День штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации, иначе «День навигатора», установлен Главкомом ВМФ РФ Феликсом Громовым в 1996 году. Является профессиональным праздником российских военнослужащих, чья деятельность напрямую связана с прокладкой курсов кораблей, судов и авиации Военно-Морского флота, исчислением перемещения и контролем над исправной работой навигационных приборов. До приказа адмирала флота Ф.Н.Громова «День штурмана ВМФ России» отмечали дважды в год: 21 марта и 23 сентября (в день весеннего и осеннего равноденствия соответственно). Именно в эти дни можно точно и без инструментов определить стороны света — Солнце восходит строго на востоке, а заходит, соответственно, на западе.
Праздник связан с формированием первой школы штурманов ВМФ Российской империи. Выбор даты для празднования «Дня штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации» пал на 25 января не случайно. Именно в этот день в 1701 году император Российской империи Пётр Великий издал Указ, в котором, в частности, говорилось: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Необходимость подготовки отечественных капитанов и штурманов возникла с началом строительства в России военного флота. Для реализации царской воли была создана «Школа математических и навигацких наук», которая расположилась в городе Москве, в Сухаревой башне. В ней обучали мореходному искусству молодых людей всех сословий от 12 до 20 лет – не брали только крепостных. Позже из её старших классов была основана первая в России Морская академия, уже в Петербурге – именно её выпускники официально назывались гардемаринами.
Штурман – от нидерландского stuurman, stuur – руль, man – человек, то есть рулевой, так что в целом эта профессия означает управление транспортом, преимущественно водным и воздушным – второе значение эта профессия приобрела уже в XX веке.
В обязанности штурмана входит прокладка курса и слежение за перемещением судна, а также обеспечение нормальной работы всех навигационных приборов, но бытовое представление об этой профессии гораздо шире: так называют и капитана, и любого человека, способного управлять морскими (и не только) видами транспорта. В широком смысле штурманами часто называют и тех, кто может вести за собой людей к определённой цели – а это лидерское качество.
Действительно, можно сказать, что профессия штурмана, если уж начинать с самых основ, зародилась тогда, когда человек ещё не осваивал моря и океаны: уже в древнейшие времена, когда нашим предкам приходилось постоянно открывать для себя новые земли, появились особенные люди – только они знали, как пройти по пустыне, тундре, диким лесным зарослям, и другим незнакомым и опасным местам. Соплеменники их очень ценили и уважали – без них просто никто бы не выжил, - а пользовались древние штурманы инструментами природы: звёздами, солнцем, погодой, климатическими явлениями и точками на местности, позволяющими рассчитывать время и расстояние.
Полярную звезду все штурманы считают самым любимым ориентиром: по ней очень легко определять своё местонахождение, однако видна эта звезда только в Северном полушарии, а в Южном её роль отведена Сигме Октанта – очень слабо различимой звезде, и там мореходы ориентируются на Южный Крест.
Особенно востребованной и, как говорят сейчас, престижной профессия штурмана стала, когда люди захотели передвигаться по воде: в море найти верную дорогу несравненно труднее, и ошибки штурманов в старину часто становились причиной грандиозных событий – считается, что штурманы Колумба сбились с курса, и в итоге привели корабли к совершенно новому континенту. Удивительно, но в эпоху Великих географических открытий штурманов называли пилотами, хотя об аэропланах тогда никто и не слышал: так, на кораблях Колумба, когда он отправлялся искать Индию, было несколько таких пилотов, и одним из них была составлена первая карта вновь открытых морских пространств.
Считается, что из штурманов получаются самые лучшие капитаны, и даже адмиралы: Пётр I знал об этом не понаслышке, и любил продвигать по службе тех, кто начинал служить «снизу», простым матросом, и пробивался наверх только благодаря своим личным качествам, «а не по иным причинам». Многие известные флотоводцы начинали воинскую службу с должности штурмана корабля. Среди них и адмиралы, заложившие основу современного флота России, такие как С.Горшков, В.Михайлин, А.Михайловский, и многие другие. В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралов. Только в Приморском крае имена штурманов российского флота увековечены в названиях 64 мысов, 12 островов, 3 полуостровов, 9 бухт. Профессия корабельного и флагманского штурмана считается особенно трудной и ответственной, а так же, как записано в Правилах организации штурманской службы на кораблях ВМФ, «работа штурмана в походе носит творческий характер». Например, Иван Григорьевич Иванов, командир боевой части № 1 Линкора «Марат», флагманский штурман Краснознаменного Балтийского флота, Главный штурман ВМФ СССР(2.1949-1.1953), используя большой опыт штурманской службы, занимался научной работой, был автором ряда монографий по гидрографии, лоции, теории плавания в шхерах.
Стать штурманом можно, закончив Военно-морскую академию имени Адмирала Флота Героя Советского Союза Н.Г.Кузнецова (г. С.-Петербург, Ушаковская наб., 17/1).
Источники: