День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770) – 7 июля

7 июля – День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении

12 июля 2012 года Владимир Путин подписал поправки в закон «О днях воинской славы и памятных датах России», которые дополняют перечень дней воинской славы датой 7 июля - Днем победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год). Соответствующий документ размещен в банке нормативных и распорядительных актов 12 июля 2012г.

Победный гром русских пушек на берегах Балтийского моря вызвал в ведущих странах Европы еще большее желание воспрепятствовать выходу России к морским побережьям и возвращению исконно русских земель. Не допустить русских к берегам Черного моря — такую задачу ставили перед собой европейские державы, озабоченные успехами российского флота на морских просторах Балтики. Готовилась к войне с Россией и Турция. Её министр иностранных дел заявил, что султан смотрит на Черное море как на внутреннее турецкое море и скорее начнет войну, чем допустит, чтобы иностранные корабли плавали по нему.

Интересы политического и экономического характера, развитие страны и обеспечение безопасности южных границ, беспрестанно подвергавшихся набегам турок и крымских татар, требовали возвращения южных русских земель и утверждения на берегах Азовского и Черного морей, открытия свободного торгового пути в Средиземном море.

После незначительного пограничного инцидента, происшедшего около местечка Балты, который России не удалось решить мирным путем, несмотря на все принятые меры, Турция 14 октября 1768 г. официально объявила войну.

Начались активные боевые действия. Для того чтобы в турецких владениях на Средиземном море создать новый театр военных действий и тем самым облегчить положение наших сухопутных войск на Дунае, русское правительство решило отправить из Балтийского моря в Архипелаг две эскадры. Перед эскадрой адмирала Г. А. Спиридова стояла задача — оказать поддержку грекам в их борьбе против турок. Эскадре контр-адмирала Д. Эльфингстона предписывалось действовать на морских коммуникациях с целью прекращения всяческих контактов Турции с союзниками.

Европа скептически отнеслась к подобному решению. История мореплавания еще не знала подобного примера, когда две эскадры, включавшие в себя 10 линейных кораблей, 3 фрегата и 11 других судов, благополучно дошли бы до назначенного места.

18 июля 1769 г. эскадра под командованием адмирала Г. А. Спиридова с попутным ветром вышла из Кронштадта и взяла курс на Копенгаген. Экспедиция, получившая название «Архипелагской», вошла в историю российского флота как одно из самых выдающихся событий. Переход из Балтийского моря в Средиземное протекал в чрезвычайно тяжелых условиях. Со времен создания в России флота он никогда еще не покидал Балтийского моря и не имел опыта в дальних экспедициях. Основными задачами после сосредоточения в Средиземном море эскадр российского флота являлись поиск и уничтожение турецких кораблей.

Русские эскадры, миновав воды Балтики и Атлантику, вошли в Средиземное море. Велико оказалось изумление турецкого султана Мустафы III, когда он получил известие о том, что у него в тылу находятся русские корабли.

Турки рассчитывали, что русские моряки, измотанные таким беспрецедентным переходом, не смогут оказать им каких-либо серьезных неприятностей и станут легкой добычей быстрых и мощных турецких кораблей. У русских на этот счёт было своё мнение.

Турецкий флот был обнаружен в Хиосском проливе, близ крепости Чесма.

Первым обнаружил турок высланный на разведку вместе с двумя мелкими судами линейный корабль «Ростислав», которым командовал капитан 1-го ранга В. Ф. Лупандин. Поданный им сигнал «Вижу неприятельские корабли» после полудня 24 июня 1770 г. заметили на русской эскадре.

Скоро стало ясным соотношение сил. Турецкая эскадра, включающая основные военно-морские силы, состояла из 16 линейных кораблей, 6 фрегатов, нескольких десятков мелких судов, имела на борту 15 тысяч личного состава и 1430 пушек. Русская объединенная эскадра могла противопоставить туркам лишь 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль и несколько мелких судов, вооруженных 820 орудиями. Но почти двойное превосходство турок в силах не поколебало стойкости и мужества русских военных моряков. Они горели желанием сразиться с сильнейшим противником, считая, что воюют не числом, а умением.

