Электронный календарь памятных дат и праздников России и Новосибирской области
Ближайшая дата


Обратная связь

Есть замечания, предложения, вопросы? Пишите нам!

День рождения (1913–1985) маршала авиации, трижды Героя Советского Союза Покрышкина Александра Ивановича – 6 марта

6 марта 2013 года исполняется 100 лет со дня рождения маршала авиации , трижды Героя Советского Союза Покрышкина Александра Ивановича.

Предлагаем вам ознакомиться с материалами об этом событии в тематическом разделе нашего сайта:

Александр Иванович (6 марта 1913 г.- 13 ноября 1985 г.), первый трижды Герой Советского Союза и единственный в период Великой Отечественной войны (24 мая 1943 г., 24 августа 1944 г.), маршал авиации.

Член КПСС с 1942 г. В Советской Армии с июня 1932 г. Окончил Пермскую военную авиационно-техническую школу №3 в 1933 г., Ленинградскую военную школу авиатехников РККА в 1934 г., Качинскую военную авиационную школу летчиков в 1939 г., Военную академию им. М.В. Фрунзе в 1948 г., Военную академию Генерального Штаба в 1957 г.

В период Великой Отечественной войны совершил 650 боевых вылетов и в 156 воздушных боях лично сбил 59 самолетов противника. После войны служил в войсках ПВО страны. В 1972 г. по 1981 г. был Председателем ЦК ДОСААФ СССР. Награжден 6-ю орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, четырьмя орденами Красного знамени, двумя орденами Суворова 2 степени, орденом Отечественной войны 1 ст., двумя орденами Красной Звезды, орденом «За Службу Родине в ВС» 3 ст., 20-тью медалями СССР, а также многими знаками отличия иностранных государств, в т.ч. золотой медалью «За боевые заслуги» США.

Александр Иванович Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск) Томской губернии 6-го марта 1913 года. За рекой Каменка, на улице Лескова № 43-а, в то время это была окраина молодого города, куда приехали Покрышкины как переселенцы в поисках куска хлеба в Сибирь из Вятской губернии в голодный год начала ХХ века.

Четырнадцати лет от роду Александр Покрышкин уже был кровельщиком «Сибстройтреста». Заветная мечта о летной профессии овладела им еще в раннем детстве, в 1925 году, когда ему было 12 лет. Тогда ему случайно довелось увидеть самолет. После этого шаг за шагом, наперекор «всем ветрам», он стремился в небо.

Окончив семь классов, он поступил в ФЗУ «Сибкомбайнстроя» и учился там в 1930-1931 годах, чтобы получить специальность слесаря-лекальщика. Получив профессию рабочего человека, он трудился в цехе № 59 завода, будущего гиганта нашего Отечества.

Но все эти годы Александр Покрышкин постоянно стремился в авиацию. Он закончил школу планеризма, будучи молодым рабочим.

В 1932 году в Новосибирск поступила разнарядка, в которой было определено три места для поступления в Пермскую авиационную школу. Проходили комсомольские собрания по цехам завода, затем заседание комитета комсомола «Сибкомбайнстроя». За комсомольца Покрышкина проголосовали единогласно.

Покрышкин прибыл в авиашколу и только там выяснил, что школа готовит только авиатехников. Досконально изучив материальную часть самолетов Р-1 и Р-5, он становится отличным специалистом. И сразу из Перми едет в Центральную школу авиационных техников РККА, где с большим желанием продолжает осваивать авиационную технику. В декабре 1934 года, получив свидетельство об отличном окончании учебы, по приказу Наркома обороны К.Е. Ворошилова. Александр Покрышкин направляется в Краснодар на должность авиационного техника в авиазвено связи 74 Таманской стрелковой дивизии.

Четыре напряженных года службы прошли техником, затем старшим техником в Краснодаре. И эти все четыре года его не покидала мысль о профессии летчика. Он настойчиво изучает историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию.

