День Северного флота – 1 июня

Начиная с XV века, Белое и Баренцево моря играли важную роль для торгового флота России. В 1693 году по указанию Петра I в Архангельске была заложена Соломбальская верфь и началось строительство военных кораблей. 14 августа 1694 года построенный в Соломбале 24-пушечный фрегат «Святой Павел», купленный в Голландии 44-пушечный корабль «Святое пророчество» и яхта «Святой Петр» под бело-сине-красным флагом под руководством Петра вышли в море, сопровождая восемь английских купеческих судов.

Но боевые корабли в Белом море долго не оставались, а переводились на Балтику. В 1740 году на Севере появилось первое соединение (эскадра) российских боевых кораблей, которые совершали крейсерство от Норвежского до Карского морей, предупреждая тем самым заход шведского флота в русские гавани и произвол их кораблей на побережье Мурмана.

Доступ к незамерзающим гаваням северных морей явился одним из важнейших компонентов морской стратегии России после становления Германии как сильной морской державы на Балтийском море. В связи с этим, в 1895 году началось строительство первого военного порта (базы) на Севере. В советский период, после посещения И.В. Сталиным Заполярья, Циркуляром Начальника штаба РККА с 1 июня 1933 года была сформирована Северная военная флотилия с местом базирования – Кольский залив. Первым командующим был назначен Захар Александрович Закупнев.

В 1935 году дивизион подводных лодок впервые совершил поход к Новой Земле. В 1936 году два эскадренных миноносца «Войков» и «Сталин» совершили беспримерный переход из Заполярья на Дальний Восток Северным морским путем. В мае 1937 года приказом Народного комиссара обороны Северная морская флотилия была преобразована в Северный Флот. Командующим флотом был назначен флагман 1 ранга Константин Иванович Душенов.

В 1938 году подводная лодка «Д-1» провела в море 120 суток, пройдя более 11 тысяч миль. В этом же году подводная лодка «Д-3» осуществила впервые в истории Военно-Морского Флота подледное плавание, 30 минут шла подо льдами.

В 1940 году был осуществлен первый в истории переход подводной лодки Щ-423 из Полярного во Владивосток Северным морским путем.

Первое боевое крещение флот принял в войне с Финляндией 1939-1940 годов. Он активно действовал на приморском фланге 14-й армии. 72 североморца были награждены боевыми орденами и медалями.

Суровым испытанием для молодого Северного флота явилась Великая Отечественная война. С 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года Северный флот непрерывно действовал на открытом морском театре, который отличался огромными размерами и суровыми физико-географическими особенностями. В отличие от других флотов, Северный флот в течение войны увеличил свои силы. Так, к началу Великой Отечественной он располагал 15 подводными лодками, восемью эскадренными миноносцами, семью сторожевыми и других классов кораблями, его авиация насчитывала 116 боевых самолетов. К 1945 году в составе СФ были линейный корабль, крейсер, 17 эскадренных миноносцев, 51 сторожевой катер, 45 охотников за подводными лодками, 43 тральщика, 56 торпедных катеров, 42 подводные лодки, 718 самолетов различных классов, 256 орудий береговой артиллерии и более 25 тысяч морских пехотинцев.

В течение всей войны флот надежно прикрывал приморский фланг 14-й армии от десантов и обстрелов вражеских кораблей, защищал свои морские сообщения, непрерывными ударами по коммуникациям врага нарушал транспортные перевозки противника и лишал его инициативы на море. Флот высаживал десанты и разведывательные отряды в тыл врага, формировал и посылал на сухопутный фронт части морской пехоты. Североморцы прославились в боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Северном Кавказе.

Противоборствуя с крупными силами противника, военные моряки проявили массовый героизм, громили врага на воде, под водой, в воздухе и на суше. Силами флота уничтожено и повреждено свыше 600 боевых кораблей, транспортов и вспомогательных судов врага, 1308 самолетов противника, обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Ледовитого океана было проведено 1548 конвоев.

Благодаря героической обороне Мурманска части Северного флота в течение всей войны действовали с своих основных баз, не были вынуждены спешно эвакуироваться под ударами врага и на равных вели борьбу с силами противника. Соответственно, из состава трёх воюющих флотов (Северный, Черноморский и Балтийский) Северный флот понёс минимальные потери.

