другая лодка – «Щ-402», которой командовал старший лейтенант Н.Г. Столбов, 14 июля 1941 года проникла на рейд Хоннингсвог и атаковала стоявший на якоре транспорт. Таким образом, североморцы в самом начале войны перешли от позиционного метода использования подводных лодок к позиционно-маневренному крейсерству в ограниченных районах. Подводные лодки Северного флота в 1941-1942 годах потопили семьдесят семь транспортных судов и двадцать семь военных кораблей, то есть свыше шестидесяти процентов тоннажа, потерянного противником на Северном морском театре за это время.

Немецкое командование, первоначально недооценивавшее силы Северного флота, с декабря 1941 года было вынуждено срочно начать постановку минных заграждений, чтобы защитить со стороны моря свои коммуникации и преградить путь нашим подводным лодкам в глубоководные фьорды. По трассе движения конвоев противник оборудовал на берегу сигнально-наблюдательные посты и установил батареи. В состав охранения конвоев немецкое командование включило миноносцы и авиацию. Но в 1941 году Северный флот не потерял ни одной лодки на вражеских коммуникациях, и только в 1942 году, когда немцы усилили противолодочную защиту, погибло несколько наших подводных кораблей.

За годы войны из 44 воевавших «Щук» погибли 31. На счету подлодок типа «Щ» 35 % потопленного и повреждённого тоннажа противника. За боевые подвиги гвардейского звания было удостоено 5 «щук», орденом Красного Знамени было награждено 12 лодок этого типа, а одна – «Щ-402» - была одновременно и гвардейской и Краснознаменной. Ни один другой тип как подводных, так и надводных кораблей в советском флоте не получил такого количества почетных званий и наград. На «щуках» воевали такие прославленные подводники, как Герои Советского Союза Ф. Вершинин, А. Коняев, Н. Лунин, Е. Осипов, М. Грешилов, М. Калинин, И. Травкин, С. Богорад. Не случайно зарубежные военные историки считают, что «щуки» оказались самыми удачными и самыми удачливыми русскими лодками...

Отряд подводных лодок Тихоокеанского флота совершил скрытый поход через Тихий и Атлантический океаны и вошел в состав Северного флота. Подводники-тихоокеанцы громили врага на Атлантике и Северном Ледовитом океане, сопровождали из Великобритании в Мурманск интернациональные морские караваны союзников, которые доставляли по Ленд Лизу военную технику и боеприпасы. На их счету десятки потопленных военных транспортов, боевых кораблей и субмарин противника. В составе отряда в Заполярье бил врага и экипаж подводной лодки «С-56», которая совершила переход из Владивостока на Северный флот через Панамский канал, преодолев Тихий и Атлантический океаны. Субмарина выполнила восемь боевых походов и 12 торпедных атак, потопив четыре боевых корабля и транспорта противника. В 1953 году подлодка Северным морским путем вернулась на Тихоокеанский флот, завершив свое боевое кругосветное плавание. Накануне 30-летия Победы подлодка «С-56» стала кораблем-музеем мемориала «Боевая слава Тихоокеанского флота». В четырех отсеках субмарины была создана экспозиция, посвященная развитию подводных сил на Тихом океане. Три отсека: торпедный, жилой и центральный – восстановлены в том виде, в каком были в годы Великой Отечественной войны.

«Разве не является образцом изумительной отваги артиллерийский бой подводной лодки под командованием т. Гаджиева с кораблями охранения? Потопив транспорт, подводная лодка всплыла в надводное положение и вступила в артиллерийский бой со сторожевыми кораблями и двумя катерами-охотниками. Произошел невиданный поединок, окончившийся поражением вражеских кораблей. Это первый случай в истории, когда подводная лодка, потопив транспорт, охраняемый конвоем, уничтожила и сам конвой» - так 10 июля 1942 года газета "Правда" писала о действиях подводной лодки «К-3» - представительнице знаменитых крейсерских лодок, которые благодаря мощному артиллерийскому вооружению не раз вступали в бой с фашистскими кораблями в надводном положении.

Несмотря на огромные трудности, подводники Балтики успешно действовали на морских коммуникациях противника. Они потопили только за одно лето 1942 года пятьдесят шесть вражеских транспортов водоизмещением около ста пятидесяти тысяч тонн. Фашистам все труднее было пользоваться морскими перевозками для снабжения своих войск. Еще в начале войны немецкое военно-морское командование жаловалось фюреру, что морские конвои подвергаются сильным атакам советской морской авиации и кораблей, несут большие потери, и флот не в состоянии обеспечить коммуникации и тем самым оказать необходимую помощь сухопутным войскам. По расчётам некоторых специалистов, только в 1942 году Германия недополучила около 1 млн. тонн шведской железной руды.

