Электронный календарь памятных дат и праздников России и Новосибирской области
Обратная связь

Есть замечания, предложения, вопросы? Пишите нам!

День Тихоокеанского флота – 21 мая

Территориальные притязания соседей на дальневосточные территории Российской империи обозначились ещё в период царствования Анны Иоанновны (1730 – 1740 гг.). Для защиты собственной территории, а также стратегически важных морских торговых путей и рыбных промыслов на российском Дальнем Востоке началось строительство военных кораблей. 21 мая 1731 года Сенат «для защиты земель, морских торговых путей и промыслов» учредил Охотский военный порт, ставший первым в истории постоянно действующим на Дальнем Востоке российским военным портом. Именно поэтому дата 21 мая считается Днём рождения Тихоокеанского флота (ТОФ).

Созданная флотилия несла дозорную службу и охраняла рыбные промыслы, побережье и острова, открытые русскими мореплавателями и землепроходцами. В 1787—1790 годах состоялась первая научно-исследовательская экспедиция капитана Иосифа Биллингса и лейтенанта Гавриила Сарычева на судне «Ясачная», обследовавшая побережье Северного Ледовитого океана к востоку от Колымы и установившая возможность морского пути вдоль берегов Сибири в Тихий океан. Вторая экспедиция И. И. Биллингса и Г. А. Сарычева на корабле «Слава России» 1790—1791 годов исследовала побережье Берингова моря.

Для формирования постоянно действующей военной флотилии в 1799 году в Охотск были направлены 3 фрегата и 3 малых корабля под командованием контр-адмирала И. К. Фомина.

Несмотря на то, что русские моряки осваивали океан с XVII века, история ТОФ как полноценного оперативно-тактического объединения начинается лишь со второй половины века XIX. С 1849 года главной базой флотилии стал Петропавловск-на-Камчатке. Именно в это время морские силы России на Тихом океане получили свое первое боевое крещение. С 18 по 24 августа 1854 года фрегат «Аврора» и транспорт «Диана» при 67 орудиях, вместе с гарнизоном Петропавловска противостояли мощной англо-французской эскадре. Руководил обороной Камчатский военный губернатор и командир Петропавловского порта генерал-майор Василий Завойко.

В 1856 году Охотская военная флотилия стала именоваться Сибирской. Главной ее базой в 1855 году стал Николаевск-на-Амуре, а с 1871 года — Владивосток. Боевые корабли, размещённые в порту Владивостока, с самого начала стали эффективным инструментом российской внешней политики в регионе. В 1863 году состоялся первый заокеанский поход кораблей флота. Эскадра под командованием контр-адмирала Попова отправилась из Владивостока в Сан-Франциско. Одновременно с эскадрой Попова в Нью-Йорк направилась балтийская эскадра контр-адмирала Лесовского. Прибытие русских кораблей в Северную Америку стало серьёзным свидетельством поддержки Россией северных штатов в ходе Гражданской войны в США. Русские корабли фактически предотвратили вмешательство в конфликт Англии, чем во многом обеспечили победу севера.

Для увеличения корабельного состава, который к концу XIX века был невелик, и в связи с обострением русско-японских противоречий, в 1898 году была принята специальная судостроительная программа «для нужд Дальнего Востока». Однако, она реализовывалась очень медленно.

Серьёзной вехой в истории ТОФ стало завершение строительства Транссибирской магистрали в 1903 году. Транссиб существенно улучшил технические возможности флота и качественно расширил потенциал его усиления.

Военно-морские силы России на Дальнем Востоке состояли к началу 1904 года из 1-ой Тихоокеанской эскадры и Сибирской военной флотилии, базировавшихся в Порт-Артуре, который был взят в аренду у Китая в 1898 году на 25 лет, где и была учреждена главная база Тихоокеанского флота.

Война 1904-1905 годов стала одним из самых серьёзных испытаний для флота за всю его историю. Тогда флот был прославлен бессмертными подвигами крейсера «Варяг», эсминца «Стерегущий» и броненосца «Адмирал Ушаков».

В день разрыва дипломатических отношений с Россией 6 февраля 1904 года японский флот получил приказ о начале военных действий и вышел в море к Порт-Артуру для атаки русской эскадры. Практически сразу, в результате внезапной минной атаки, были частично выведены из строя 3 боевых корабля, два из которых — «Ретвизан» и «Цесаревич», — являлись самыми сильными кораблями в эскадре (впрочем, в скором времени, отремонтированные).

