День памяти погибших подводников – 7 апреля

7 апреля 1989 года в пучине Норвежского моря разыгралась трагедия. На борту атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец», возвращавшейся к родным берегам с боевого дежурства в мировом океане, возник пожар. В результате драматичной и поистине героической борьбы с огнём, из 69 человек экипажа подлодки погибли 42 моряка. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР, члены экипажа подводной лодки «Комсомолец» награждены орденом Красного Знамени. А Приказом Главнокомандующего ВМФ России от 19 декабря 1995 года дата 7 апреля была объявлена Днём памяти погибших подводников.

Катастрофа «Комсомольца» - к сожалению, не первая в списке трагедий, связанных с подводным флотом. Вот далеко не полный перечень катастроф отечественных подводных лодок, в которых подводный флот понёс небоевые потери:

16 июня 1904 года. «Дельфин». В результате ошибки командира экипажа лодка затонула в ходе учебного погружения, после чего была поднята. Погибли 24 подводника.

29 мая 1909 года. «Камбала». Во время учений в полуподводном положении лодка столкнулась с броненосцем «Ростислав», раскололась надвое и затонула. Погибли 20 моряков.

14 ноября 1915 года. «Акула». По невыясненным до сих пор причинам лодка потеряла устойчивость и затонула во время шторма. Погибли 35 человек.

10 мая 1916 года. «Сом». Подводная лодка столкнулась с теплоходом «Angermanland», шедшим под флагом Швеции. Погибли 18 подводников.

8 июня 1917 года. «АГ-15». Во время учений корабельный кок решил проветрить лодку и не закрыл люк перед погружением. Лодка затонула на глубине около 30 метров. В одном из отсеков оставалось 11 подводников. Не дождавшись помощи, моряки приняли решение покинуть лодку, выбросившись на поверхность в воздушном пузыре. Эвакуацию пережили лишь 5 подводников. Общее число погибших в результате аварии составило 18 человек.

22 мая 1931 года. "Рабочий". В ходе совместных манёвров подлодка столкнулась с субмариной «Красноармеец». Пробоина величиной с ладонь погубила весь экипаж. Лодка затонула на глубине 84 м. Погибли 46 моряков.

25 июля 1935 года. Б-3 «Большевик». Во время учений военно-морского училища лодка столкнулась с линкором и затонула на глубине 56 м. Погибли 55 курсантов и преподавателей.

20 октября 1939 года. Щ-424 (Щ-312, 321). Подводная лодка столкнулась с траулером и, получив пробоину, затонула в течение трёх минут на глубине 250 м. Среди жертв катастрофы – 31 моряк.

13 ноября 1940 года. Д-1 "Декабрист". Основная версия гибели подлодки – уход на запредельную глубину. Лодка, по-видимому, была расплющена давлением. Количество погибших – 55 человек.

16 декабря 1952 года. С-117 («Макрель»). После сообщения о неполадках в двигателе лодка бесследно исчезла. Среди предполагаемых причин происшествия – внезапный провал на запредельную глубину и случайное торпедирование американской подлодкой. В пучине бесследно исчезли 52 подводника.

21 ноября 1956 года. М-200 «Месть». Получив пробоину в результате несогласованных действий экипажа, лодка затонула на глубине 53 метра. Жертвами аварии стали 36 моряков, шестерым удалось спастись.

26 сентября 1957 года. М-256. Причина аварии – взрыв дизеля. Погибли 35 подводников, семеро спаслись.

27 января 1961 года. С-80. Лодка затонула из-за отказа оборудования. С-80 была обнаружена лишь через 7 лет после катастрофы. На борту подлодки было 68 подводников. Как выяснили эксперты, после аварии в живых какое-то время оставались 24 моряка, которым не удалось покинуть аварийную лодку в индивидуальных аппаратах.

11 января 1962 года. Б-37 и С-350. Во время подготовки к походу, экипаж Б-37 проводил плановый осмотр и проверял состояние оружия и технических средств лодки. Из-за сварочных работ на лодке произошёл взрыв боезапасов, от которого сильно пострадала вся носовая часть лодки до самой рубки. Стоявшая неподалёку С-350 получила серьёзные повреждения прочного корпуса, в результате чего были затоплены два отсека. При этом в кормовых отсеках взорвавшейся Б-37 оставались живые моряки, однако они пошли ко дну вместе с лодкой. На двух лодках погибли 122 человека, спастись удалось лишь одному.

8 сентября 1967 года. К-3 «Ленинский комсомол». В результате пожара на борту лодки, возвращавшейся с учений, погибли 39 моряков.

8 марта 1968 года. К-129 (до 1967 года Б-103). Находящаяся на боевом дежурстве в районе Гавайских островов лодка перестала выходить на связь. Причины катастрофы не выяснены до сих пор. Ясно одно: к родным берегам не вернулось 98 подводников.

24 февраля 1972 года. К-19. Во время патрулирования Северной Атлантики на борту лодки возник пожар. Благодаря слаженным действиям экипажа, удалось сохранить жизни 76 моряков. 28 человек погибли.

13 июня 1973 года. К-56. Во время ночного похода в направлении Владивостока в надводном положении лодка столкнулась с судном «Академик Берг». В результате столкновения в корпусе лодки возникла пробоина, а из аккумуляторных батарей стал выходить хлор. Погибли 27 человек, находившихся в повреждённых отсеках. Благодаря нестандартным и эффективным действиям командира, 140 человек было спасено (кроме моряков-подводников на борту были гражданские специалисты).

21 октября 1981 года. С-178. Проходя пролив Босфор Восточный, подлодка столкнулась с судном «Рефрижератор - 13». Причина столкновения – самовольное изменение курса командиром лодки и непринятие мер, предотвращающих столкновение старпомом рефрижератора.

7 апреля 1989 года – трагедия К-278 «Комсомолец».

12 августа 2000 года. К-141 «Курск». Трагическая гибель всего экипажа подлодки (118 человек) в результате взрыва торпедного боезапаса и затопления лодки.

«Комсомолец» был необычной подводной лодкой. На разработку этого уникального подводного корабля - сверхсекретного проекта 685 «Плавник» (по натовской классификации «Mike») в знаменитом ЦКБ «Рубин» ушло около 8 лет. В то время это была едва ли не самая большая и быстроходная подлодка в мире. Ее строительство, которое было завершено 9 мая 1983 года в Северодвинске, обошлось Советскому Союзу в огромную сумму. Дело в том, что лодка К-278 «Комсомолец» имела титановый корпус. Это делало ее беззвучной - невидимкой для радаров и акустиков. Кроме того, она могла «нырять» в два раза глубже аналогичных американских субмарин. Во время ходовых испытания подлодка К-278 сравнялась с отметкой 1000 метров. Лодка «Комсомолец» вступила в ряды подводного флота ВМФ СССР 31 декабря 1984 года и стала единственной субмариной класса «Плавник», так как строительство второй приостановили еще до ее закладки и проект закрыли.

7 апреля 1989 года подводная лодка «Комсомолец» возвращалась с боевого дежурства в нейтральных водах Норвежского моря. Она шла в подводном положении на глубине почти в 400 метров, когда внезапно заревела аварийная тревога. Из седьмого отсека матрос успел доложить, что вспыхнул объемный пожар. Еще 2 минуты назад из отсеков прошел доклад, что все в норме, а теперь на корме бушевал огонь. Скачок температуры сорвал магистральные трубы высокого давления. Рванувший оттуда воздух подхватил огонь, за секунды подняв температуру в кормовом отсеке до 1000 градусов по Цельсию. По внутренним коммуникациям огонь перекинулся в следующий шестой отсек. Надо было немедленно всплывать. Огонь вот-вот мог перекинуться в следующие отсеки. Пока в других отсеках подводники отчаянно боролись с пламенем, глотая отравленный воздух, командир субмарины «Комсомолец» Евгений Ванин пытался поднять подлодку на поверхность.

Седьмой отсек уже не отвечал - живых там не осталось. Огонь захватывал отсек за отсеком. Система химического пожаротушения не справлялась с пожаром, и вслед за шестым заискрило, запылало в пятом. Следующий был четвертый. К счастью реакторный отсек - «сердце корабля» был аварийно отключен.

Ко всем несчастьям на подводной лодке «Комсомолец» заклинило вертикальные рули. Потеряв ход, субмарина беспомощно замерла на глубине 150 м. В шестом отсеке два подводника получили смертельную дозу отравления.

Подводная лодка окончательно потеряла ход. И все же через 15 минут после пожара субмарина сумела подняться на поверхность. Экипажу удалось продуть сжатым воздухом цистерны центрального балласта. Только теперь на поверхности удалось локализовать пожар.

Экипаж «Комсомольца» понес первые потери. Многие получили тяжелые отравления. От других, как казалось, смерть отступила, но пожар под водой был только первым кругом ада, через который прошли советские подводники.