Потопить даже один крупный груженый транспорт или танкер - великое дело. Зарубежные авторы (Броди, Прейс, Кресно и другие) подсчитали: на двух транспортах по шесть тысяч тонн и одном танкере в три тысячи тонн можно за один рейс перевезти столько снаряжения, что после распределения на фронте для его уничтожения потребовалось бы три тысячи самолетовылетов бомбардировщиков. А для потопления этих судов в море достаточно всего нескольких торпед... Возможно, эти выкладки и не совсем точны, но они впечатляют. Пустить на дно вражеский корабль с оружием, танками и другим имуществом - это действительно существенная помощь сухопутным войскам.

Премьер-министр Великобритании Черчилль на Ялтинской конференции допытывался у Сталина, когда советские войска захватят Данциг. В этом балтийском порту находилось тогда много недостроенных и уже готовых немецких подводных лодок. А именно подводные лодки доставляли больше всего тревог британскому правительству. Черчилль признавался, что в трудный период битвы за Атлантику ничто так не беспокоило его, как угроза со стороны немецкого подводного флота. Вот почему его так волновал захват Данцига. Дни этого порта и без того были уже сочтены: до города доносились залпы наших орудий и "катюш". Началось поспешное бегство противника. 3700 унтер-офицеров - выпускников школы подводного плавания, 100 командиров подводных лодок, окончивших специальный курс усовершенствования по управлению лодками с единым двигателем системы Вальтера, 22 высокопоставленных партийных чиновника из Восточной Пруссии, несколько генералов и старших офицеров РСХА, батальон вспомогательной службы Данцигского порта из войск СС численностью 300 человек погрузились на лайнер "Вильгельм Густлов". Охранение в море должно было обеспечить безопасность перехода лайнера от Данцига до Киля. А между тем конвой уже поджидала советская подводная лодка.

...В море свирепствовал жестокий шторм. Температура держалась на минус семи градусах. Рубка лодки, антенны, перископы быстро обрастали льдом. А командир корабля капитан 3 ранга А. Маринеско и его замполит уже длительное время находились на мостике. Прошел еще час, другой. Шторм не утихал. И вдруг обозначился силуэт очень крупного судна. Оно шло в охранении. Это и был "Вильгельм Густлов". За час до полуночи "С-13" атаковала неприятельское судно. Несколько торпед одна за другой стремительно понеслись к цели. После сильного взрыва лайнер пошел ко дну. Гибель "Вильгельма Густлова" ошеломила фашистов. В Германии был объявлен трехдневный траур. Гитлер приказал расстрелять командира конвоя. Капитан Маринеско был объявлен личным врагом фюрера.

Успех лодки «С-13» был не последним. Возвращаясь на свою базу, 9 февраля 1945 года она торпедировала еще один крупный транспорт противника - "Генерал Штойбен", на борту которого находилось три тысячи шестьсот гитлеровских солдат и офицеров. Таким образом, за один только поход экипаж лодки под командованием капитана 3 ранга Александра Ивановича Маринеско уничтожил восемь тысяч гитлеровцев. Полноценная дивизия! Да еще какая дивизия! Отборные офицеры, первоклассные специалисты-подводники, эсэсовцы, фашистские бонзы...

Всего лучший подводник советского ВМФ Александр Иванович Маринеско потопил 4 пассажирских и торговых транспорта общим водоизмещением 42507 тонн.

Капитан 3 ранга Александр Маринеско возглавляет список советских асов-подводников не по числу уничтоженных кораблей противника, а по сумме их водоизмещения и по размерам ущерба, нанесенного военному потенциалу Германии. Вслед за ним идут следующие наиболее удачливые подводники:

Валентин Стариков (капитан-лейтенант, командир ПЛ М-171, К-1, Северный флот) - 14 кораблей;

3. Иван Травкин (капитан 3 ранга, командир ПЛ Щ-303, К-52, Балтийский флот) - 13 кораблей;

4. Николай Лунин (капитан 3 ранга, командир ПЛ Щ-421, К-21, Северный флот) - 13 кораблей;

5. Магомед Гаджиев (капитан 2 ранга, командир дивизиона ПЛ, Северный флот) - 10 кораблей;

6. Григорий Щедрин (капитан 2 ранга, командир ПЛ С-56, Северный флот) - 9 кораблей;

7. Самуил Богорад (капитан 3 ранга, командир ПЛ Щ-310, Балтийский флот) - 7 кораблей;

8. Михаил Калинин (капитан-лейтенант, командир ПЛ Щ-307, Балтийский флот) - 6 кораблей;

9. Николай Мохов (капитан-лейтенант, командир ПЛ Щ-317, Балтийский флот) - 5 кораблей;

10. Евгений Осипов (капитан-лейтенант, командир ПЛ Щ-407, Балтийский флот) - 5 кораблей.