В неравном бою с японским флотом также потерпел поражение крейсер «Варяг», дальнейший осмотр корабля показал, что исправить повреждения уже невозможно. Учтя все это, командир крейсера В. Ф. Руднев принял единственно правильное решение, единодушно одобренное советом офицеров, — взорвать корабль. Несмотря на героизм и самоотверженность русских моряков, основные силы русского флота на Тихом океане во время русско-японской войны погибли.

Бессмертные подвиги совершили воины-сибиряки и при защите Порт-Артура, выдержав его многомесячную осаду, и в многочисленных морских сражениях на кораблях. В феврале 1904 года миноносец «Стерегущий» вёл неравный бой с четырьмя японскими миноносцами, к которым затем подошли ещё два крейсера. Почти все члены экипажа русского корабля погибли, артиллерия была выведена из строя, миноносец лишился хода. Когда японцы попытались взять корабль на буксир, трюмный машинист В.Н.Новиков, призванный на флот из Сибирского военного округа (Томская губерния), потопил свой корабль, чтобы он не достался врагу. Герой был удостоен за этот подвиг Знака отличия военного ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4- степени.

Во время Революции 1905—1907 годов моряки-тихоокеанцы активно участвовали в революционном движении, в вооружённых восстаниях во Владивостоке.

К 1914 году в состав Сибирской флотилии входили крейсера «Аскольд» и «Жемчуг», канонерская лодка «Манчжур», 8 эскадренных миноносцев, 17 миноносцев и 13 подводных лодок.

Во время Октябрьской революции 1917 года матросы Сибирской и Амурской военных флотилий боролись за установление Советской власти на Дальнем Востоке и против белогвардейцев и интервентов.

После Гражданской войны флот получает новый импульс в своём развитии. В 1922 году были созданы Морские силы Дальнего Востока в составе Владивостокского отряда кораблей и Амурской военной флотилии. В 1923 году во Владивостоке были отремонтированы и введены в строй миноносцы «Бравый», «Твердый», «Точный», канонерская лодка «Красный Октябрь», переоборудованная из портового ледокола «Надежный» и несколько вспомогательных судов. В 1926 году Морские силы Дальнего Востока были расформированы. Владивостокский отряд кораблей был передан Морской пограничной охране Дальнего Востока, а Амурская военная флотилия стала отдельным объединением. Вновь Морские силы Дальнего Востока были созданы в апреле 1932 года. В этом же году вступил в строй дивизион торпедных катеров и прибыли 8 подводных лодок.

11 января 1935 Морские силы Дальнего Востока были переименованы в Тихоокеанский флот (ТОФ). Флот получил 26 малых подводных лодок, создавались морская авиация, береговая оборона. В 1937 году было открыто Тихоокеанское военно-морское училище. В августе 1939 года в составе флота была сформирована Северная Тихоокеанская военная флотилия с главной базой в Советской Гавани. Задачей флотилии являлась оборона побережья и морских коммуникаций в районах Татарского пролива и Охотского моря.

В 30-е годы силы Тихоокеанского флота принимали участие в локальных конфликтах - авиация флота вела воздушные бои с японскими самолетами во время боев у озера Хасан и на реке Халхин-Гол.

Дальневосточный морской театр военных действий, являющийся частью Тихоокеанского театра, включал северо-западную часть Японского, южную часть Охотского морей и Татарский пролив. Наиболее характерная особенность этого театра - большая протяженность морской границы (от побережья Кореи до мыса Лопатка около 1500 миль) и его расчлененность. Связь советского Приморья с полуостровом Камчатка возможна только по воздуху или через Татарский, Лаперуза, Сангарский и Курильские проливы, которые почти все находились в то время под контролем Японии. Под таким же контролем находились Корейский и Цусимский проливы, соединявшие Японское море с Желтым. В связи с этим, естественно, возникала трудность использования подводных лодок Тихоокеанского флота в Тихом океане. Вместе с тем большие глубины Японского моря благоприятствовали действиям подводных лодок в его пределах, но ограничивали возможность минных постановок, допуская их лишь в непосредственной близости к берегу и в проливах. Охватывающее положение японских островов по отношению к материковому побережью Японского моря облегчало развертывание японского флота и действие японской авиации против военно-морских баз и портов, находившихся на этом побережье.

