День создания трубопроводных войск России – 14 января

14 января - День создания трубопроводных войск России

Трубопроводные войска выполняют задачи, связанные с непрерывным обеспечением доставки нефтепродуктов по всей территории страны и в зоне возможных боевых действий. Силы и средства трубопроводных войск позволяют осуществлять прокладку полевых магистральных трубопроводов для подачи горючего в те районы, где это необходимо. В отличии от танкистов или артиллеристов, в распоряжении которых имеется грозное оружие, которое стреляет и разрушает, военнослужащие трубопроводных войск строят и созидают, они «вооружены» трубопроводами, сложной трубомонтажной техникой и другими средствами механизации работ, кроме того, в их распоряжении имеется солидный автопарк и современные средства связи.

Появление трубопроводных войск связано с Великой Отечественной войной. Для подачи горючего войскам в крупных операциях использовался так называемый трубопроводный транспорт. Части и подразделения для развертывания трубопровода на территории Румынии и других стран, которые освобождала русская армия, формировались на базах горючего. Затем эти части и подразделения заняли прочное положение в системе Вооруженных сил страны, а с развитием вооружения, техники, увеличением объемов горючего были найдены новые способы подачи топлива на значительные расстояния в большом количестве.

22 ноября 1951 года Председатель Совета Министров И.В.Сталин подписал Постановление об изготовлении опытного образца трубопровода нового поколения. Военному министерству СССР и Миннефтепрому было поручено провести совместные испытания трубопровода в полевых условиях. 14 января 1952 года на основании принятого Постановления военный министр СССР Маршал Советского Союза А. М. Василевский подписал директиву, в которой предписывалось сформировать первый отдельный батальон перекачки горючего, который не имел аналогов ни в одной армии мира. Дата подписания директивы и стала днем рождения трубопроводных войск.

Фактически это можно назвать вторым рождением, так как первый опыт организационного оформления подразделений, предназначавшихся для использования сборно-разборных магистральных трубопроводов, был приобретен в конце 1944 года. Тогда сформировали четыре батальона перекачки горючего, батальон охраны трассы трубопровода и мастерскую по строительству металлических резервуаров. После окончания войны батальоны перекачки горючего расформировали.

Большая заслуга в создании, становлении и развитии трубопроводных войск принадлежит генерал-полковнику Василию Никитину, которого по праву называют их родоначальником, «отцом». В 1954 году его назначили начальником Управления снабжения горючим Министерства обороны, и он возглавлял его в течение 30 лет.

В послевоенные годы перед службой горючего возникли новые задачи, обусловленные начавшейся «холодной войной», а также дальнейшим совершенствованием военной техники и вооружения. Так, с появлением реактивной авиации потребовался новый вид горючего, расход которого к тому же резко возрос. Например, истребителю МИГ-25 требовалось 10т. горючего на 1час полёта. Учитывая, что годовой налёт лётчика достигал 100-120 ч., можно пред ставить, сколько всего топлива требовалось для ВВС: Тем более что ещё больший расход горючего имела стратегическая авиация.

Появление нового оружия — боевых ракет в ПВО, тактических ракет в Сухопутных войсках и, наконец, создание Ракетных войск стратегического назначения потребовало нового вида материального обеспечения — ракетного топлива, которое по своим характеристикам нуждалось в особых технических средствах для хранения, заправки и транспортировки. Служба горючего со всеми проблемами справилась: был обучен личный состав, организовано производство необходимого оборудования, решена масса других организационных и технических вопросов.

В системе службы горючего зародилась и выросла новая отрасль прикладной науки — химмотология (химия + мотор + логия). Вначале её профиль был ограничен ведомственными рамками, а ныне это общепризнанное научное направление, изучающее свойства, качества и рациональное использование горючих и смазочных материалов в технике. Именно этим и занимается созданный в 1946 году 25-й Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны — ГосНИИ по химмотологии, единственное в своём роде федеральное учреждение, ответственное за выдачу рекомендаций по назначению и рациональному применению ГСМ, а также за согласование и применение химмотологических карт на военную и народнохозяйственную технику. В службе горючего вырос большой отряд учёных, включающий двух членов-корреспондентов Академии наук, 42 докторов наук и 435 кандидатов наук, 34 представителя службы имеют звания почётных и заслуженных деятелей науки и техники.