Великая Отечественная война дала убедительное подтверждение боевой ценности подводного флота. Советские подводники уничтожили около 650 тысяч тонн вражеского торгового тоннажа и десятки боевых кораблей различных классов. Подводные корабли получили больше наград и почетных званий, чем все остальные корабли флота, вместе взятые. Высокого звания Героя Советского Союза удостоились 25 советских подводников.

Переломным этапом в истории советского подводного флота явилось внедрение ядерных энергетических установок в 50-е годы (первая в мире атомная подводная лодка сошла с верфи штата Коннектикут 21 января 1954 года). Благодаря этому лодки получили практически неограниченную автономность плавания. Первенцем советского атомного флота стала подводная лодка «Ленинский комсомол». Позднее она первая проложила путь к Северному полюсу. Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок — 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные лодки различных классов и, с учетом царской России, свыше 1000 дизельных подводных лодок. В послевоенные годы нижегородчина стала местом производства самых современных субмарин.

Подводники решили, наконец, свою главную проблему - проблему "единого двигателя", то есть такого источника энергии, который бы питал ход корабля, как над водой, так и под водой, не поглощая драгоценного в замкнутом пространстве кислорода.

Если обычной подлодке приходится перед погружением останавливать дизель-моторы, задраивать шахты подачи воздуха дизелям, закрывать захлопки газоходов и переходить на электродвижение - на все это расходуется бесценное в бою время,- то атомарина скрывается под водой сразу, без всех этих подготовительных процедур. Она ныряет столь же непринужденно, как это делают морские животные. Дизель-электрическая субмарина испытывает на глубине постоянный энергетический голод. Ее командир, чтобы оттянуть время разрядки аккумуляторной батареи, вынужден экономить на всем - на режиме работы кондиционеров, освещении и даже порой на камбузных электроплитах. В плавании на воде он должен постоянно помнить, хватит ли соляра в цистернах на возвращение в базу. На атомарине с ее энергетическим изобилием не знают этих забот. Для первых 60 тысяч миль, пройденных "Наутилусом", понадобилось всего лишь три килограмма шестьсот тридцать граммов урана. Дизельной подводной лодке, чтобы пройти подобное расстояние с равнозначной скоростью, потребовалось бы 300 железнодорожных цистерн жидкого топлива.

Высокая энерговооруженность атомохода помогла решить и многие сопутствующие проблемы, как-то: добыча пресной воды из морской с помощью мощных опреснителей, получение кислорода методом электролиза, кондиционирование всех отсеков и т. д. Все это позволило создать качественно новые, немыслимые на дизельных подлодках условия обитания экипажа. Длительность подводных походов зависит теперь только от физической выносливости самих подводников. Так, некогда боевое средство с самым коротким радиусом действия, подводная лодка превратилась в корабль с практически неограниченной автономностью. К этому важнейшему ее боевому качеству следует добавить и то, что атомная силовая установка дает возможность развивать значительно большие скорости, чем у равномощных надводных кораблей, так как на глубине отсутствует волновое сопротивление, да и сами гидродинамические обводы корпуса атомарины позволяют разверзать водную среду с наименьшими затратами энергии. Почти полная независимость атомарины от поверхности моря во много раз уменьшает уязвимость атомного корабля от исконного и самого опасного врага подводных лодок - самолета. Более того, главное тактическое качество подводного флота – скрытность, выросло во много раз еще и благодаря тому, что атомные лодки обрели возможность ходить подо льдом, а значит, и укрываться под ледяным панцирем планеты от всех ныне существующих, включая и космические, средств поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок. Не случайно более половины всех своих ядерных средств американские стратеги разместили в корпусах атомных подводных лодок, как самых труднообнаружимых носителей баллистических ракет.

Уже к середине 1970-х годов наша страна стала обладать мощнейшим подводным флотом, основу которого составили ракетные подводные крейсера стратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки. В 1983 году в состав ВМФ вступила глубоководная атомная подводная лодка проекта 685 (главный конструктор Н.А.Климов). При создании этого уникального корабля решалась проблема значительного увеличения глубины погружения боевой подводной лодки. На испытаниях лодка достигла спецификационной предельной глубины погружения 1000 метров, установив непревзойдённый мировой рекорд глубины погружения.