К началу Великой Отечественной войны Тихоокеанский флот (командующий вице-армирал И.С. Юмашев, член Военного совета корпусной комиссар С.Е. Захаров, начальник штаба контр-адмирал В.Л. Богденко) имел в своем составе около 300 кораблей и катеров различных классов и типов, в том числе 2 лидера, 12 эскадренных миноносцев, 6 сторожевых кораблей, 91 подводную лодку, 30 тральщиков, 8 надводных минных заградителей и около 200 торпедных, сторожевых и других катеров. В состав Тихоокеанского флота входила Северная Тихоокеанская флотилия (командующий контр-адмирал М.И. Арапов, член Военного совета бригадный комиссар Г.Ф. Быстриков), имевшая в своем составе подводные лодки, сторожевые корабли, тральщики, торпедные и сторожевые катера. Военно-морские базы и ближние подходы к ним со стороны моря были прикрыты системой береговой обороны. Самолетный парк военно-воздушных сил Тихоокеанского флота насчитывал 764 самолета различных типов.

В течение всей войны нашей страны с Германией обстановка на Дальнем Востоке оставалась крайне напряженной. Япония неоднократно провоцировала военные инциденты. Японские самолеты с целью разведки то и дело вторгались в воздушное пространство нашей страны, а японские корабли - в наши территориальные воды, нарушали наше транспортное судоходство на Дальнем Востоке. Японцы часто без видимых причин задерживали в море советские суда, а в ряде случаев топили их. В 1941-1944 годах они задержали 178 судов и потопили 11 транспортов. В Гонконге 14 декабря 1941 г. был потоплен пароход "Кречет", в Целебесском море в районе Минданао (Филиппины) 20 декабря японская авиация нанесла непоправимые повреждения танкеру "Майкоп" и т.д.

В такой сложной обстановке главные задачи Тихоокеанского флота состояли в обороне побережья, защите своих путей сообщения на море, в нарушении морских коммуникаций противника (в случае нападения Японии), организации противодесантной обороны наших берегов. В этой связи Тихоокеанский флот в первые же дни войны с Германией выставил оборонительные минные заграждения на подходах к Владивостоку, Советской Гавани, Петропавловску-Камчатскому. Эти минные поля в сочетании с береговой и корабельной артиллерией должны были в основном обеспечить защиту наших берегов от десантов возможного противника и проникновения к нашим базам его кораблей. Основными задачами боевой подготовки личного состава флота, наряду, с освоением поступавшей на флот новой техники, являлись изучение и внедрение боевого опыта действующих флотов. Кроме этого, из США в дальневосточные порты СССР осуществлялась перевозка материалов и вооружения на советских транспортах, для чего зимой 1942-1943 г. почти два десятка судов были перебазированы с Севера на Тихий океан через Атлантику и Панамский канал. Перевозки этим маршрутом с 1943 г. возросли и составили почти половину всех грузов, поставленных союзниками.

В годы Великой Отечественной войны флот не только надежно оборонял восточные рубежи нашей Родины, но и оказывал большую помощь фронту. 153 тысячи военных моряков-тихоокеанцев, сражаясь плечом к плечу с моряками других флотов и воинами армии, громили врага под Москвой, Ленинградом и на Волге, участвовали в боях при обороне Одессы и Крыма, на Кавказе и в Заполярье, проявили мужество и героизм в боях с милитаристской Японией летом - осенью 1945 года. Их можно было встретить на кораблях и в частях Северного, Балтийского и Черноморского флотов, на озерных и речных флотилиях.

В 250-дневной обороне Севастополя раскрыл свое военное мастерство 30-летний генерал-майор авиации Н. Остряков. В апреле 1939 г. Н. Остряков прибыл на Тихоокеанский флот командиром авиачасти, а затем был назначен заместителем командующего ВВС ТОФ. В конце 1941 г. - в один из самых тяжелых моментов в обороне Севастополя - Н. Остряков назначается командующим ВВС Черноморского флота. За 5 месяцев боевых действий летчики-черноморцы уничтожили 354 самолета противника. Сам генерал не раз лично водил летчиков на выполнение заданий, участвовал в воздушных боях, находился на самых опасных участках. 20 апреля 1942 г. генерал-майор Остряков участвовал в своем последнем воздушном бою. 24 апреля 1942 г. при выполнении боевого задания он погиб, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. В битве на Волге героический подвиг совершил и моряк-тихоокеанец И.М. Каплунов. В горячем бою он из противотанкового ружья подбил три вражеских танка. А когда кончились патроны, стал бросать во вражеские машины гранаты. Моряка дважды ранили, но он продолжал неравный бой с немцами. В конечном счете Илья Каплунов погиб, но уничтожил девять танков врага.