Он написал за эти годы 39 рапортов командирам. Но воентехника не отпускали в летное училище. Тогда в сентябре 1938-го года, во время очередного отпуска, за семнадцать дней он осваивает двухгодовую программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на «отлично» сдает экзамен. Он пишет 40-ой рапорт и к нему прикладывает аттестат об окончании аэроклуба. Его отпустили в летное училище. И через год, к концу 1939 года Покрышкин вновь на «отлично» оканчивает знаменитую Качинскую авиационную школу летчиков.

С этого времени началась летная биография. И первая должность – младший летчик 55-го истребительного авиационного полка Одесского военного округа. Осенью 1940 года Покрышкин направляется на курсы подготовки командиров авиазвеньев, знаменитые среди летчиков того времени «тираспольские курсы», где просто-напросто перепугал руководство своим новаторством. Сибиряк Покрышкин уже вносил новые элементы в тактику истребительной авиации.

За два месяца до начала войны истребительный авиационный полк, в котором служил Покрышкин прошел перевооружение с бипланов И-15 и И-153 на МИГи-3. Он в числе первых начал освоение этой машины, скрупулезно оценил все ее достоинства, отметил конструктивные недостатки. Войну Покрышкин встретил в ее первые минуты 22-го июня 1941 года и провел на ней все 1418 суток. 22-го июня 1941 года – он поднялся на фронтовое небо и вступил в жестокую битву. Это был первый день войны для Отечества и для Покрышкина.

Заслуга Покрышкина в том, что он стал глубоко анализировать каждый вылет, каждый воздушный бой с первого дня войны, обобщать свои личные наблюдения и формулировать свои правила, свои законы. Ими руководствовался в ходе боев, этому учил других.

В ноябре 1941 года в сложнейших условиях полета, когда нижняя кромка облаков опускалась до 30 метров, в районе Новочеркаса он обнаружил танковую группу фон Клейста. За этот «поиск» А.И. Покрышкин был отмечен новой наградой – орденом Ленина. Это было 22 декабря 1941 года.

Наступил 1942 год, особый в жизни Покрышкина – боевой и трагический. Он совершал боевые вылеты, вел воздушные бои. 400 боевых вылетов, 20 сбитых самолетов.

Переучившись в 25-ом запасном авиационном полку и в марте 1943 года получив в Тегеране американские самолеты «Аэрокобры», А. И. Покрышкин приступил к боевой работе с Краснодарского аэродрома. Началось Кубанское воздушное сражение, самое напряженное в годы II-ой мировой войны: здесь за два месяца было сбито более 800 фашистских самолетов. Официально Покрышкин сбил в Кубанском небе 16 самолетов, на самом деле около 30.

12 апреля 1943 года Покрышкин в районе Крымской проводит один из выдающихся по результативности воздушный бой. В тот памятный день он сбил 4 Ме-109. Свидетелем этого боя был генерал К.А. Вершинин и капитану А.И. Покрышкину не только засчитали сбитые самолеты противника, но он был представлен к награждению орденом Красного Знамени. А вечером, в тот же день он сбил еще три фашистских самолета, доведя счет сбитых за день до семи. За исключением боя А. Горовца, история нашей авиации не знала таких примеров.

Имя и опыт Покрышкина стали широко известны не только на Северо-кавказском фронте, но и на других фронтах и по всей стране, и даже за рубежом. 24 мая 1943 года А.И. Покрышкин стал Героем Советского Союза, а в июне – он стал первым кавалером золотой медали США «За боевые заслуги».

Вскоре он был назначен помощником командира 16-го гв. ИАП по воздушно-стрелковой службе. Главным для него в этот период было – готовить молодых летчиков для воздушного боя. Он умело готовил их на земле, еще лучше в небе, ведя за собой и показывая боевые приемы практически в воздушных боях. Все летчики, которых Покрышкин водил в боевые сражения, восхищались его умением настигать фашистских стервятников и уничтожать. Они стремились подражать ему во всем и многие отличились в воздушных боях, становились героями, используя его тактику и сноровку.

С августа 1943 года А.И. Покрышкин и его 16 гв. ИАП участвовали в воздушных боях на Миус-Фронте, на реке Молочной, над Черным морем, над Днепром. 24 августа ему было присвоено звание дважды Героя Советского Союза.