Настоящим испытанием для подводного флота России, как и для всех Вооруженных сил, стали 1990-е годы. Производство практически сошло на «нет», а утилизация лодок по различным договорам приняла катастрофический размах. В 2000-х Россия прекратила бездумно уничтожать свой подводный флот и начала производство новых кораблей. По данным российского ВМФ, на начало 2009 г. в нашей стране было 60 подводных лодок различных типов, в том числе около 10 подлодок являются стратегическими атомными, более 30 – многоцелевыми атомными, остальные – дизельные и подводные лодки специального назначения. Сейчас для ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. В ее составе — подводные лодки проекта 949а, вооруженные 24 ракетами типа «Гранит». Они способны с высокой эффективностью решать задачи поражения группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений. По словам адмирала Вячеслава Алексеевича Попова (2011г.), «сегодня Военно-морской флот ждёт поступления в боевой состав новых ракетоносцев с ракетным комплексом «Булава» и новых многоцелевых подводных лодок». Всего до 2017 года предполагается построить 8 субмарин проекта 955 «Борей». (Наибольшая длина - 170 м. Ширина - 13.5 м. Скорость полного хода под водой - 29 узлов. Ядерная силовая установка. Глубина погружения - 450 м. Основное вооружение: 12 баллистических ракет "БУЛАВА". Экипаж - 107 человек ).

В распоряжение Военно-Морского флота России поступают обитаемые подводные аппараты с глубиной погружения до шести километров. В 2011 году было официально объявлено об успешном завершении в Северной Атлантике государственных испытаний автономного глубоководного аппарата «Консул» - экипаж гидронавтов отработал намеченную программу на глубине 6270 метров. Поле деятельности у «Консула» весьма обширное. Он может использоваться для подводно-технических и аварийно-спасательных работ, установки на подводные объекты маяков-ответчиков, доставки на грунт и подъёма на поверхность оборудования массой до 200 кг. Аппарат может работать в тандеме со многими кораблями ВМФ, пограничной службой. Длина – 8,4 м., масса – 26т., экипаж – 2-3 человека, время погружения на предельную глубину – 3-4,5 часа.

Качественное технологическое обновление подводного флота после довольно длительного периода стагнации и упадка, сегодня отнесено к приоритетным задачам государства, воплощённым в программе модернизации вооружения и строительства новых кораблей.

Хотя Сибирь находится далеко от мест базирования Военно-морского флота, связи с ним у неё самые тесные. В 1943 году Новосибирская область взяла шефство над частями Северного военно-морского флота. К 14 мая 1943 года комсомольцы и молодежь Новосибирской области собрали 6 миллионов 653 тысячи 367 рублей. На следующий день бюро Новосибирского обкома ВЛКСМ приняло решение просить наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова приобрести на собранные средства подводную лодку и присвоить ей имя «Новосибирский комсомолец». Нарком с этой идеей согласился. И 18 июня 1943 года строящейся для Северного флота подводной лодке типа «М» XII серии приказом наркома было присвоено наименование «Новосибирский комсомолец».

Закладка подводной лодки М-107 состоялась еще до войны — 30 октября 1940 года в городе Горький на заводе «Красное Сормово». С началом Великой Отечественной войны строительство было законсервировано. Подобные лодки проектировались ЦНИИ военного кораблестроения (главный конструктор Сердюк). В 1935–1941 годах лодки усовершенствовали, они стали значительно надежнее, но сохранили слабое вооружение и малую глубину погружения. Ласково их называли «малютки». За счёт средств, собранных новосибирской молодёжью, появилась возможность возобновления строительства лодки. В октябре 1942 года ее отправили по железной дороге в Мурманск и дальше доставили для достройки в Молотовск. 24 июня 1943 года на субмарине был поднят военно-морской флаг, и приказом народного комиссара ВМФ М-107 была включена в списки Северного флота. Лодка базировалась в городе Полярном в Екатерининской гавани.