Первым всплывшую атомную субмарину обнаружил патрульный самолет ВВС Норвегии. На базу полетела радиограмма, сообщающая об аварии и координатах лодки «Комсомолец». Аварийно-спасательная служба Северного флота тут же приступила к спасательной операции. К месту аварии были направлены рыболовецкие суда, находившиеся неподалеку.

Ожидаемое время прибытие спасательных судов 18:00. Большая часть подводников ожидали спасение в ограждениях боевой рубки. В отсеках аварийной лодки «Комсомолец» оставались только несколько человек, которые собирали и уничтожили секретную документацию. Отключали и демонтировали секретную аппаратуру, так как лодка «Комсомолец» была закрытым проектом. За утечку информации, подводникам пришлось бы поплатиться не только карьерой, но и головой. Они даже не подозревали, какая опасность их поджидала. Потеряв герметичность, кормовой отсек лодки начал набирать забортную воду. Внезапно задымленный, но все еще хорошо знакомый мир подводной лодки «Комсомолец» начал переворачиваться буквально на глазах. Отсек вдруг накренился почти вертикально. Со всех ног подводники бросились к спасительному люку боевой рубки. Задрав нос в небо почти на 80 градусов, лодка «Комсомолец» забирала все больше воды, окончательно теряя плавучесть. Когда субмарина притопилась, вода стала поступать через вентиляционные отверстия, которые открыли после пожара. Выбраться наружу аварийная команда не успевала. Рубка ушла под воду почти наполовину. Но прежде чем она скрылась под водой полностью, рубочный люк был задраен. «Комсомолец» камнем пошел на дно. Заложниками гибнущей субмарины стали моряки из аварийной команды и командир лодки Евгений Ванин. Он спустился в отсеки в последний момент, чтобы забрать моряков с тонущей лодки.

Субмарина опускалась все глубже. Шансы на спасение становились минимальны. Но и те, кто остался снаружи на свежем воздухе, теперь тоже оказались в опасности. У тех, кто остался не на спасательном плоту и без жилета, не было шансов на спасение, так как температура воды составляла чуть выше нуля градусов.

Захлопнув верхний люк, мичман Копейка рассчитывал, что члены аварийной команды успели перебраться в спасательную капсулу. Иных вариантов на спасение не оставалось. В мигающем свете всюду искрили приборы, и повсюду хлестала вода. Мичман Слюсаренко до капсулы добрался последним. Обессиленного подводника в последний момент втащили в спасательную капсулу. После этого нижний люк капсулы захлопнули. По мере падения падающая в бездну лодка «Комсомолец» за счет заклинившихся рулей выпрямилась и встала горизонтально.

Для современной подводной лодки «Комсомолец» конструкторы предусмотрели принципиально иной способ спасения экипажа. Это спасательная капсула, которая в обычном режиме служит входом и выходом на субмарину, поскольку является фрагментом самой боевой рубки. В аварийной ситуации камера должна отделиться, а затем всплыть. Внутри ее находился радиомаяк, и рассчитана она была на 69 человек.

Внутри подводной лодки, моряки, находившиеся в капсуле, слышали, как ломался металл. Бездна ничто не щадила. Механический механизм отсоединения капсулы по каким-то причинам не сработал. Тогда моряки попытались отсоединить капсулу вручную, но сделать это никак не удавалось. Оставались секунды. В отчаяние они едва не сломали прочный металлический затвор. Ужас от осознания собственного бессилия и ожидания того, что вот-вот погибнут, придавал силы. На какую глубину провалилась лодка, подводники не знали, но треск и грохот внутри субмарины, которая тащила их за собой, превратился в сплошной гул. Крушились приборы, цистерны, рвались трубы, лопался металл и переборки. Почему спасательная камера не отделялась, сделав моряков своими заложниками, так и не будет до конца выяснено. В 1993 году ее пытались поднять в интересах следствия, но лопнули тросы, и вещественное доказательство провалилось на глубину теперь уже навсегда.

Когда подводники оставили уже всякие надежды спастись и отступили, все пятеро вдруг почувствовали сильный гидравлический удар по ногам. Глубина было более 1500 метров. Всплывающая спасательная капсула была рассчитана на 1000 метров, казалось, никаких шансов у них не было. Ударная волна оторвала капсулу от подводной лодки. От неизвестности и внезапной тишины измученные моряки опешили. Наступило оцепенение. Они не знали, отсоединилась камера или нет. Но что-то неуловимо изменилось. Подводники не сразу сообразили, что они больше не погружаются - капсула всплывала. Командир подводной лодки дал команду, надеть дыхательные аппараты. Подчинившись приказу, моряки стали надевать их, но включиться в аппарат, прежде чем потерять сознание от отравления, сумели только двое - мичман Слюсаренко и мичман Черников. Командиру Евгению Ванину и двум другим товарищам они не успели помочь, хотя пытались это сделать. Причиной отравления стал угарный газ, который не имеет ни цвета, ни запаха. Когда выгоревшая от пожара лодка «Комсомолец» стала тонуть, давление накачало смертельный газ в камеру.

