День специалиста юридической службы в Вооруженных Силах России – 29 марта

29 марта – День специалиста юридической службы в Вооружённых силах РФ

«День специалиста юридической службы в вооружённых силах» сравнительно молодой праздник в Российской Федерации. Впервые он отмечался в России 29 марта в 2007 году. «День юриста в ВС России» был установлен 31 мая 2006 года указом президента России В.В.Путина № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации». В указе сказано, что праздник устанавливается «в целях возрождения и развития отечественных воинских традиций, повышения престижа военной службы и в знак признания заслуг военных специалистов в решении задач обеспечения обороны и безопасности государства».

Военными юристами называют офицеров с юридическим образованием, занимающих должности в органах военной прокуратуры, военных судах, органах военной юстиции; немало военных юристов и среди профессорско-преподавательского состава военных ВУЗов страны. Интересно, что военно-юридическая школа была образована в России в первой четверти XVIII века, как логическое продолжение формирования регулярной армии и флота, учреждением военной юстиции и военно-юридических специальностей. Тогда и возникла практическая потребность в военных специалистах таких узких специальностей как аудиторы, войсковые фискалы и прокуроры. Необходимо было не только знать общее законодательство, но и правильно толковать и применять специальные уставы, регламенты, артикулы. Учредителем школы «для образования военных законоведов» по праву считается император-реформатор Петр I. В 1719 году по его особому Указу было повелено взять в Военную коллегию для изучения аудиторских дел «из шляхтских недорослей (юнкеров) двадцать человек добрых и молодых, грамоте и писать умеющих». Впоследствии, по распоряжению Петра I, несколько шляхтерских детей были посланы за границу для обучения юридическим наукам.

Высшим военно-учебным заведением Российской империи являлась Александровская военно-юридическая академия. Она располагалась в Санкт-Петербурге. В ней велась подготовка офицеров для работы в военно-судебном ведомстве. Основано это учебное заведение было в 1866 году в качестве офицерских классов при Аудиторском училище. В 1867 году произошло переформирование этих классов в Военно-юридическую академию. С 1908 года это учебное заведение носило название в честь императора Александра III. В эту академию принимали офицеров всех родов войск в чине до капитана, которые в строю прослужили до этого не менее четырех лет.

В советские времена подготовка военных юристов велась в Военно-юридической академии Рабоче-крестьянской Красной Армии, расположенной в Москве. Она являлась высшим военным учебным заведением Вооружённых сил СССР в период с 1939 по 1956 год. В ней готовили офицеров для военных трибуналов и военных прокуратур. В 1956 году Военно-юридическую академию упразднили. Подготовку офицеров-юристов с этого времени вели на военно-юридическом факультете при Военно-политической академии имени В.И. Ленина. В 1974 году произошло слияние военно-юридического факультета и Военного института иностранных языков. Это привело к образованию Военного института, в котором готовились кадры для работы в правоохранительных органах и спецслужбах Советского Союза. Позднее военный институт решено было переименовать в Военный Краснознаменный Институт. В этом институте функционировал юридический факультет. На нем велась подготовка по трем основным направлениям: судебная работа, прокурорско-следственная и юрисконсульты. В 1994 году данное учебное заведение получило статус университета. Он стал называться Военным Университетом МО РФ.

В период гражданской войны военные суды (реввоентрибуналы), действовавшие по обе противоборствующие стороны, предназначалась для отправления правосудия в особых условиях. Собственно название «трибуналы» («судилище») означало изначально суд чрезвычайный, специализированный, особый; оно было заимствовано из латинского языка и имело длительную историю.