В штурме рейхстага принимал участие тихоокеанец, командир стрелкового батальона капитан Самсонов К.Я. 21 апреля 1945 г. дивизия, в которую входил и батальон Самсонова, вместе с другими советскими частями вошла в предместье Берлина. Начался исторический штурм. Батальон дрался без отдыха днем и ночью и первым из своего соединения вышел к реке Шпрее. 30 апреля бойцы батальонов капитана Самсонова, капитана Неустроева и майора Давыдова первыми ворвались в рейхстаг. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1946 г. К.Я. Самсонову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Велика роль Тихоокеанского флота и Амурской флотилии в разгроме империалистической Японии и успешном завершении Второй мировой войны.

Еще в феврале 1945 г. на Ялтинской конференции руководителей трех держав: СССР, США и Великобритании - был предрешен вопрос о вступлении СССР в войну с Японией. При этом с советской стороны был определен срок начала действий - через три месяца после окончания войны с Германией. К августу 1945 г. армия, военно-морской флот и авиация Японии насчитывали свыше 7 млн. человек. К началу войны на Дальнем Востоке Советские Вооруженные Силы были увеличены за счет войск, освободившихся на советско-германском фронте. Организационно они были сведены в три фронта: Забайкальский, 2-й Дальневосточный, 1-й Дальневосточный. В состав Вооруженных Сил СССР на Дальнем Востоке входили также и морские силы: Тихоокеанский флот и Краснознаменная Амурская флотилия.

К августу 1945 г. Тихоокеанский флот имел 2 крейсера, 1 лидер, 12 эсминцев, 19 сторожевых кораблей, 78 подводных лодок, 10 минных заградителей, 52 тральщика, 49 охотников за подводными лодками, 204 торпедных катера. Он численно уступал японскому флоту, особенно по крупным надводным кораблям, военно-воздушные силы флота насчитывали 1549 боевых самолетов. В связи с большой удаленностью Дальневосточного театра военных действий решением Государственного Комитета Обороны все сухопутные и военно-морские силы, сосредоточенные против Японии, были объединены в единую организацию - вооруженные силы Дальнего Востока, главнокомандующим которыми был назначен Маршал Советского Союза А.М. Василевский, членом Военного совета генерал-полковник И.В. Шикин, начальником штаба генерал-полковник С.П. Иванов. Действия Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской флотилии координировал с действиями сухопутных войск Народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал флота Н.Г. Кузнецов, а действия авиации - главнокомандующий Военно-воздушными Силами главный маршал авиации А.А. Новиков.

Краснознаменная Амурская флотилия к началу военных действий имела в своем составе четыре бригады речных кораблей, отдельный дивизион кораблей, отдельные отряды бронекатеров и авиацию. Всего в строю находилось около 169 боевых кораблей различных классов, в том числе 8 мониторов (2 были в ремонте), 11 канонерских лодок, 52 бронекатера, 12 тральщиков и другие корабли. Авиация насчитывала более 70 самолетов. Почти весь личный состав флотилии был кадровым, имел хорошую подготовку и высокую боевую выучку. Краснознаменная Амурская флотилия по своей численности и вооружению значительно превосходила Сунгарийскую речную флотилию противника.

Тихоокеанскому флоту ставилась задача высадить десанты, которые должны были овладеть портами и базами Юки, Расин, Сейсин с выходом к портам центральной части Кореи. В результате разведывательных полетов в этих портах было обнаружено большое количество транспортов. Ночью 9 августа самолеты флота подвергли бомбардировке объекты противника в портах Юки и Расин. С рассветом группа самолетов Ил-2, сопровождаемая истребителями Як-9, совершила налеты на корабли противника. Всего в течение 9-10 августа авиация Тихоокеанского флота произвела 616 самолето-вылетов. Бомбардировочные и штурмовые действия нашей авиации сочетались с набеговыми действиями торпедных катеров. Поздно вечером 9 августа двумя группами: одна группа в составе четырех торпедных катеров под командованием капитана 3 ранга К.В. Казачинского атаковала транспорты в порту Расин, другая в составе пяти торпедных катеров под командованием капитан-лейтенанта М.Г. Малика пошла на Сейсин. В результате смелых действий экипажи катеров добились замечательных успехов: в Расине было потоплено четыре транспорта, в Сейсине повреждено семь транспортов.

Для высадки десанта в Юки были выделены два сторожевых корабля, тральщик, восемь торпедных катеров, два сторожевых катера, 75-й батальон 13-й бригады морской пехоты численностью 783 человека под командованием майора И.П. Маркина и 140-й разведывательный отряд (139 человек) под командованием Героя Советского Союза старшего лейтенанта В.Н. Леонова. Для поддержки и прикрытия десанта распоряжением командующего ВВС флота выделялась авиация. 12 августа в порту Юки были высажены основные силы десанта. Противник не оказал организованного сопротивления. Высадка десанта обеспечила быстрое продвижение сухопутных частей, которые, не задерживаясь в Юки, устремились на Расин.

Успешно высадившись в порту Расин и преодолев сопротивление противника на берегу, десантные части полностью овладели городом и портом. Однако продвинуться на юг по дороге, ведущей из Расина в Сейсин, они не смогли. Противник открыл сильный ружейно-пулеметный и артиллерийский огонь. Сопротивление оказывали арьергарды японских войск, отходивших под напором войск 1 -го Дальневосточного фронта от р. Тюмень-Ула через Юки и Расин на Сейсин. Японцы рассчитывали оторваться от преследования наших частей и закрепиться в Сейсинском укрепленном районе, а при необходимости эвакуироваться через Сейсинский порт. В ходе операции наши моряки проявили не только героизм, но и хорошую выучку и смекалку. Отряд старшего лейтенанта Леонова В.Н. в корейском порту Вонсан захватил в плен около трёх с половиной тысяч японских солдат и офицеров. А в порту Гензон, разведчики-леоновцы разоружили и взяли в плен около двух тысяч солдат и двухсот офицеров, захватив 3 артиллерийские батареи, 5 самолетов, несколько складов боеприпасов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года старший лейтенант Виктор Николаевич Леонов стал дважды Героем Советского Союза (первую "Золотую Звезду" Виктор Николаевич получил за проявленный героизм в Петсамо-Киркенесской наступательной операции).

Перед Тихоокеанским флотом встала задача овладеть важным узлом обороны - портом и городом Сейсин. В 7 часов 13 августа шесть торпедных катеров, имея на борту 180 человек, под общим командованием полковника А.З. Денисина вышли из бухты Новик и через шесть с половиной часов вошли в порт Сейсин. При входе в порт катера были обстреляны артиллерией противника. Они прикрылись дымовыми завесами и успешно, без потерь выполнили задачу. Высадившись, десант начал продвижение двумя группами. Обследовав порт, десантники сообщили на флагманский командный пункт обстановку, доложили, что они овладели портом и ведут бой за город Сейсин. Однако здесь отряд встретил сильное сопротивление. Развернулись ожесточенные бои, в ходе которых десантники, неся потери, были вынуждены перейти к обороне. Стремясь отрезать десантников от береговой черты, японцы за ночь предприняли до 15 атак. В помощь десантникам из состава экипажей кораблей был сформирован отряд из 25 человек под командованием капитана 3 ранга Г.В. Терновского для корректировки артиллерийского огня кораблей. В течение 14-15 августа артиллерийским огнем кораблей и бойцами отряда было уничтожено 11 дзотов, 19 огневых точек и около 100 солдат и офицеров противника.

В это время на флагманском командном пункте принимались срочные меры по оказанию эффективной помощи десантникам и решительному разгрому врага. Из Владивостока десант второго эшелона вышел рано утром 14 августа тремя отрядами, включавшими эскадренный миноносец, 6 сторожевых кораблей, 10 десантных судов, танко-десантный корабль, 3 тральщика и 4 больших охотника за подводными лодками. Командиром высадки был назначен капитан 1 ранга А.Ф. Студеничников, командиром десанта - генерал-майор В.П. Трушин. Десант должен был оказать помощь частям первого броска и первого эшелона, освободить Сейсин и обеспечить выполнение поставленной флоту задачи. В результате совместных действий десантных войск, авиации и кораблей ко второй половине дня 16 августа военно-морская база Сейсин была полностью очищена от противника, и к исходу дня части 1-го Дальневосточного фронта вошли в освобожденный город. Высадка морского десанта в Сейсин явилась первой крупной операцией Тихоокеанского флота в ходе войны с Японией. С падением Сейсина противник лишился последнего и наиболее крупного порта, связывавшего районы Северной Кореи с Японией.