Трое из пяти обитателей камеры были уже мертвы. Чтобы там не заставило капсулу оторвать от лодки, она пулей несла на поверхность двух живых подводников. Они считали секунд до спасения, не подозревая о новой опасности. Мичман Копейка снаружи успел закрыть верхний люк, только на защелку, и на глубине люк прижало давлением. Надо было закрыть его изнутри, но морякам было не до того. Воздух, вытесняемый из корпуса тонущей лодки, создал в капсуле опасное избыточное давление. При резком всплытии верхний люк сорвало с капсулы. Мичмана Черникова, который находился под люком, выбросило наружу. Он упал на воду, ударяясь при этом дыхательным мешком, и погиб от сильнейшей баротравмы легких. Мичмана Слюсаренко, которому повезло сидеть чуть дальше от люка, уже остаточным давлением воздуха выбросило из капсулы только на полкорпуса. Дыхательный аппарат, одетый в спешке, сорвало, что и помогло избежать баротравмы сжатым воздухом, но убило его товарища. Капсула почти сразу набрала воды и ушла на глубину. В сгущающихся семерках никого не было, только смертельно холодные волны под два метра высотой. Спасательные плоты отнесло течением. До ближайшей земли, острова Медвежий, было 200 миль. Опираясь на дыхательный мешок погибшего мичмана Черникова, мичман Слюсаренко упрямо плыл, отказываясь замерзать.

Так вдвоем они плыли - еще живой и уже мертвый. Мичману Слюсаренко снова повезло. Сначала фигуры людей умудрились разглядеть советские летчики, что само по себе невероятно. Затем капитан рыболовецкого судна, получив пеленг от летчиков, пошел в предполагаемою точку встречи и, каким-то образом, умудрился отыскать среди волн обессилевшего мичмана. Мичмана Виктора Слюсаренко подняли на борт рыболовецкого судна, теперь он понял, что выдержал все испытания, которые уготовила ему судьба.

Несколько других советских подводников, спасшиеся сразу при всплытии лодки «Комсомолец», погибли уже на суше от последствий переохлаждения, воспаления легких или просто от невероятного нервного стресса, который они пережили. Из 69 человек экипажа атомной подводной лодки «Комсомолец» выжили только 27 подводников.

Подводная лодка «Комсомолец» видимо навсегда останется лежать на глубине 1685 м в Норвежском море. Из-за дороговизны работ (1 миллиард долларов США) и безопасности операции поднять ее не представляется возможным. Треснутый корпус затянут ремонтным пластырем, замеры показывают, что ядерный реактор заглушен и пока не угрожает радиационной катастрофой. На борту подводной лодки «Комсомолец» остались две торпеды с ядерными боеголовками. В гарнизоне Заозерск установлен мемориал погибшим морякам-подводникам атомной подводной лодки «Комсомолец». Все они были посмертно награждены орденом «Красного Знамени».

Имя Виктор Слюсаренко занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Он единственный человек, которому удалось спастись с глубины 1500 метров.

Технические характеристики атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец»:

Длина - 117,5м;

Ширина - 10,7м;

Осадка - 8м;

Водоизмещение надводное - 5750 тон;

Водоизмещение подводное - 8000 тонн;

Скорость надводная - 14 узлов;

Скорость хода подводная - 37 узлов;

Автономность - 50 суток;

Глубина погружения - 1000 м;

Энергетическая установка - атомная, мощность турбин 47000 л. с.;

Экипаж - 69 человек;

Вооружение:

СКР РК-55 «Гранат» - 2, (ракет - 8);

Торпедные аппараты 533 мм - 6, (торпед - 22).

Источники:

  • 7 апреля – День памяти погибших подводников [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://topwar.ru/13222-7-aprelya-den-pamyati-pogibshih-podvodnikov.html - 12.09.2012.
  • 7 апреля – День памяти погибших подводников [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://korabley.net/news/vechnaja_pamjat_morjakam_podvodnikam_pogibshim_na_lodke_k_278_komsomolec/20 - 12.09.2012.