Так, за всю войну наиболее крупными потерями флота стала гибель трёх эсминцев: «Стремительный» (потоплен вражеской авиацией 20.07.1941 в главной базе флота), «Сокрушительный» (погиб в шторме при проводке конвоя 20.11.1942, то есть без воздействия противника), «Деятельный» (потоплен германской подводной лодкой 16.01.1945). Значительными являются потери в подводных лодках, которые вели активные боевые действия в течение всей войны. Северный флот потерял 23 подводные лодки (с учетом погибшей на переходе из Великобритании в Мурманск В-1 с советским экипажем), что составляет 47 % от их количества за всю войну. Из этого числа 13 подводных лодок пропали без вести (наиболее вероятная причина гибели — подрыв на мине), 3 — потоплены вражеской авиацией, по 1 — торпедами вражеских подводных лодок и действиями надводных кораблей. Ещё 3 подводные лодки потоплены, по германским данным, глубинными бомбами с надводных кораблей, но достоверность этих данных пока не установлена.

Потери сторожевых кораблей составили 16 (из общего числа в 34, что составляет 47 %). Практически все погибшие сторожевики являются мобилизованными на период войны гражданскими судами. Наибольшее число потерь — от авиации противника. Кроме того, флот потерял по всем причинам 12 торпедных катеров, 3 катера типа «большой морской охотник», 7 катеров «малый охотник», 9 сторожевых катеров. Потери в тральщиках составляют 13 кораблей (из общего числа в 54 имевшихся за всю войну, что составляет 24 %), основная масса — от вражеских подводных лодок.

Потери в личном составе — безвозвратные 10 905 человек (из них 1 308 человек — небоевые потери), что в 5 раз менее аналогичных потерь Балтийского флота и в 8 раз — Черноморского флота. Также за войну было ранено 8 978 человек и попало в госпитали из-за болезней и обморожений — 16 299 человек.

Известными образцами мужества и отваги, проявленными моряками Северного флота, стали:

  • Подвиг команды сторожевого корабля «Туман» (СКР-12) (бывший траулер), принявшего 10 августа 1941 года неравный бой с 3-мя эсминцами, прикрывая вход в Кольский залив.
  • Подвиг экипажа ледокольного парохода «А.Сибиряков» принявшего неравный бой 25 августа 1942 г. с «карманным линкором» «Адмирал Шеер», этот бой спас конвой.
  • Потопление сторожевым кораблем «Бриз» (бывший траулер «Мурманрыбы») подводной лодки.
  • Подвиг гарнизона п-ова Рыбачий, оборона 1273 дня.
  • Подвиг моряков 1-го и 2-го добровольческих отрядов СФ на хребте Муста-Тунтури.

Североморцы помнят и чтут имена героев-подводников Ивана Колышкина, Магомета Гаджиева, Николая Лунина, Григория Щедрина, Израиля Фисановича, Федора Видяева, летчиков Бориса Сафонова, Ивана Катунина, Захара Сорокина, Петра Сгибнева, катерников Александра Шабалина, Владимира Алексеева, Сергея Коршуновича, отважных разведчиков Виктора Леонова, Сергея Агафонова, Ивана Каторжного, морских пехотинцев Василия Кислякова, Ивана Сивко, Анатолия Бредова и многих других несгибаемых защитников Заполярья.

Флот до конца выполнил свой долг перед Родиной. Более 48 тысяч североморцев награждены орденами и медалями, 85 человек удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а трое из них – летчик Борис Феактистович Сафонов, катерник Алексей Осипович Шабалин и разведчик Виктор Николаевич Леонов – стали дважды Героями Советского Союза. 12 кораблей, частей и соединений флота преобразованы в гвардейские, 47 – награждены орденами, 14-ти присвоены почетные наименования. 24 июня 1945 года в Параде Победы приняли участие 200 североморцев.

В годы Великой Отечественной войны Новосибирская область стала шефом частей Северного военно-морского флота, и в течение всего времени новосибирцы поддерживали постоянные контакты с моряками. В справке о проводимых в Новосибирской области массово-политических кампаниях за период Отечественной войны указывалось, что к 25 годовщине Октябрьской революции (1942г.) отправлен на Северный флот 41 вагон с подарками, к двадцать шестой годовщине Октябрьской революции (1943г.) отправлено 15 вагонов. К двадцать пятой годовщине РККА (1943г.) отправлено 30 вагонов, двадцать шестой годовщине РККА – 8. Северный флот и Новосибирск не раз обменивались делегациями. С одной из делегаций в мае 1943 года на флот был отправлен медвежонок, так как моряки об этом очень просили: «Животные на корабле служат для нас самым большим развлечением в часы досуга, и особенно медвежата». Помимо этого с делегацией были отправлены необходимые морякам инструменты.