Напряженная обстановка, возникшая на Восточном фронте в войсках РККА в связи с мятежом чехословацкого корпуса, потребовала принятия кардинальных мер по укреплению дисциплины, боеспособности и революционного порядка в частях и подразделениях Красной армии, а также объединения их в крупные воинские контингенты. В этих условиях командование фронта нуждалось в чрезвычайных органах для оперативного рассмотрения возникавших уголовных дел. Так, пришлось возвратиться к организации военного производства, упраздненного декретом СНК РСФСР о суде №1 от 24 ноября 1917 года. Весной 1918 года появились следственные комиссии при отдельных частях, а уже летом в 1-й армии Восточного фронта, которой командовал тогда М.Н.Тухачевский, появился первый реввоентрибунал. Несколько позже военный трибунал был создан и при штабе Восточного фронта.

Опыт организации военных судов на Восточном фронте был учтен при создании общероссийских органов военной юстиции. Приказом Реввоенсовета Республики №343 от 20 февраля 1919 года был объявлен штат фронтовых реввоентрибуналов: председатель, два члена, их заместители, следственный отдел в составе шести сотрудников и другие подразделения. Председателя, членов и военных следователей назначал непосредственно реввоенсовет фронта, решение которого утверждалось Реввоентрибуналом Республики, являвшимся высшей руководящей и надзорной инстанцией для армейских судов. На ключевые должности назначались только коммунисты, имевшие стаж работы в партийных или советских организациях. Комплектование трибунала остальным личным составом осуществлял учетно-распределительный отдел фронта. Денежное содержание сотрудников было достаточно высоким. Так, оклад заведующего структурным подразделением суда составлял 1200руб., в то время как рядовой красноармеец получал 350.

В июле 1919 года приказом №53 единую канцелярию реввоентрибунала (РВТ) Восточного фронта. разделили на пять частей: для председателя, общего отдела, судебной и следственной частей и регистратуры. В обязанности первой части входили разработка приказов, регистрация и учет удостоверений сотрудников, хранение и ведение дел личного состава и др. Часть, обслуживавшая общий отдел, вела анализ поступавшей информации, составление отчетов, бухгалтерию; судебная часть занималась регистрацией уголовных дел, подготовкой их к слушанию, надзором за местами заключения, ведением протоколов заседаний, оформлением приговоров и контролем за их исполнением, организацией хранения вещественных доказательств. Следственная часть вела переписку с Реввоентрибуналом Республики, нижестоящими органами военной юстиции, другими советскими учреждениями, а также делопроизводство на арестованных и др. Работа регистратуры заключалась в организации учета входящих и исходящих документов. Данным приказом было определена и персональная ответственность.

Деятельность органов юстиции в это трудное время была направлена в первую очередь на укрепление воинской дисциплины в отступавших частях Красной Армии. В трибунале фронтов в первую очередь рассматривались дела об отказе воинских частей и отдельных военнослужащих выполнять боевые приказы. Кроме того имели место и такие воинские преступления, как оставление позиций без приказа, самовольные отлучки, мародёрство и др. Вполне естественно, что к суду привлекались и попавшие в плен представители вражеских армий.

С переходом страны на мирное строительство значение военного правосудия было оправданно минимизировано. Последующее расширение деятельности военных судов связано с ростом уголовной (судебной и несудебной) репрессии периода культа личности И.В.Сталина, оправдываемой ростом классовой борьбы и, как следствие, увеличением «врагов народа». Военная юстиция как государственно-правовой институт, вынуждена была действовать в социально-политических условиях, которые иначе как чрезвычайными не назовешь. При этом произвольно менялась подсудность военных судов, деятельность правоохранительных и судебных органов регламентировалась партийно-хозяйственными нормативами, исполнительно-административной властью.

Великая Отечественная война изменила сферы деятельности военно-судебных органов. Подсудность дел военным трибуналам в чрезвычайных условиях войны была значительно расширена. Военные трибуналы создавались при военных округах, фронтах и морских флотах, при армиях, корпусах и иных воинских соединениях (гарнизонах, дивизиях, отдельных бригадах) и военизированных учреждениях, а также на железных дорогах, морских и речных бассейнах Главсевморпути и др. Организация и деятельность военных трибуналов были определены Указами Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», «Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положениями в районах военных действий».

На них возлагалось рассмотрение дел о государственных преступлениях, о хищениях государственной и общественной собственности, всех дел о преступлениях, совершенных военнослужащими, дел о разбое, умышленных убийствах, насильственном освобождении из мест заключения и из-под стражи, уклонении от исполнения всеобщей воинской повинности, сопротивлении представителям власти, незаконной покупке, продаже, хранении, а также хищении оружия. Военные власти могли передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве. 6 июля 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения». Была установлена ответственность за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу населения, в виде тюремного заключения от 2 до 5 лет, если эти действия по своему характеру не влекли более тяжкого наказания. Слухи антисоветского содержания квалифицировались согласно указанию Пленума Верховного Суда СССР как контрреволюционная агитация.

Дела лиц, обвинявшихся в этом преступлении, также передавались военным трибуналам.

В годы войны была установлена уголовная ответственность за самовольный уход с рабочего места рабочих и служащих предприятий военной промышленности, а также предприятий других отраслей, обслуживающих военную промышленность; он рассматривался как дезертирство и наказывался достаточно сурово - на срок от 5 до 8 лет тюремного заключения. Была установлена уголовная ответственность за уклонение от трудовых и иных повинностей, усилена ответственность за спекуляцию и т.д. В военное время повысилась ответственность за разглашение государственной тайны. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну» установил суровую ответственность за это преступление должностных лиц в виде лишения свободы до 10 лет, а частных лиц - до 3 лет.

В связи с расширением подсудности дел военным трибуналам их число значительно увеличилось. Они действовали не только на фронте, но и в тылу. Линейные суды железнодорожного и водного транспорта были реорганизованы в военные трибуналы соответствующих железных дорог и водных путей сообщения. Отмечая особую важность путей сообщения в ходе боевых действий, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. потребовал введения воинской дисциплины на всех железных дорогах. Этим указом все рабочие и служащие железнодорожного транспорта объявлялись на период войны мобилизованными на железнодорожный транспорт. Все виды ответственности они несли как военнослужащие. Дела о совершенных ими преступлениях рассматривались в военных трибуналах железных дорог по законам военного времени. Позднее - 9 мая 1943 г. - действие этого Указа было распространено на весь морской и речной транспорт.

В первый период Великой Отечественной войны отдельные территории СССР были объявлены на осадном положении, что потребовало перестройки в них судебной системы. Так, по Постановлению Военного совета Западного фронта с 25 октября 1941 г. все судебные органы г. Москвы реорганизованы в военные трибуналы. На базе Московского городского суда и народных судов столицы был создан военный трибунал г. Москвы с постоянными сессиями в районах, действовавшими в составе трех постоянных членов военного трибунала. Осуществление надзорных функций за судебной деятельностью этих трибуналов возлагалось на военный трибунал Московского военного округа. Для рассмотрения гражданских дел в каждом районе г. Москвы сохранялся один участок народного суда, действовавший на прежних основаниях. По мере освобождения временно оккупированных территорий трибуналы вновь преобразовались в обычные суды. В самой Москве восстановление сети народных судов произошло в августе 1942 г.

Военные трибуналы в годы Великой Отечественной войны условно можно подразделить на: 1) военные трибуналы Красной (Советской) армии; 2) военные трибуналы Военно-Морского флота; 3) военные трибуналы войск НКВД; 4) военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта; 5) военные трибуналы прифронтовых районов. Вся система военных трибуналов возглавлялась в те годы Верховным Судом СССР. Военная коллегия Верховного Суда СССР действовала как: а) суд первой инстанции по наиболее важным уголовным делам; б) кассационная инстанция для военных трибуналов, где в качестве меры наказания выносился смертный приговор; в) надзорная инстанция по делам всех военных трибуналов, кроме военных трибуналов железнодорожных и водных путей сообщения.

В процессуальном порядке трибуналы от судов отличало следующее. Во-первых, трибуналы до 1943 г. действовали в составе трех постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели. Во-вторых, Положение о военных трибуналах предоставляло им право рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения, в то время как общим правилом был более длительный срок. Приговоры военного трибунала кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора.

Многие дела рассматривались трибуналами в закрытом заседании, так как были связаны с охраной военной и государственной тайны. Это правило действовало и в мирное время во всех судах. О каждом приговоре к высшей мере наказания военный трибунал должен был немедленно сообщать по телеграфу председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР и Главному военному прокурору армии и флота. Военным советам и командующим округами, армиями, флотами, флотилиями предоставлялось право приостанавливать приговоры военных трибуналов к высшей мере наказания с одновременным сообщением по телеграфу своего мнения для дальнейшего направления дела председателю военной коллегии и главным военным прокурорам по принадлежности. Остальные приговоры трибуналов вступали в законную силу с момента вынесения и немедленно приводились в исполнение.

Особое место в деятельности военных трибуналов в период войны занимали дела о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков и их пособников. В первые три года войны более 70 миллионов человек попали под жестокий гнет немецко-фашистской оккупации. Часть из них пошла в партизаны, некоторые же стали коллаборационистами, пособниками оккупантов. Более одного миллиона советских граждан работали в качестве переводчиков, старост, бургомистров, обслуживали органы государственного управления Германии на оккупированной территории.

В 1943 г. в связи с начавшимся освобождением советской земли возникла необходимость в принятии специального законодательного акта для наказания тех, кто в годы оккупации сотрудничал с врагом и, более того, творил злодеяния против советских граждан. 19 апреля 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников». В Указе отмечалось, что к немецко-фашистским преступникам и их пособникам прежде применялась не соответствующая их злодеяниям мера наказания. Отныне немецкие, итальянские, румынские, венгерские и финские фашистские злодеи и шпионы и изменники из советских граждан будут караться смертной казнью через повешение, пособники из местного населения - ссылкой на каторжные работы на 15 - 20 лет.

Проведение настоящего Указа в жизнь было возложено на военно-полевые суды в дивизиях в составе: председателя военного трибунала дивизии, начальника особого отдела и заместителя командира дивизии. Указывалось, что в исполнение приговор приводится немедленно и публично, а тела повешенных остаются на виселице в течение нескольких дней. Этот документ выходил за рамки обычного советского уголовного законодательства, и его особая жестокость объяснялась чрезвычайными условиями войны.

В годы Великой Отечественной войны военные трибуналы широко применяли примечание 2 к ст. 28 УК РСФСР 1926 г., которое гласило, что «приговор, присуждающий в военное время военнослужащего к лишению свободы без поражения прав, может быть по определению суда отсрочен исполнением до окончания военных действий с тем, что осужденный направляется в действующую армию». Эта норма закона вполне оправдала себя в годы войны. 27 февраля 1942 г. она была распространена на работников железнодорожного и водного транспорта, осужденных к лишению свободы. По специальным решениям Государственного комитета обороны в течение 1942 - 1943 гг. было произведено досрочное освобождение с передачей в ряды Красной армии 157000 человек из числа осужденных за незначительные преступления. Всего за три года Отечественной войны было передано на укомплектование Красной армии 975110 человек. Многие бывшие заключенные, находясь на фронтах, проявили доблесть и геройство, за что были награждены орденами и медалями. Бывшим заключенным Матросову, Бреусову, Отставному, Сержантову, Ефимову присвоены звания Героев Советского Союза. Подвиг А. Матросова отмечен специальным приказом Верховного Главнокомандующего.

С бывших заключенных, проявивших себя на фронте, снимались судимости, и они освобождались от дальнейшего отбытия наказания.

В соответствии с приказом Наркома обороны СССР № 0413 от 21 августа 1943 г. право направлять в штрафные части за отдельные правонарушения и преступления было предоставлено командирам частей и соединений действующей армии. По приказу командиров частей и соединений после проведения дознания, без суда направлялись в штрафные части лица сержантского и рядового состава за самовольную отлучку (до 2-х часов), дезертирство (свыше суток), неисполнение приказа, нарушение правил караульной службы, промотание и кражу военного имущества и некоторые другие преступления, когда обычные меры дисциплинарного воздействия считались недостаточными. После отбытия срока наказания в штрафных подразделениях осужденные и направленные в них без суда лица возвращались для дальнейшего прохождения службы в свои прежние части. В отношении лиц, проявивших себя в штрафных частях «стойкими защитниками Союза ССР», допускалось по ходатайству соответствующего командования освобождение от наказания досрочно.

Судьи в период Великой Отечественной войны выполняли не только сложную государственную работу по отправлению правосудия. Немалое число работников военных трибуналов принимали непосредственное участие в боевых операциях Вооруженных Сил. Многие из них не вернулись с фронта. Те же, кто работал в тылу, сумели, несмотря на трудности военного времени, обеспечить нормальную деятельность судов общей юрисдикции по разрешению уголовных и гражданских дел, доказали жизнеспособность судебной системы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1945 г. за успешную работу в органах советской юстиции по укреплению революционной законности и охране интересов государства в условиях Отечественной войны награждены: высшей государственной наградой - орденом Ленина - 15 человек, орденом Отечественной войны 1-й степени - 3 человека, орденом Отечественной войны 2-й степени - 10 человек, орденом Трудового Красного Знамени - 70 человек, орденом Красной Звезды - 34 человека, орденом «Знак Почета» - 188 человек, медалью «За трудовую доблесть»- 108 человек, медалью «За трудовое отличие» - 53 человека.

В настоящее время судьи военных судов занимаются рассмотрением уголовных и гражданских дел, жалоб граждан на действия чиновников В военной прокуратуре военные юристы занимаются расследованием уголовных дел, осуществляют надзор за органами ФСБ, пограничниками, войсками МВД. Следят за соблюдением законности во всех организациях, имеющих воинские формирования. Юрисконсульты занимаются решением различных вопросов, в том числе международно-правового характера. Специфика работы военных юристов, в отличие от гражданских, заключается в том, что им приходится работать и в условиях боевых действий.

Для военных юристов установлены воинские звания с приставкой «юстиции». Высшим воинским званием для военнослужащих, имеющих военно-учетную специальность юридического профиля, является звание генерал-полковника юстиции.

Уже традиционно, в «День специалиста юридической службы вооружённых сил Российской Федерации», руководство страны и высшие чины Минобороны России поздравляют своих подчинённых с этим профессиональным праздником, а наиболее отличившиеся сотрудники награждаются государственными наградами, внеочередными воинскими званиями, памятными подарками, правительственными грамотами и благодарностями.

Военных юристов готовят:

  • Военный университет (г. Москва, Большая Садовая, 14)
  • Саратовский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел РФ (г. Саратов, ул. Московская, 158)

Источники:

  • Все вузы России 2011/2012 год. Справочник для поступающих в вузы. Издание, содержащее информацию о новых условиях приёма в вузы. – Москва: РИПОЛ классик, 2010. – 400с.
  • Малых И.П.Создание органов военной юстиции на Восточном фронте в 1919 году / И.П.Малых. // Военно-исторический журнал. – 2009. - №11. – С.14-17.
  • Петухов Н. История военных судов России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.likebook.ru/books/view/152569/?page=32 – 23.05.2013.
  • Смыкалин А. Судебная система страны в годы Великой Отечественной войны (Российская юстиция. - 2002. - N 9.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: justicemaker.ru›view-article.php?id=15&art=1063 – 23.05.2013.
  • День специалиста юридической службы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1486/ - 11.10.2012.
  • Праздник 29 марта - День специалиста юридической службы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inmoment.ru/holidays/day-specialist-legal-service.html -11.10.2012.