В боях на Украине ас Покрышкин сбил 18 «юнкеров» (7 Ю-88, 6 Ю-87, 5 Ю-52) и Ме-109. В том числе сбитых – 2 высотных разведчика Ю-88. Среди особенно ярких, талантливых и яростных – бой в районе Большого Токмака, 23 сентября 1943 года. Этот воздушный бой проходил на глазах сотен людей, о нем оставлены десятки воспоминаний и написаны художественные картины. О нем подробно рассказывалось на занятиях для курсов авиационных училищ слушателей Военно-Воздушных академий.

В феврале 1944 года командир полка гвардии подполковник Покрышкин был приглашен в Москву и ему предложили должность начальника отдела боевой подготовки истребительной авиации ВВС, генеральскую должность. Но он отказался.

19 августа 1944 года полковник Александр Иванович Покрышкин стал первым на планете трижды Героем Советского Союза – единственным в период Великой Отечественной Войны. Все радиостанции мира, газеты, телеграфные агентства передавали экстренное сообщение об Указе Президиума Верховного Совета СССР о награждении его третьей Золотой Звездой. Так были ознаменованы его личные подвиги и мужество, героизм и воздушные победы подчиненной авиадивизии.

День Победы 9 мая в 1945 году Александр Иванович Покрышкин встретил единственным трижды Героем Советского Союза.

В этот день, 9-го мая в 18 часов, в небе над Прагой был сбит последний самолет противника в той кровопролитной войне. Это сделал ведомый Покрышкина Георгий Гордеевич Голубев. Это был 1147-ой самолет, сбитый асами Покрышкина. 9-го мая 1945 года для Покрышкина был 1418-ый день войны. Он все их провел в огненном небе, начиная с 22-го июня 1941 года. 24 июня 1945 года на Параде Великой Победы он гордо нес Знамя 1-го Украинского Фронта по Красной площади. Всего 10 человек от имени 10 фронтов получили такое доверие, от имени 7 миллионов бойцов и командиров. И он был один и первый из них.

Замечательный боевой и жизненный путь прошел Покрышкин и в последние годы. Он с золотыми медалями окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе и Военную академию Генерального штаба.

Много сил, энергии и здоровья отдал службе в войсках ПВО страны, почти четверть века он занимал в них ответственные должности. В августе 1953 года он получил первое генеральское звание, а в 1972 году – маршала авиации. В течение 10 лет он добросовестно и честно руководил оборонным обществом ДОСААФ, являясь председателем ЦК. В списке его боевых наград кроме трех Золотых Звезд 17 орденов Советского Союза: 6 орденов Ленина, Орден Октябрьской революции, 4 – Красного Знамени, 2 – Суворова 2-ой степени. Отечественной войны 1 степени, 2 – Красной Звезды, «За службу Родине в ВС» 3 степени, 20 – медалей нашего Отечества.

Громкую боевую славу Покрышкина, его доблесть и большие заслуги, исключительную порядочность и скромность сегодня помнят многие люди в стране и за рубежом. О мировой славе национального Героя говорят многие знаки иностранных государств, в том числе два румынских ордена «Тудора Владимиреску», два польских ордена «Виртути Милитари» и «Полония Реститва», два монгольских ордена «Сухэ Батора», и Красного Знамени, орден ГДР «Карла Маркса», ордена и медали Болгарии, Кубы, Франции, Вьетнама, Чехословакии, Сирии и других стран.

Особое место среди иностранных наград – золотая медаль «За боевые заслуги» США от имени Президента Ф. Рузвельта. В канун 55-летия Великой Победы эта медаль среди других боевых реликвий Покрышкина побывала на передвижной выставке Центрального Музея Вооруженных Сил России в Соединенных Штатах, где был проявлен к ней большой интерес.

Хорошая память о Покрышкине у ветеранов – авиаторов ВВС Франции, особенно у членов национальной Ассоциации «Нормандия-Неман».

…Открытая сотрудником Крымской астрофизической обсерватории Н. С. Черных малая планета носит название «Покрышкин». Ее номер – 3348.

Другие события 6 марта