Ко Дню военно-морского флота в Новосибирской области подготовили и отправили в Северный флот: 100 наборов для офицеров, наборы для командования, сделали специальный выпуск газеты, короткометражный фильм о Сибири, сочинили песню. Интересно, что партийным руководством было дано указание подготовить 4-5 тысяч личных писем девушек, «желательно с фотокарточками» для моряков флота.

В послевоенные годы флот становится атомным, ракетоносным, океанским. В сентябре 1955 года впервые в мире в Белом море был произведен старт баллистической ракеты с подводной лодки, в июне 1956 года первая ПЛ “Б-67” с баллистическими ракетами была принята в состав Северного флота. 1 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой отечественной атомной подводной лодке (АПЛ) «К-3» (впоследствии получившей наименование «Ленинский комсомол»). 10 апреля 1959 года АПЛ «К-3» вступила в состав Северного флота. 23 июля 1959 года первому командиру первой атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» капитану 1-го ранга Леониду Осипенко присвоили звание Героя Советского Союза. Это награждение стало первым среди подводников Северного флота после Великой Отечественной войны.

17 июля 1962 года, совершив поход подо льдами Арктики, атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» впервые в истории всплыла в районе Северного полюса, где были водружены Государственный флаг СССР и Военно-Морской флаг. Всего с 1962 года подводники побывали на Северном полюсе и выполняли задачи в приполюсных районах более 300 раз. В сентябре 1963 года две атомные подводные лодки СФ впервые в истории совершили переход подо льдами Арктики с Северного на Тихоокеанский флот. В последующие годы такой переход совершили более 25 подводных лодок. Первым плавающим аэродромом для корабельной авиации стал тяжелый авианесущий крейсер «Киев». Впервые поднял в небо самолет с палубы корабля полковник Ф.Матковский.

В 1965 году флот был награжден орденом Красного Знамени.

В 1966 году отряд подводных лодок Северного флота совершил групповое кругосветное плавание, пройдя без единого всплытия 25 тысяч миль.

В послевоенный период за самоотверженное выполнение воинского долга, мужество и героизм звание Героев Советского Союза было присвоено 41 североморцу, 26 воинов флота стали Героями Российской Федерации. Мужественно и героически действовали морские пехотинцы флота и во время наведения конституционного порядка в Чеченской Республике. Десяти из них было присвоено звание Героев Российской Федерации, более тысячи воинов награждены орденами и медалями. Высокое боевое мастерство «черных беретов» по достоинству были оценены Президентом России. Во время своего визита на Северный флот В.В. Путин, при вручении государственных наград морским пехотинцам, сказал: «В Дагестане и Чечне морские пехотинцы сражались доблестно. Бандиты не напрасно вас боялись и боятся до сих пор, потому что «черные береты» действительно страха не знают. Я искренне благодарю вас за самоотверженный ратный труд, верность присяге, за преданное служение Отечеству. Уверен, пока в строю такие люди как вы, Родина наша — Россия — будет непобедима».

В настоящее время Северный флот — самый мощный из всех военных флотов России. В его составе современные атомные и дизельные подводные лодки, разнообразные по классам надводные корабли, авиация, военная техника. На флоте базируется единственные в России тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и полк палубной авиации. В последние годы одной из важных задач Северного флота стало обеспечение безопасности гражданского судоходства. Усиливает своё присутствие флот и в мировом океане, регулярно выполняя учебно-боевые задачи. Так, тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» за последние три года с кораблями сопровождения дважды пересёк Атлантику, прошёл экватор в «Золотой точке» с нулевыми координатами, совершил заходы в Венесуэлу, Южно-Африканскую Республику, Индию, Францию, Сирию, принял участие в международных учениях «Венрус-2008», «Индра-2009», «Восток-2010».

Источники:

  • Головко А. Г. Вместе с флотом. — 3-е изд. — М.: Финансы и статистика, 1984. — 287 с.
  • Роль советского военно-морского флота в важнейших операциях в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: материалы областной научно-исторической конференции, 24 апреля 2010. – Новосибирск: Новосиб.гос.акад.вод.трансп., 2010. -186с.
  • День Северного флота. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2454/ = 12.10.2012.
  • День Северного флота [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://topwar.ru/4957-den-severnogo-flota-rossii.html - 12.10.2012.
  • Северный флот ВМФ России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%E2%E5%F0%ED%FB%E9_%F4%EB%EE%F2_%C2%CC%D4_%D0%EE%F1%F1%E8%E8 - 12.10.2012.