Личный состав службы горючего в послевоенные годы участвовал во многих локальных войнах и вооружённых конфликтах. При этом нёс потери. Так, в Корейской Народно-Демократической Республике в 1946 году погиб военный советник полковник С.Ф. Сухов, участник Великой Отечественной войны, начальник ОСГ 14-й армии. Во время событий в Венгрии в 1956 году геройски погиб начальник службы горючего 315-го горно-стрелкового полка капитан Г.П. Моисеенков: ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

23 октября 1956 года 128-я дивизия, дислоцировавшаяся в Прикарпатском военном округе, была поднята по боевой тревоге с задачей пересечь границу, войти в Будапешт и вместе с другими советскими войсками взять под охрану ключевые объекты города. 315-му полку, где служил Моисеенков, ставилась задача обеспечить ввод основных сил дивизии на территорию Венгр ии. При этом основная тяжесть по выполнению приказа легла на танковый батальон полка. Стремительный марш потребовал большого расхода горючего. Но тылы отставали, и капитан Моисеенков получил приказ организовать доставку горючего с полевого склада. Первая часть операции прошла нормально, а на обратном пути колонна бензовозов подверглась нападению. Судя по редкому и беспорядочному обстрелу, противник не располагал большими силами, и капитан Моисеенков принял решение прорываться. Впрочем, иного выхода и не было: разворачивать колонну на узкой просёлочной дороге не имело смысла. Главное, чего опасался капитан, как бы не подбили головную машину. Он приказал двигаться вперёд с максимальной скоростью. Расчёт оказался верным: головные машины уже выходили из-под огня. Моисеенков, находившийся в последней машине с группой прикрытия, уже посчитал задачу выполненной, но противник вдруг усилил огонь, автомобиль с бойцами прикрытия подбили, и он оказался отрезанным от колонны, а капитан получил ранение. Перевязку делать было некогда. Заняв оборону, воины отстреливались от наседавшего противника. Моисеенков ободрял молодых солдат, говоря, что раз колонна прорвалась, то помощь обязательно придёт. К сожалению, они её не дождались. Повстанце выкатили на дорогу орудие и открыли огонь прямой наводкой. В результате почти вся группа прикрытия погибла. Последним ушёл из жизни командир. Когда повстанцы, посчитав, что с советскими воинами покончено, подбежали к горящей машине, перед ними встал израненный гвардеец капитан Моисеенков, сжимая в руках последнюю гранату. Она и подвела итог этому бою, на месте которого остались тела 28 убитых и раненых мятежников. Похоронен герой 14 ноября 1956 года с воинскими почестями в братской могиле у памятника в городе Будапеште, где покоится прах парламентёров, возглавляемых капитаном И.А. Остапенко и расстрелянных фашистами 29 декабря 1944 года.

Подразделения трубопроводных войск превратились в регулярные войска, а к концу 80-х годов были проведены лучшие в мире полевые сборно-разборные магистральные трубопроводы.

Хорошо зарекомендовал себя магистральный трубопровод в ходе военных действий в Афганистане. Для удовлетворения потребностей войск в горючем на территории этой страны были развернуты полевые магистральные трубопроводы (ПМТ) на двух направлениях общей протяженностью более 1200 километров. В сочетании со складами и автомобильными подразделениями подвоза горючего сложилась и в течение 9 лет устойчиво функционировала своеобразная трубопроводно-транспортно-складская система подачи соединениям и частям ограниченного контингента горючего. В частности, по ПМТ его перекачали 5,4 миллиона тонн - 80% от общего объема подвоза. Опыт использования ПМТ в Афганистане в очередной раз убедительно подтвердил их исключительно важные роль и место в системе обеспечения войск. Если бы не эти трубопроводы, то ударная и армейская авиация 40-й армии не выполнили поставленные перед ними задачи. За особые заслуги перед отечеством, за героизм, проявленный в боях и сражениях и специальных операциях, были награждены многие офицеры, солдаты и сержанты медалями и орденами.

Трубопроводчики отлично себя зарекомендовали и в мирной жизни. Так летом-осенью 1972 года на подступах к Москве горели торфяники, вызывая серьезную тревогу, так как это могло привести к национальной катастрофе. Лесные пожары и возгорания были ликвидированы на площади 44 тыс. гектаров, благодаря отмобилизованным по решению правительства пяти трубопроводным бригадам и четырем отдельным трубопроводным батальонам. Военные трубопроводчики развернули около 300 линий ПМТ общей протяженностью около 1300 километров и подали по ним более 4,5 миллиона кубометров воды, благодаря чему удалось побороть огонь на площади 44 тысячи гектаров.

В ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году потребовалось подавать большое количество воды в зону аварийно-восстановительных работ. Ежедневная потребность в технической воде составляла 3,5-4,0 тысячи кубометров. При этом ее надо было брать из рек и водоемов, расположенных вне 30-километровой зоны АЭС. Для доставки такого количества воды ежедневно требовалось порядка 250 автоцистерн вместимостью по 5 кубометров каждая. Расчеты показали, что более рационально использовать ПМТ для решения этой задачи. Она была выполнена силами отдельного трубопроводного батальона и трех отдельных трубопроводных рот, которые в общей сложности подали на объект сотни тысяч кубометров воды.

Очередное испытание для трубопроводных войск - разрушительное землетрясение в 1989 году в Армении, в результате которого город Спитак оказался без воды. Для обеспечения ее подачи по решению руководства страны в Закавказский военный округ отмобилизовали трубопроводную бригаду. Военные трубопроводчики в короткий срок в сложных условиях горной местности развернули 8 линий ПМТП-100 и безостановочно вели перекачку воды.

В настоящее время трубопроводные войска входят в состав Центрального управления топлива и горючего. Раньше такие нефтепродукты как керосин, бензин, смазочные материалы перевозились только железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, что создавало определенные неудобства. На сегодняшний день по трубопроводам подается горючее от станций (портов) на окружные, флотские, аэродромные базы и склады. За несколько десятков лет конструкторами, инженерами, воинами-трубопроводчиками, рабочими были созданы, разработаны и приняты на вооружение различные комплекты полевых магистральных трубопроводов, не имеющие мировых аналогов, машины для их монтажа и подвижные средства перекачки.

Сегодня горючее практически везде выдаётся механизированно — через топливо- и маслораздаточные колонки стационарных заправочных пунктов, групповые заправщики (централизированные заправщики) топливом летательных аппаратов, полевые заправочные пункты, групповые заправщики малых кораблей и комплекты беспричапьной-заправки. Широко применяются автомобильные средства — автотопливозаправщики, маслозаправщи- ки, заправщики специальными жидкостями и другие. Горючее может подаваться к местам заправки техники железнодорожными и автомобильными цистернами, танкерами, по трубопроводу, самолётами и вертолётами.

Трубопроводные батальоны, сведённые по четыре в бригады, имеют возможность с темпом до 100—120 км/сутки проложить сборно-разборные магистральные трубопроводы диаметром 100, 150, 200 мм и подать по одному или нескольким направлениям заданное количество горючего (по каждой линии от 600 до 3000 т/сутки) на большие (600 км и более) расстояния в любых погодных и рельефных условиях.

Трубопроводные войска способны с успехом преодолевать искусственные сооружения (железные и автодороги, плотины, пр.) и естественные препятствия (бездорожье, реки, горы, овраги, леса), что позволяет в короткие сроки подать тысячи тонн горючего на большие расстояния. Это особенно важно для войск, действующих на изолированных направлениях, лишённых других транспортных коммуникаций. «Без горючего нет мобильности; без службы горючего нет мобильной армии».

Высшее военное образование по этому направлению возможно получить:

  • Военный инженерно-технический университет Министерства обороны РФ (г. С.-Петербург, Захарьевская ул., 22)
  • Ульяновское высшее военно-техническое училище (военный институт) (г. Ульяновск, ул.К.Маркса, 39а)

Источники:

  • Все вузы России 2011/2012 год. Справочник для поступающих в вузы. Издание, содержащее информацию о новых условиях приёма в вузы. – Москва: РИПОЛ классик, 2010. – 400с.
  • Ширшов Г.М. Герой–гвардеец / Г.М.Ширшов. // Военно-исторический журнал. – 20012. - №3. – С.41-42.
  • Ширшов Г.М. «Работники службы снабжения горючим успешно справились с поставленными задачами…» / Г.М.Ширшов. // Военно-исторический журнал. – 2011. - №3. – С.75-76.
  • День создания трубопроводных войск России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1731/ - 11.10.2012.
  • 14 января – День трубопроводных войск. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://topwar.ru/22970-14-yanvarya-den-truboprovodnyh-voysk.html - 19.02.2013
  • Как появились трубопроводные войска? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-24102/ - 19.02.2013.
  • Роль трубопроводных войск в обеспечении различных задач. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.oboznik.ru/?p=435 - 19.02.2013.