10 августа 1943 года состоялась торжественная передача подводной лодки «Новосибирский комсомолец» морякам-североморцам. На флот из нашего города была направлена делегация комсомольцев в составе Гончарова, Никитина и Протопопова. Вот как описал это событие корреспондент газеты «Правда»: «Новая подводная лодка, на рубке которой надпись «Новосибирский комсомолец», стояла у пирса, украшенная гирляндами флагов расцвечивания. На борту выстроилась команда. На торжество поднятия флага прибыли командующий флотом, делегация комсомольцев Новосибирской области, командиры и краснофлотцы подводных лодок. По команде — «На флаг! Смирно! Флаг поднять!» в торжественной тишине над лодкой взвился военно-морской флаг Перед строем краснофлотцев и командиров был зачитан приказ о вступлении в строй подводной лодки «Новосибирский комсомолец». Представитель делегации комсомольцев Новосибирской области товарищ Гончаров сказал: «Мы вручаем вам боевой корабль. В него вложены не только наши средства, но и наш труд, наша горячая любовь к Военно-морскому флоту. Мы призываем вас, товарищи моряки, еще крепче бить врага, чтобы приблизить день нашей победы. Счастливого вам плавания и скорых побед!»

От имени экипажа лодки выступили капитан-лейтенант Кофанов и старшина 1-й статьи Арвачев. Экипаж лодки дал клятву, что в предстоящих боях «Новосибирский комсомолец» приумножит славу подводников-североморцев.

В свой первый боевой поход М-107 отправилась 6 сентября 1943 года (по другим данным, 7 сентября) к берегам Норвегии. И сразу же открыла свой боевой счет. Лодка произвела торпедную атаку конвоя, состоящего из одного транспорта и двух тральщиков. Был потоплен германский сторожевой корабль, на борту которого погибло 29 фашистов. 12 сентября лодка вернулась в Полярное.

Вскоре в Новосибирск пришла телеграмма, подписанная капитаном 1-го ранга Колышкиным, в которой сообщалось, что подводная лодка открыла боевой счет, потопив фашистский транспорт водоизмещением 7 тысяч тонн.

«Личный состав горел желанием оправдать доверие новосибирцев…. Транспорт потоплен. Боевой счёт открыт. Доверие шефов оправдано», - так писал в Новосибирск экипаж подводной лодки. Во второй боевой поход лодка ушла 6 октября в район Варангер-Фиорда, где, по данным разведки, наблюдалось оживленное движение фашистских кораблей. И снова удача — потоплен транспорт. Личный состав подводной лодки за отличное выполнение боевых заданий был награждён орденами и медалями Советского Союза.

Третий поход — с 21 ноября по 29 ноября 1943 года был не совсем удачным: плохая видимость, сломался перископ. Так что пришлось возвращаться на базу ни с чем.

В четвертый и последний поход лодка ушла 2 апреля 1944 года и 9 апреля подводники с победой возвратились на базу. Всего за год войны лодка «Новосибирский комсомолец» совершила четыре боевых похода (в общей сложности — 24 дня), трижды выходила в атаку, израсходовав шесть торпед, и потопила три транспорта противника.

В составе Северного флота подводная лодка М-107 «Новосибирский комсомолец» находилась до мая 1944 года, после чего совершила переход в Архангельск, откуда 14 мая была отправлена по внутренним водным системам и железной дороге в город Поти. 6 июня 1944 года она вошла в состав Черноморского флота. К концу войны за боевые успехи экипаж лодки был награжден медалью «За оборону советского Заполярья».

В 1956 году экипаж лодки был расформирован, а она сама превратилась в объект для тренировок водолазов по работе с затонувшей подводной лодкой. Память о славном военном пути сибирской субмарины увековечена в Музее боевой славы сороковой дивизии.

Вторая лодка, тоже «Новосибирский комсомолец», 26 июля 2006 года встала на вечную стоянку в парке Северного Тушина на берегу Химкинского водохранилища в Москве. Теперь на основе лодки создан «Музейно-Мемориальный комплекс истории ВМФ России".

Это дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б «Сом» проходила службу с 1981 года в боевом составе 4-й Краснознаменной ордена Ушакова I-й степени эскадры подводных лодок Северного флота. Лодка была построена в 1980 году на заводе «Красное Сормово» в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) и представляла уже третье поколение советских послевоенных дизельных подводных лодок. Наименование «Новосибирский комсомолец» ей было присвоено по инициативе Новосибирского обкома ВЛКСМ в мае 1984 года. Оно просуществовало до апреля 1992 года, до перестроечных времён. За 18 лет несения службы лодка совершала боевые походы в Средиземное море, выполняла задачи боевой службы в Северной и Южной Атлантике, у западного побережья Африки, а также в Баренцевом и Норвежском морях. Побывала в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах. Автономные плавания длились 6, 9, а то и 12 месяцев.

После её списания в 1998 году из состава Военно-морского флота лодка была выкуплена московскими властями вместе со сторожевым кораблем «Дружный» № 754 в качестве экспонатов будущего музея истории отечественного флота и кораблестроения в Москве.

В интерьере подводной лодки многое изменено. Удалено 60 % оборудования. Самое большое несоответствие реальности — проемы в переборках между отсеками лодки для того, чтобы инвалиды на колясках смогли посетить этот музей. Длина подводного корабля, имеющего 7 отсеков - 90 метров, ширина – 8м., высота – 14м.

В подводной лодке полностью сохранены шесть торпедных аппаратов, а также часть мин и торпед. Между ними находились койки матросов. Жилой отсек включает каюту командира корабля, буфетную, кают-компанию, двухместные каюты для офицеров, каюту врача, изолятор, гальюн. Третий отсек - центральный пост управления лодкой – местонахождение командира его помощников. Четвёртый – спальный, здесь же камбуз. Пятый отсек – дизельный, шестой – электромоторный, седьмой – кормовой. Центральный пост превращен в экспозиционный зал, в котором посетители смогут ознакомиться с условиями жизни экипажа. В зимний период рубка подводной лодки по соображениям безопасности — обледеневают ступени — закрыта для осмотра.

Третья лодка — уже «Новосибирск» - дизельная подводная лодка проекта 877 входит в Кольскую флотилию Северного Флота, в бригаду кораблей имени адмирала Ф.Ушакова. Заложена 6 октября 1982 года на заводе "Красное Сормово" имени Жданова в Горьком под наименованием Б-401. Вошла в состав флота 7 декабря 1984 года. Надводная скорость - 10 узлов, подводная скорость - 17 узлов, рабочая глубина погружения - 240 метров, предельная глубина погружения - 350 метров. Автономность плавания - 80 суток, экипаж - 78 человек, в том числе 17 офицеров. Наибольшая длина - 72,6-73,8 метра, наибольшая ширина корпуса - 9,9 метров. На подлодках проекта установлены 6 носовых, 4 кормовых торпедных аппаратов калибром 533 мм, боезапас 22 торпеды, или 44 мины. Дополнительно можно разместить 12 торпед (или 24 мины) во II отсеке, за счет ухудшения обитаемости. Возможен пуск ракет ракетного комплекса Club-S и переносного зенитно-ракетного комплекса "Стрела-ЗМ" или "Игла-1".

В июле 1998 года, после обращения тогдашнего мэра Новосибирска Виктора Толоконского к Главнокомандующему ВМФ РФ, подлодке "Б-401" было присвоено почетное название "Новосибирск". Её посетила официальная делегация города Новосибирска. Во время встречи с командованием было решено призывать на лодку новосибирцев. И с весны 1999 года в каждый призыв двое-трое лучших новобранцев направлялись на Северный флот для прохождения военной службы на подводной лодке "Новосибирск". Весь экипаж получил в подарок от новосибирцев зимнюю форму со специальной эмблемой и надписью "Новосибирск". По словам командующего флотилией, именная форма стала предметом особой гордости матросов.

«Наша» подводная лодка считается одной из лучших в дивизии. Каждый год официальная делегация областной и городской администраций в День Военно-Морского флота ездит в город Полярный Мурманской области, чтобы встретиться с подшефными и раздать подарки. В настоящее время подлодка «Новосибирск» хоть и числится в составе флота, но в походы уже не выдвигается, и будет выведена из боевого состава в 2012–2013 гг.

Сегодня в Новосибирской области проживают более 25 тысяч моряков, уволенных в запас. Тысячи сибиряков - моряков и речников погибли в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время, выполняя до конца свой воинский долг. По инициативе Новосибирского морского собрания градостроительный совет города Новосибирска утвердил проект создания комплекса «Флотская Слава» на набережной реки Обь, который по праву станет Центром патриотического воспитания курсантов многочисленных клубов юных моряков и другой молодежи области и города. Ветераны Новосибирского морского собрания выступили с инициативой превратить подводную лодку «Новосибирск», которая базируется сейчас в Мурманской области, в часть мемориального комплекса на набережной Оби. Композиция комплекса решена в классической манере. Автор проекта — Александр Чернобровцев, создатель Монумента Славы. По краям площадки разместят бюсты выдающихся российских флотоводцев. Также планируется установить корабельную мачту, где будут поднимать военно-морские флаги.

