Электронный календарь памятных дат и праздников России и Новосибирской области
Обратная связь

Есть замечания, предложения, вопросы? Пишите нам!

День специалиста минно-торпедной службы на российском флоте – 20 июня

День специалиста минно-торпедной службы ВМФ, который традиционно отмечается 20 июня, учрежден приказом Главнокомандующего ВМФ России 15 июля 1996 года. Этот праздник подтвердил Указ Президента России от 31.05.2006 № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых Силах Российской Федерации». Он чтится как памятный день первого успешного применения минного оружия русским флотом...

У специалистов минно-торпедной службы есть повод с гордостью отметить, что Россия первой создала минное оружие и сразу же добилась стратегических результатов в его применении. Но сохранять это лидерство удавалось не всегда.

Первые успешные опыты по подрыву подводного заряда электрическим током были проведены в России еще в 1812 году. Затем, усилиями талантливого изобретателя генерал-майора К. А. Шильдера и его сподвижника профессора Б. С. Якоби был создан боеспособный образец гальванической морской мины. Она была похожа на металлическую воронку с торчавшими вверх двумя железными «усами». Стоило тронуть эти «усы», как мина взрывалась. Живший в России шведский изобретатель Э. Нобель разработал свой образец морской мины. Оба образца проходили испытания, по результатам которых в 1852 году Военное министерство констатировало, что работы над морскими минами доведены до удовлетворительных результатов. Таким образом, к началу войны 1853-1856 гг. российский флот единственный в мире обладал принципиально новым видом оружия и имел отработанные способы его боевого применения.

Когда началась Крымская война, на подходах к Кронштадту, Ревелю, Свеаборгу и Усть-Двинску, на реках Дунай и Южный Буг, в Керченском проливе были выставлены оборонительные минные заграждения из 105 мин в виде двух рядов с расстоянием 10 сажен между рядами и минами в ряд. Вскоре было установлено второе минное заграждение из 60 мин, закрывшее проход между фортами «Павел I» и «Кроншлот». В дальнейшем тактический замысел таких позиций состоял в том, чтобы артиллерия не позволяла малым кораблям (тральщикам) вести противоминные действия, а минные заграждения исключали возможность подхода крупных кораблей для подавления береговой артиллерии.

На участках, где плавание российских кораблей могло быть ограничено, ставили мины Э. Нобеля. Первое заграждение из 92 таких мин было выставлено на левом фланге форта «Павел I». Два других заграждения из 352 мин были поставлены на северном фарватере: мины устанавливались на расстоянии 24м друг от друга с углублением 3,6 м. Bcего в период 1854-1855гг. для обороны Кронштадта на минных позициях было выставлено 1865 мин. Позиции в районе южного фарватера находились под прикрытием орудий фортов и береговых батарей, а минные заграждения северного фарватера прикрывались артиллерией небольших отрядов. Созданная система составляла основу обороны подступов к Петербургу с моря. Для защиты Свеаборгской крепости, выполнявшей роль форпоста Гельсингфорса, были выставлены минные заграждения из 994 мин различных образцов. Мины ставились также на подходах к Ревелю, Усть-Двинску и у Толбухина маяка.

Англо-французский флот (18 линейных кораблей и 8 фрегатов) 14 июня 1854 года появился в видимости Кронштадта. Однако союзники быстро обнаружили, что подходы к крепости прикрыты минными заграждениями, а русские корабли стоят под защитой береговых батарей и крепостной артиллерии. Простояв неделю, англичане и французы убедились, в своем бессилии, и были вынуждены уйти из Финского залива. Оправдывая свои действия, командующий вице-адмирал Ч. Непир докладывал британскому адмиралтейству: «Подходы к Кронштадту сильно защищены адскими машинами», - так он называл морские мины.

На следующий год англо-французский флот вновь появился близ Кронштадта. Посланный на разведку отряд пароходов 20 июня 1855 года попал на минное поле. Четыре парохода, на одном из которых находилось союзное командование, подорвались на минах. Им удалось избежать гибели только потому, что мины имели слишком малый заряд. В ознаменование этого события 20 июня стало праздником русских минеров.

Убедившись в невозможности взять Кронштадт, союзники направились к Свеаборгу. Из-за минной опасности они вынуждены были ограничиться бомбардировкой крепости с большой дистанции, не причинив ей существенного вреда. Таким образом, обе кампании англо-французского флота на Балтике закончились провалом, и значительную роль в этом сыграло минное оружие.

Следующий крупный успех в применении минно-торпедного оружия отмечен в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. 14 января 1878 года вошло в историю флота как дата первого успешного торпедного удара. В ту ночь проход «Великий князь Константин» подошел к Батумскому рейду. Спущенные с него катера «Чесма» и «Синоп» направились к стоянке вражеских судов. С расстояния в 60 метров они одновременно выпустили торпеды, которые попали в борт сторожевого парохода «Интибах». Пароход лег на правый борт и быстро затонул. Катера «Чесма» и «Синоп» по праву считаются родоначальниками торпедных катеров и тактики группового торпедного удара.

Успешные действия минных катеров в период русско-турецкой войны привели к появлению в нашем флоте миноносок. Уже к осени 1878 года Россия имела на Черном море 16, а на Балтике - 96 миноносок. В морском министерстве понимали, что нужны были более крупные корабли такого назначения. В 1877 году в состав Балтийского флота был включен первый мореходный миноносец «Взрыв». В последующие десятилетия в России началось интенсивное строительство миноносцев, которое принесло заслуженную славу отечественным ученым, кораблестроителям и морякам.

Одновременно происходило совершенствование минного оружия. В ходе русско-турецкой войны были отработаны как наступательный, так и оборонительный способы использования мин. В 1882 году лейтенант Н. Н. Азаров разработал способ автоматической постановки мин на заданную глубину. С 1881 года начал работать первый русский пироксилиновый завод, его продукция позволила резко повысить мощность мин. Увеличилась масса заряда - благодаря применению более выгодной сферической формы корпуса. И к середине 80-х годов мина достигла той степени совершенства, которая позволяла говорить о ней как о новом виде морского оружия.

Минный транспорт российского флота «Амур», заложенный на Балтийском заводе в 1898 и вступивший в строй в 1901 году, в ходе русско-японской войны прославился активными минными постановками в районе Порт-Артура, результатом которых стало уничтожение японских броненосцев «Хацусэ» и «Ясима» 15 (2) мая 1904 года. Но он был потоплен в Порт-Артуре японской артиллерией 26 ноября 1904. В связи с этим со всей остротой встал вопрос о создании специального корабля для постановки минных заграждений во вражеских водах. Тогда по идее лейтенанта В. А. Степанова стали строить крупные минные заградители, которые все еще именовались транспортами. Они активно и успешно использовались в русско-японской и в Первой мировой войнах. Кстати, В. А. Степанов во время русско-японской войны был командиром минного транспорта «Енисей» и погиб вместе с ним во время минной постановки.

Во время Первой мировой войны главным опорным пунктом в защите Петрограда стала минно-артиллерийская позиция, перегородившая Финский залив западнее города Хельсинки. Наряду с этим, русские корабли ставили активные минные заграждения на подходах к Данцигской бухте, перед базами немцев на Балтике - Килем, Мемелем и Пиллау. На этих минах в 1914-1915 гг. погибли или получили тяжелые повреждения 15 боевых кораблей (в том числе 3 крейсера и 3 миноносца) и 14 транспортов противника. Германское командование было вынуждено отказаться от базирования своих кораблей, а затем и вообще от наступательных действий флота в восточной части Балтийского моря.

С первых же дней Великой Отечественной войны стало ясно, что главная угроза корабельному составу флота - мины. Серьезную опасность они представляли на Балтике, Черном и Баренцевом морях. Положение осложнялось тем, что с первых дней войны немцы применяли неизученные у нас донные магнитные и акустические мины. К началу войны ВМФ в целом был обеспечен тральщиками всего на 11,4 процента от требуемой численности. Обеспеченность контактными тралами составляла лишь 64,9 процента. Неконтактные тралы поступили на вооружение ВМФ только в конце 1941 года. Проблема уничтожения донных мин в основном была решена только после пополнения состава флота кораблями, полученными от союзников. Минная война со всеми ее сложностями и трагическими потерями продолжалась после мая 1945 года еще целых два десятилетия. Отголоски этой тяжелой войны слышны и в наши дни в виде внезапно появляющихся мин и торпед времен Великой Отечественной войны.

У наших противников события развивались несколько иначе. Работы по проектированию самонаводящихся торпед немцы начали в 1934 году. Однако первые реальные образцы нового оружия им удалось изготовить только после начала второй мировой войны. Вслед за неудачной T-IV «Фальке» в 1943 году была создана АСН торпеда Т-У«Цаункениг» – «Королевский забор». Название данного «чудо-оружия» свидетельствует о его основном назначении: нацисты собирались блокировать этим «забором» Британские острова. Эффективность «Королевского забора» оказалась низкой. Чрезмерно сложная система наведения (а она включала 11 ламп, 26 реле, 1760 контактов и 30 км проводов!) была крайне ненадежна. А если учесть недостаточный опыт моряков «кригсфлотте» и принятые странами антигитлеровской коалиции меры безопасности, станет ясно, почему из 640 торпед T-V, выпущенных немцами за годы второй мировой войны, в цель попали только 58. Процент попаданий обычными торпедами в германском флоте в три раза выше.

В самом конце войны в Германии была разработана очень любопытная торпеда «Лерхе» («Жаворонок»), в которой удалось объединить две системы – телеуправления и АСН. Торпеда управлялась оператором с корабля-носителя с помощью многожильного кабеля длиной около 6 км, а на конечном участке включалась головка самонаведения. Правда, поступить на вооружение она не успела. Системы наведения немецких торпед обоих типов стали прототипами целого семейства АСН оружия, впоследствии принятого во многих странах.

В настоящее время на вооружении находятся торпеды, предназначенные для стрельбы по подводным лодкам, надводным кораблям, а также по тем и другим. Основное внимание созданию противолодочных торпед было уделено на рубеже 50-60-х годов в связи с возросшей потребностью борьбы с ними. Торпеды для стрельбы по надводным кораблям практически не совершенствовались, а универсальные торпеды начали создаваться в 70-х годах.

Новые торпеды имеют увеличенную скорость и дальность хода, улучшенную аппаратуру самонаведения с увеличенным радиусом действия и повышенной надежностью. Скорость торпед - 45-50 узлов, дальность хода – несколько десятков километров. Специализированные противолодочные торпеды управляются в двух плоскостях на больших глубинах погружения. Так, глубина хода противокорабельных торпед лежит в пределах 2-15 м, а у противолодочных она достигает 450 м и более. Наиболее типичной силовой установкой, используемой в настоящее время в торпедах, является поршневая машина, работающая на парогазовой смеси, получаемой в камере сгорания, куда подаются воздух, топливо (обычно керосин) и пресная вода. Развитие парогазовых торпед идет по пути применения новых, более мощных, чем сжатый воздух, окислителей (концентрированная перекись водорода и кислород). Велись работы по созданию жидких унитарных топлив, а также твердого (порохообразного) топлива.

В последние годы в поисках путей увеличения дальности хода торпед исследуются различные типы топлива, вступающие в химическую реакцию с водой при высоких температурах. К ним относяися топливо на основе алюминия, натрия и лития. Другое перспективное направление развития торпедного оружия связывается с электрическими силовыми установками. В послевоенный период широкое распространение получили никелькадмиевые и серебряно-цинковые аккумуляторные батареи для электрических торпед. Совершенствуются АКБ, использующие в качестве электролита морскую воду; аккумуляторные с органическим катодом, серебряно-магниевые, магнийорганические, с расплавленными солями и другие с высоким значением удельной энергии. Системы самонаведения с большим радиусом реагирования – в основном акустические: активные, пассивные и комбинированные активно-пассивные системы.

Благодаря применению полупроводниковых модульных схем, современные системы имеют малый вес и габариты и обеспечивают дальность действия до 1400 м при частоте 30-60 Гц. Добиться дальнейшего увеличения радиуса действия аппаратуры самонаведения можно путем перехода на низкие частоты и принятия различных мер по обесшумливанию работы всех механизмов торпеды. Это не только увеличивает радиус действия системы самонаведения в 2-3 раза, но и затрудняет обнаружение торпеды кораблем-целью, и резко снижает эффективность различных имитаторов цели. Современные торпеды последнего поколения управляются по проводам на траектории сближения и наводятся на цель аппаратурой самонаведения на конечном участке траектории. Активно используются телеуправление и система самонаведения по кильватерному следу.

Один из способов борьбы с торпедой, наводящейся по кильватерному следу – выпуск из торпедного аппарата преследуемой лодки специальных объемов газа, пузырьки которого будут сбивать головку самонаведения с пути. Однако в настоящее время появились торпеды, «запоминающие» направление движения цели, и неподвижные клубы пузырьков газа-имитатора часто оказываются неэффективной защитой. На вооружении российских подводных лодок состоят и не имеющие аналогов во флотах мира сверхскоростные торпеды «Шквал».

Мины занимают важное место в арсенале наших подлодок. Они имеют контактные, неконтактные (магнитные, акустические, гидродинамические) и комбинированные взрыватели. Мины снабжаются различными противотральными устройствами, минными ловушками и самоликвидаторами. Вес взрывчатых веществ в современных минах достигает 1000 кг. Специализированные противолодочные мины представляют собой комбинацию якорной мины с противолодочной торпедой, размещенной в легком контейнере, обеспечивающем необходимую плавучесть для поддержания торпеды на минном якорном устройстве. При получении акустического сигнала от проходящей цели открывается крышка герметичного контейнера и запускается двигатель торпеды, после чего она производит поиск цели. Глубина постановки мин достигает 800 м. Радиус действия ее акустической аппаратуры превышает 1 км. Таким образом, расчетный минный интервал в заграждении составляет около 2 км. Это позволяет создавать противолодочные глубоководные минные заграждения большой протяженности с относительно небольшим количеством мин.

В послевоенные годы производство минного и противоминного оружия начало стремительно развиваться и порой по принципиально новым направлениям. На вооружении флотов появились мины-торпеды, торпеды-мины, бомбы-мины, основанные на новых принципах действия, начиненные электроникой, обладающие высокой степенью устойчивости к тралению. Применение мин в локальных войнах периода холодной войны показало их возрастающую роль в борьбе на море.

Служба минно-торпедного вооружения - это важный орган военного управления, специалисты которого занимаются вопросами технического обслуживания, хранения подводного морского оружия и обучения личного состава его применению. Например, с начала 2012 года кораблями и подводными лодками Балтийского флота выполнено более 70 боевых упражнений, связанных с применением минно-торпедного вооружения. Тральными силами флота с привлечением специалистов службы выполнено около 40 противоминных упражнений с уничтожением учебных и боевых мин. Офицеры и мичманы службы минно-торпедного вооружения Балтийского флота принимают участие в обеспечении практических торпедных, ракетных стрельб, участвуют в проведении испытаний новых образцов военной техники и систем вооружений. Особое подразделение службы – испытательная минно-торпедная группа, специалисты которой, наряду с другими задачами, выполняют работы по разминированию затонувших боеприпасов времен Великой Отечественной войны.

Опыт прошедших войн свидетельствует, что ни на одном театре военных действий не было столь сложной минной обстановки, как в акваториях Балтийского моря и проливной зоны. Только во Вторую мировую войну здесь было выставлено более 69 тысяч мин. Плотность минных заграждений на отдельных участках достигала 200- 300 мин на квадратную милю.

Высокий профессионализм специалистов обеспечивается высококлассным образованием. Кафедра противолодочного и минно-торпедного вооружения была основана в 1920 г. одновременно с созданием отдела военно-морского оружия. Первые командиры флота минной специализации окончили Военно-морскую академию в 1926 г. Всего до начала Великой Отечественной войны академия подготовила для флота 178 минеров. Кроме того, на военно-промышленном отделении прошли подготовку 47 гражданских специалистов, направленных впоследствии для работы в арсеналы, конструкторские бюро, на предприятия оборонной промышленности. В годы Великой Отечественной войны по минной и торпедной специализациям подготовили всего 21 офицера. Большинство офицеров направили в действующие флоты. Многие преподаватели выезжали в действующие флоты и принимали участие в боевых действиях. Например, А. Б. Гейро (в то время главный инженер в ЦКБ-36) и Н. Г. Федоров летом 1943 г. были откомандированы в Северный флот, где занимались разоружением иностранных и сорванных с якорей и выброшенных на берег отечественных мин. Лично сами и группа минеров под их руководством разоружили 100 мин, в том числе 22 иностранного производства.

Сегодня основную массу специалистов минно-торпедного дела готовит Военно-морская академия имени Н.Г.Кузнецова в Санкт-Петербурге, включившая в свой состав Высшее военно-морское училище подводного плавания со специализированным факультетом по подготовке специалистов противолодочного, торпедного и минного вооружения (год создания 1952). Каждый третий выпускник факультета стал командиром подводной лодки, более 30 человек стали адмиралами. Семь выпускников удостоены звания Героя Советского Союза, двое – Героя Российской Федерации.

Основной кузницей кадров на Тихоокеанском флоте является Тихоокеанский военно-морской институт имени адмирала С.О. Макарова (г.Владивосток, Камский пер.,6) В стенах этого старейшего военно-морского высшего учебного заведения на Дальнем Востоке проходят подготовку и выпускаются ежегодно десятки офицеров и младших специалистов минного дела.

Источники:

  • Литвиненко Е.Я., Сидоренков В. В. Первое боевое применение минного оружия русскими военными моряками в XIX веке / Е.Я.Литвиненко, В.В.Сидоренков. // Военно-исторический журнал. – 2006. - № 3. – С.48 – 51.
  • Кикнадзе В. Г. Героическая оборона балтийскими военными моряками Свеаборгской крепости / В.Г.Кикнадзе. // Военно-исторический журнал. – 2006. - № 8. – С.56-60.
  • День специалиста минно-торпедной службы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://recrut.mil.ru/career/soldiering/anti_corruption/news/more.htm?id=11191576@egNe – 06.02.2013.
  • Минно-торпедный факультет. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gazetam.ru/6-aprelya/minno-torpednyiy-fakultet.htm . - 06.02.2013.
  • Минно-торпедный класс. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.backup.flot.com/publications/books/shelf/vma/18.htm – 06.02.2013.

Другие события 20 июня