Авангардом командовал адмирал Георгий Спиридов, кордебаталией - граф Алексей Орлов, а арьергардом контр-адмирал Джон Эльфинстон - англичанин, принятый на русскую службу по протекции. Турецкая эскадра находилась в одном километре от своего берега. Турки построили свой флот в две линии. При этом корабли второй линии стояли в промежутках между кораблями первой линии. Это давало им возможность ввести в бой артиллерию сразу всех кораблей.

План Спиридова заключался в следующем: под прямым углом, используя направление ветра подойти к неприятелю на расстояние бортового залпа и нанести как можно больший урон первой линии кораблей, в первую очередь, флагманским кораблям противника с целью нарушения управления флотом, не позволяя при этом туркам использовать численное превосходство. То есть, сначала ударить по турецкому авангарду и части центра, посылая по одному русскому кораблю против каждого корабля противника, а затем нанести удар по остальным вражеским кораблям.

В полдень 24 июня 1770 г. русские корабли начали сближение с противником.

Турки открыли ураганный огонь по русским кораблям, но те не отвечали. Русские офицеры и матросы, проявляя выдержку и хладнокровие продолжали сближение до «мушкетного» выстрела (около 1 кб). И только подойдя на расстояние ружейного выстрела, начали ответную стрельбу.

Разгорелся жаркий бой. В ходе сражения русский флагманский корабль «Евстафий» взял на абордаж турецкий флагман «Реал-Мустафа». Достойный пример подчиненным показывал и адмирал Спиридов. Увлеченный боем, он, пренебрегая опасностью, со шпагой в руке ходил по верхней палубе, отдавая необходимые распоряжения, а музыкантам приказал «играть до последнего». Ядра турецких кораблей повредили паруса и такелаж «Евстафия», который, потеряв управляемость, навалился на охваченный пламенем флагманский турецкий корабль. Прогремело русское «ура!». Матросы и офицеры, взобравшись на палубу «Реал-Мустафы», вступили в рукопашную схватку с турками.

Натиск русских моряков был стремителен и непреодолим, турки стали покидать корабль, бросаясь за борт и вплавь добираясь до берега. Однако перебитая ядром и объятая пламенем грот-мачта турецкого флагмана рухнула на «Евстафий», где после этого начался пожар. Команда боролась с огнем до последней возможности, но вскоре пламя достигло крюйт-камеры, «Евстафий» взорвался, а вслед за ним взлетел на воздух «Реал-Мустафа».

Взрыв двух кораблей и ураганный огонь русской корабельной артиллерии вызвал панику на всей турецкой эскадре. На турецких кораблях стали спешно рубить якорные канаты и уходить в Чесменскую бухту под защиту крепостных батарей.

Как только адмирал Спиридов убедился, что спасти «Евстафий» уже не возможно, он приказал перенести свой флаг на корабль «Три святителя».

Корабли русского флота преследовали турок до входа в бухту и там, став на якоря, полностью блокировали турецкий флот.

Вечером на совете флагманов и капитанов решено было напасть на турецкий флот и сжечь его при помощи брандеров — небольших судов, наполненных зажигательной смесью.

На первой стадии боя важная задача возлагалась на особый отряд кораблей под командованием С. К. Грейга. Согласно замыслу начинают 4 линейных корабля: «Ростислав», «Европа», «Не тронь меня» и «Саратов», фрегаты «Надежда благополучия», «Африка», бомбардирский корабль «Гром» и 4 брандера. После полуночи, при слабом северном ветре, первой к неприятелю подходит «Европа», начинается артиллерийская дуэль. В этот момент на русском корабле сосредоточен огонь всех береговых и корабельных орудий турок. Полчаса длится этот неравный бой. Постепенно подходят остальные корабли отряда. Метким выстрелом с «Грома» бы вызван пожар на турецком корабле, затем загорается второй корабль противника. Два гигантских костра освещают бухту и турецкий флот. Вспыхивает сигнальная ракета с нашего флагмана — знак того, что пора выступать брандерам. Атака первых трех особой удачи не приносит, но четвертый, под командованием лейтенанта Дмитрия Ильина, сцепился с турецким линейным кораблем и зажег его. Удачно маневрируя, Ильину удалось поджечь свой брандер, тем самым создав новый очаг пожара, что во многом решило исход боя. Один за другим начали взрываться турецкие корабли.

Ильин с матросами, сев в шлюпку, находился почти рядом, наблюдая, хорошо ли загорелся его брандер вместе с турецким кораблем. Это был подвиг, который требовал огромного мужества и храбрости, так как ночь была лунной и, кроме того вся бухта была освещена полыхающими турецкими кораблями.

Вскоре пожар распространился на другие корабли, а полный штиль помешал адмиралу Гассану вывести флот подальше от бушующего огня и летящих головешек. На кораблях взрываются пороховые погреба. Чесменская бухта стала похожей на кратер огромного действующего вулкана и еще долго была освещена багровокрасным заревом. «Легче вообразить,— писал в своем журнале Грейг,— чем описать ужас, остолбенение и замешательство, овладевшее неприятелем: целые команды в страхе и отчаянии кидались в воду».

После трех часов ночи командиры русских кораблей получают приказ прекратить огонь. Взрывы на турецких кораблях продолжаются до девяти часов утра.

К рассвету огонь завершил свое дело. Его жертвой стали 15 турецких линейных кораблей, 6 фрегатов и свыше 40 мелких судов. Русские моряки сумели вывести из «кратера вулкана» линейный турецкий корабль «Родос» и пять галер. Турки потеряли свыше 10 тысяч матросов и офицеров, потери же на судах отряда Грейга составили всего 11 человек.

Утром русские моряки, движимые великодушием и гуманными чувствами, подбирали своих недавних противников, оказывали помощь раненым, которые, когда их здоровье поправилось, были отпущены на волю.

Чесменская победа является одной из славных страниц истории русского флота. Оценивая ее значение, адмирал Спиридов писал в Адмиралтейств-коллегию: «...честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 неприятельский военный... флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили... а сами стали быть во всем Архипелаге... господствующими».

Значительно уступая противнику по числу кораблей и пушек, находясь вдали от родных берегов, русский флот одержал крупнейшую победу, уничтожив сильнейший флот противника.

В честь этой блистательной победы русского флота была учреждена медаль с изображением горящей турецкой эскадры. В экспозиции Центрального военно-морского музея хранится немало предметов, рассказывающих об одержанной 26 июня 1770 г. победе. Это копия с картины Ф. Хаккерта «Чесменское сражение», скульптурный портрет Г. А. Спиридова, подлинная грамота о награждении лейтенанта Д. С. Ильина орденом Георгия IV степени, зажигательные снаряды, артиллерийские орудия-единороги, находившиеся на вооружении русских кораблей (единороги стреляли ядрами, гранатами, бомбами и картечью).

Весть о победе вызвала ликование у всего народа. В ознаменование этой победы в Царском Селе (г. Пушкин) на Большом озере в 1776 г. была установлена ростральная колонна, а в Петербурге вознеслась вверх Чесменская церковь. В настоящее время здесь располагается филиал Центрального военно-морского музея «Чесменская победа».

Победа над сильным турецким флотом, завершившаяся полным его разгромом в базе, стала возможной благодаря грамотным действиям адмирала Г. А. Спиридова, который был сторонником наступательной тактики. Используя внезапность ночной атаки, применив брандеры и зажигательные снаряды (брандскугели), организовав четкое взаимодействие всех сил и средств флота, способов морского боя, правильно оценив слабые и сильные стороны боевого построения турецких кораблей, русский флот одержал беспримерную в истории победу, которая повлияла на весь ход русско-турецкой войны 1768— 1774 гг.

В последующие годы России пришлось вести войны, как на юге с Турцией, которая пыталась вытеснить Россию с берегов Черного моря, так и на севере со Швецией. Эти войны принесли новые, лавры русскому флоту. Особенно значительные победы были одержаны прославленными русскими флотоводцами адмиралами Ф. Ф. Ушаковым, Д. Н. Сенявиным, М. П. Лазаревым и П. С. Нахимовым.

Источники:

  • Михайлов М.А. От корабля к модели / М.А.Михайлов. – Москва: ДОСААФ, 1977. – 128с.
  • Раздолгин А.А. На румбах морской славы / А.А.Раздолгин, М.А.Фатеев. – Ленинград: Судостроение, 1988. – 384с.
  • 7 июля – День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении [Электронный ресурс] – Режим доступа:
  • http://kresta-ii.ucoz.ru/news/7_ijulja_den_pobedy_russkogo_flota_nad_tureckim_flotom_v_22.03.2013.