Всю организационную часть доставки подлодки в Новосибирск берёт ан себя Новосибирский фонд культуры. Наиболее дешёвым вариантом могла стать буксировка по Северному морскому пути через Обскую губу. Но лодку может выбросить на берег даже в не очень сильный шторм. Кроме того, она даёт осадку в 6,5м., а пропускная способность Оби 4,5 метра. Поэтому лодку придётся перевозить в доке. Установить лодку решено на берегу, в том числе из-за сильных колебаний уровня Оби.

В составе экипажей подлодок, названных в честь Новосибирска, в разное время служили десятки призывников из города и области. Поэтому, помимо установки самой подводной лодки, в комплекс «Флотская слава» планируется включить «Памятную стену», где будут перечислены фамилии всех наших земляков, проходивших службу на лодках «Новосибирский комсомолец» с 1943 года по декабрь 2012 года.

Длительные походы под водой, связанные с пребыванием в ограниченном пространстве подводной лодки, невероятно тяжелая служба по обеспечению стратегической безопасности страны – все это позволяет считать моряков–подводников элитой флота. Это, кажется, что когда лодка стоит у причала, то ее экипаж отдыхает. Тренировки проходят каждый день, а каждый прибор, каждый агрегат проверяется, как говорится, по винтику. Подводный флот не терпит небрежности. Перед командиром, стоит еще одна задача - создание единого экипажа. Требования к кандидатам высокие — не все могут вынести тяготы и лишения подводной службы. Человеку неподготовленному сложно представить все реалии субмарины. Это — узкие люки, через которые надо протискиваться по тревоге. Это — невероятная теснота, как пример — центральный пост. На площади в несколько квадратных метров во время похода вахту несут два десятка человек. Камбуз подводной лодки – крошечное помещение, где нужно приготовить обед, завтрак или ужин на шестьдесят - семьдесят человек. Здесь и повернуться из стороны в сторону непросто. После многосуточного пребывания в море подводник настолько свыкается с постоянным гулом турбин, что потом долго не переносит тишины. Чтобы заснуть, вынужден включать телевизор, который до утра создает ему «комфортный» шумовой фон.

На флоте начинал службу один из космонавтов - В.И.Рождественский. На вопрос, что объединяет моряков и космонавтов, роднит их профессии, он коротко ответил так: «Подводники, как и космонавты, подолгу лишены земных запахов, земных красок, ветров, дождей. При стыковке тщательно исследуются переходные люки, как это делается при работе водолазов с экипажем подводной лодки. В дальних полётах космонавты, как и моряки, знают, что такое риск, умеют быть мужественными. И, пожалуй, одной из главных объединяющих черт военных моряков и космонавтов является то, что они – дети научно-технической революции, вместе, почти одновременно шагали по её неизведанным путям освоения сложной техники».

По словам контр-адмирала Константина Маклова, «принцип комплектования экипажей действующих атомных подводных лодок матросами и старшинами сегодня - контрактный. «Срочники» у нас служат только в обеспечивающих береговых подразделениях и особой «погоды» в жизни на кораблях не делают. Количество офицерских должностей в плавающих соединениях практически осталось неизменным, поскольку штатное расписание каждого проекта лодки давно апробировано морем. Для мичманов, которые хотят и готовы служить дальше, думаю, не будет принципиальной разницы, какие погоны на плечах носить. Они останутся в прежних должностях, но будут иметь старшинские звания. Говорю об этом так уверенно потому, что сегодняшний уровень денежного содержания в подплаве позволяет чувствовать себя вполне нормально всем категориям военнослужащих. Несколько слов о боевой учебе. Кроме того, что она регламентирована еженедельными планами, экипажи кораблей в обязательном порядке проходят подготовку в учебных центрах под Москвой и Санкт-Петербургом. Это компетенция управления боевой подготовки Главного штаба ВМФ, и мы делаем все от нас зависящее, чтобы этот процесс проходил без сбоев».

Стать офицером-подводником можно, получив образование в таких учебных заведениях, как:

  • Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова (г. С.-Петербург, Ушаковская наб., 17/1)
  • Государственная морская академия им. Адмирала С.О.Макарова (г. С.-Петербург, Косая линия, 15а)
  • Морской корпус Петра Великого – Санкт-Петербургский военно-морской институт (г. С.-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, 17)

Уже традиционно, в день рождения подводных сил России, проводятся торжественные праздничные мероприятия, а особо отличившиеся моряки подводных сил России удостаиваются государственных наград, памятных подарков, грамот и благодарностей от командования. Выучка, мужество, самоотверженность и ответственность подводников стали образцом, а их героизмом наполнена вся история подводных сил с момента их образования и по сей день.

Подводный флот стал важнейшим инструментом оборонной политики государства. Здесь сосредоточены передовые технологии практически по всем направлениям человеческих знаний. За этим стоит громадный труд учёных, конструкторов, судостроителей, оружейников, металлургов, электронщиков, ядерщиков. Поэтому 19 марта считается и их профессиональным праздником.

P.S. Существует мнение, что не логично брать дату 19 марта 1906 года за точку отсчёта существования подводного плавания в России, если к тому времени в составе русского военного флота было уже 20(!) подводных лодок. Мало того, часть этих лодок («Дельфин», «Касатка», «Сом») уже имели опыт боевого применения в период русско-японской войны (1904-1905гг.).

Источники:

  • Аксенова С.В. 100 великих русских изобретений /С.В.Аксенова, Д.С.Одинцов, Е.Н.Пакалина. – Москва: Вече, 2010. – 320с.
  • Вишневская А.Д. Музей на воде / А.Д.Вишневская // Военно-исторический журнал. – 2009. - №12. – 4-я стр. цв. вкл.
  • Емельянинков А.Ф. За «Русью» - «Консул» / А.Ф.Емельянинков. // В мире науки. – 2011. - №9. - С.55-58.
  • Из бездны вод: Летопись отечественного подводного флота в мемуарах подводников / сост. Н.А.Черкашин. – Москва: Современник, 1990. – 557с.
  • Кондратенко Р.В. Первые российские подводники / В.Кондратенко. // Вопросы истории. – 2010. - №10. – С.141-151.
  • Кузнецов Н. Подводник №1 / Н.Кузнецов. // Родина. – 2011. - №3. – С.124-127.
  • Лавров В. «Дельфин» - первая боевая подводная лодка русской постройки. Проектирование, строительство / В.Лавров. // Нева. – 2005. - №3. – С.245-255.
  • Марушин В.В. Отечественная школа проектирования подводных лодок / В.В.Марушин. // Родина. – 2011. - №3. – С.142-146.
  • Морозов М. Балтийский феномен / М.Морозов. // Родина. – 2011. - №3. – С.128-131.
  • Попов В. Подводному флоту – 105 лет /В.Попов. // Родина. – 2011. - №3. – С.123.
  • Раздолгин А.А. На румбах морской славы / А.А.Раздолгин, М.А.Фатеев. – Л: Судостроение, 1988. – 384с.
  • Роль советского военно-морского флота в важнейших операциях в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Материалы областной научно-исторической конференции 24 апреля 2010г. – Новосибирск: ФГОУ ВПО «НГАВТ», 2010. – 186с.
  • Сапунова Л. На набережной Оби установят подводную лодку / Л.Сапунова. // Ва-Банкъ в Новосибирске. – 2013. – 3 апреля. –С.3.
  • Сибирская малютка // Вечерний Новосибирск. – 2008. – 20 сент.
  • Сирык В. «Кому многое дают, с того и спрашивают!»: интервью с контр-адмиралом К.Макловым // Красная звезда. - 2009. - 19.03.
  • Все вузы России 2011/2012 год. Справочник для поступающих в вузы. Издание, содержащее информацию о новых условиях приёма в вузы. – Москва: РИПОЛ классик, 2010. – 400с.
  • Фисанович Т. Подводник-североморец И.И. Фисанович / Т. Фисанович. // Звезда. – 2006. - №6. – С.177-184.
  • День моряка-подводника - 19 марта. История и особенности праздника [ Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.calend.ru/holidays/0/0/23/ - 27.08. 2012.
  • День моряка-подводника (19 марта). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oceanology.ru/den-moryaka-podvodnika/ - 27. 08. 2012.
  • День моряка-подводника - 19 марта. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prazdnik-portal.ru/den-moryaka-podvodnika/ - 27.08. 2012.
  • Б-396 «Новосибирский комсомолец» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ - 27. 08. 2012.
  • «Новосибирск» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flot.com/nowadays/strength/novosibirsk/ 20.09.2012.
  • «Подводная лодка в центре Сибири» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.ngs.ru/more/97220/ - 20.09.2012.
  • Краснознамённый Учебный отряд подводного плавания им. С.М.Кирова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flot.com/education/academies/ukopp.htm - 4.10.2012.
  • Экскурсия на Подводную лодку Б-396 Новосибирский комсомолец [Электронный ресурс]. – Режим доступа: booking-airport-taxi.ru›submarine.htm -10.10.2012.
  • Музей подводного флота [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.submarine.narod.ru/book/book4_109.html - 11.10.2012.