В боях за Сейсин советские воины продемонстрировали массовый героизм и отвагу. Исключительное мужество проявила бесстрашная санитарка ефрейтор Мария Цуканова. Она вынесла с поля боя более 50 раненых десантников. Раненой она попала в плен и была зверски замучена. Озверевшие японцы выкололи ей глаза, а тело изрезали ножами. М.Н. Цукановой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Овладев Сейсином, моряки-тихоокеанцы вышли в тыл основным силам правофланговой группировки японских войск, перерезали их прибрежную линию сообщений с портами Юки и Расин. Захватив порт Сейсин, тихоокеанцы лишили противника основной базы эвакуации. Единственными базами, на которые могли теперь рассчитывать японцы, являлись Одецин (Этэтин) и Гёнзан (Вонсан). Поэтому было принято решение немедленно захватить их. 21 августа десант первого броска на торпедных катерах ворвался в порт Гёнзан. К 22 августа весь гарнизон Гёнзана капитулировал. Так были завершены действия Тихоокеанского флота по освобождению северо-восточного побережья Кореи от японских захватчиков.

Совместные действия Северной Тихоокеанской флотилии с войсками 2-го Дальневосточного фронта по освобождению Южного Сахалина развертывались так же успешно. 16 августа десантный отряд, в составе которого были сторожевые корабли, минные заградители, тральщики, торпедные и сторожевые катера (всего 30 вымпелов), высадил в порт Торо 365-й отдельный батальон морской пехоты и 2-й батальон 113-й стрелковой бригады. Высадку прикрывала и обеспечивала авиация флотилии (80 самолетов). Командиром высадки был назначен капитан 1 ранга А.И. Леонов, командиром десанта - полковник К.П. Тавхутдинов. Высаженный в Торо десант, преодолевая сопротивление японцев, в ночь на 17 августа подошел к вражескому оборонительному рубежу, который проходил по правобережной части г. Яма-Сигай в непосредственной близости от Торо. Утром после часовой артиллерийской подготовки десантники начали атаку города. Впереди шел взвод разведки морских пехотинцев. Дорогу им перекрыл дзот, из которого японцы вели сильный огонь. Командир взвода старший лейтенант Егоров и старший сержант Емельянов кинулись к дзоту и уничтожили его. В неравной схватке оба воина погибли смертью героев.

17 августа над городом был поднят советский флаг. В этот же день морские пехотинцы и части, наступавшие со стороны Торо, овладели портом и городом Эсутору. Высадка десанта в порт Маока протекала в крайне сложной метеорологической обстановке при сильном противодействии противника. 20 августа порт Маока был взят сводным батальоном моряков, 23 августа был занят населенный пункт Футомата, 24-го - Хонто, 25-го - Отомари. В порты Маока и Отомари были перебазированы силы из состава Северной Тихоокеанской флотилии в целях обеспечения действий по освобождению островов Курильской гряды.

Наиболее укрепленным островом Курильской гряды являлся Шумшу (Сюмусю), расположенный всего лишь в 6,5 мили от южной оконечности полуострова Камчатка. В юго-западной части острова находилась главная японская военно-морская база на Курильских островах Катаока. Здесь могли базироваться корабли, в том числе и легкие крейсера. Сильно укреплен был также о. Парамушир. Здесь были оборонительные сооружения инженерного типа и две военно-морские базы: Касивабара и Какумабэцу. Острова Шумшу и Парамушир обороняла пехотная дивизия. Военный совет Тихоокеанского флота приказал командиру Петропавловской военно-морской базы совместно с командующим Камчатским оборонительным районом высадить десант и к 25 августа овладеть северными островами Курильской гряды.

Рано утром 18 августа четыре десантных судна с передовым отрядом подошли к о. Шумшу и начали высадку десанта. Противник открыл сильный ружейно-пулеметный огонь. Командир высадки приказал кораблям отряда огневой поддержки подавить вражеские огневые точки. Корабли открыли огонь, но он был малоэффективен, так как высаженные корректировочные посты не сумели быстро установить связь с кораблями, и стрельба велась без корректировки. Вначале высадился передовой отряд, а к 20 часам и все десантные войска. Чтобы выгрузить артиллерию, танки и автомашины, под огнем противника пришлось строить причалы из различных подручных средств.

Отряд десанта начал стремительно продвигаться в двух направлениях: на укрепленные высоты 165 и 171 и в направлении мыса Котомари. Противник встретил десант сильным артиллерийским, минометным и пулеметным огнем из многочисленных дотов и дзотов, расположенных на замаскированных позициях. Подтянув до 20 танков, японцы перешли в контратаку и оттеснили десантников. Однако моряки при поддержке артиллерии с мыса Лопатка и огня кораблей уничтожили 15 танков. Противник понес большие потери и в живой силе и отошел на исходные позиции. Через два часа после отражения первой атаки враг, сосредоточив значительные силы пехоты и шесть танков, вновь начал контратаковать наш десант. Передовой отряд вынужден был отойти на склоны и перейти к обороне.

Утром 18 августа высадку начал второй эшелон десанта. Противник оказал сильное сопротивление. Момент тактической внезапности был утрачен. Японцы, оправившись после первого удара, открыли сильный огонь по кораблям и десантникам. В 16 часов к передовому отряду присоединились главные силы десанта, и он снова возобновил наступление на высоты. Бои были настолько ожесточенными, что высоты трижды переходили из рук в руки. Наконец после пятичасового упорного боя десантники овладели ими и прочно закрепились. Не менее ожесточенной была борьба в районе Котомари. К 9 часам 18 августа наш отряд овладел этим укрепленным пунктом, после чего соединился с основными силами. Активную поддержку в боях за Котомари и высоты оказала корабельная и береговая артиллерия, которая выпустила по противнику около 2 тыс. снарядов. 23 августа о. Шумшу был полностью занят нашими войсками, а в 6 часов 1 сентября советский десант, высаженный на о. Кунашир, завершил освобождение Курильских островов.

На правом берегу Амура против расположения войск 2-й армии находилась сильно развитая система обороны противника, опиравшаяся на ряд укрепленных районов с центрами в сахалинском, цикэйском и мачанском укрепленных секторах, которые располагались против Благовещенска. Для наступления 2-й Краснознаменной армии 2-го Дальневосточного фронта при широком разливе рек и полном бездорожье необходимо было овладеть плацдармом на правом берегу Амура и создать надежную переправу. В этих целях была проведена Сахалинская наступательная операция войсками 2-й Краснознаменной армии совместно с Краснознаменной Амурской флотилией.

Рано утром 9 августа канонерская лодка «Пролетарий», 2-й отряд бронекатеров и 3-й отряд катеров-тральщиков, приняв 1-й батальон 630-го стрелкового полка, начали движение к Фуюаню. Мониторы «Дальневосточный комсомолец», «Свердлов», 3-й отряд бронекатеров и 2-й отряд катеров-тральщиков в тот же день заняли огневые позиции у о. Маланкин для артиллерийского обеспечения высадки десанта. Вместе с воинами стрелкового батальона на берег высадились две группы моряков. Одной из них командовал старшина 1-й статьи Николай Голубков. Путь группе преградил вражеский дзот. Голубков сделал рывок и забросал дзот гранатами. Огневая точка была уничтожена, но и старшина был смертельно ранен. Указом Президиума Верховного Совета СССР Н.Н. Голубкову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В результате упорных боев укрепленный сектор Фуюань вскоре был взят нашими войсками. После ликвидации фуюаньского оборонительного рубежа корабли приняли в Покровском 3-й батальон 630-го полка и двинулись вверх по Амуру, чтобы овладеть вражескими опорными пунктами Циндели, Эту и Гайцзы. 10 августа, когда бригада подошла к Циндели и Эту, оба пункта уже были заняты нашими разведывательными отрядами (Гайцзы противник оставил сразу, как только корабли открыли по нему огонь). Таким образом, оборона японцев на правом берегу Амура была ликвидирована.

Утром 10 августа корабли бригады начали прорыв в устье Сунгари и через полтора часа подошли к пристани Тунцзян. Население вышло навстречу нашим кораблям с красными и белыми флагами. Через 40 минут в город вошли передовые части 361-й стрелковой дивизии. 3-я бригада речных кораблей в тот же день с частями 513-го стрелкового полка овладела г. Жаохэ. Внезапность атаки и сильный артиллерийский огонь деморализовали войска противника, который, не успев организовать оборону, беспорядочно отходил на Баоцин. Корабли 3-й бригады приступили к переправе войск из с. Васильевское в г. Жаохэ. Одновременно перевозились войска и в район Лонгаково. К утру 14 августа переправа 6-го стрелкового корпуса была закончена, и войска начали наступление в глубь Маньчжурии на Баоцин. После падения Тунцзяна противник отошел к г. Фуцзинь по дороге Тунцзян - Фуцзинь и вверх по р. Сунгари (Фуцзинь являлся важной армейской базой японских войск и базой Сунгарийской речной флотилии).

11 августа рано утром противник открыл огонь по бронекатерам, ворвавшимся на рейд Фуцзинь, из дотов и дзотов, расположенных на набережной правого берега Сунгари. Корабли, продолжая движение, вели ответный огонь. Все огневые точки в районе пристани были уничтожены, а часть дотов и дзотов, расположенных на набережной, подавлена. В это же время бронекатера прорвались к берегу и высадили роту штурмовиков, а монитор «Сун-Ят-Се» начал высадку батальона, который, несмотря на сильный огонь противника, закрепился и повел наступление в глубь города. В 9 часов в город с севера ворвалась танковая бригада, и он был быстро очищен от противника. Однако японцы прилагали все усилия, чтобы удержать укрепленный район. Используя железобетонные инженерные сооружения, доты и дзоты и пополнив личный состав за счет отошедшего из города гарнизона, они отбили первые атаки 345-го стрелкового полка и танковой бригады, а к исходу дня 11 августа перешли в контрнаступление, которое было отбито нашими войсками при интенсивной артиллерийской поддержке мониторов. К 13 августа части японских войск были окружены. После штурма укрепленный район и город Фуцзинь был взят. В тот же день корабли начали подготовку к захвату г. Цзямусы, который являлся крупным областным центром Маньчжурии, важным узлом железных и шоссейных дорог и служил операционной базой Сунгарийской речной флотилии противника. В овладении городом участвовали 1-я и 2-я бригады речных кораблей флотилии.

В 16 часов 17 августа к району Хунхэдао подошли основные силы 1-й бригады, вышедшие из Цзямусы. К этому времени дозорно-разведывательным отрядом было установлено, что японцы развернули оборону с намерением удержать этот участок берега. Командир 1-й бригады, оценив обстановку, решил после артиллерийской подготовки высадить десант и захватить район Хунхэдао. Это смелое решение было блестяще выполнено. В течение получаса все мониторы и бронекатера вели непрерывный огонь по батареям и живой силе противника. Большинство огневых точек было подавлено. К вечеру монитор «Ленин» под прикрытием огня мониторов и дымовой завесы с бронекатеров высадил батальон, который закрепился на берегу и повел наступление на Хунхэдао. Огневые точки противника были подавлены минометами. В полночь 17 августа сопротивление противника было сломлено (при этом он потерял 300 человек убитыми только в самом селении, было уничтожено 2 дзота, 21 огневая точка, 20 автомобилей и много другой техники).

Утром 18 августа командующий фронтом сообщил Военному совету Краснознаменной Амурской флотилии о капитуляции Квантунской армии, а через час на монитор «Дальневосточный комсомолец» явился начальник штаба 134-й японской пехотной дивизии и заявил о готовности своих войск сложить оружие. Командующий флотилией приказал командиру 632-го стрелкового полка приступить к разоружению и пленению войск противника. 19 августа начальник штаба Квантунской армии Хата Хикосабуро с сопровождающими его лицами явился к Маршалу Советского Союза А.М. Василевскому, находившемуся в штабе 1-го Дальневосточного фронта, и заявил о полной капитуляции Квантунской армии. С 16 часов 19 августа Квантунская армия прекратила боевые действия почти на всем фронте и начала стягиваться к пунктам, указанным советским командованием, для сдачи оружия.

В результате успешных боевых действий на Дальнем Востоке Советские Вооруженные Силы уничтожили маньчжурский плацдарм, создававшийся японцами в течение многих лет. Красная Армия и Военно-Морской Флот нанесли японским захватчикам сокрушительный удар. Они разгромили основную силу японского милитаризма - Квантунскую армию. В боях с японцами воины Красной Армии и Военно-Морского Флота широко использовали опыт победоносной борьбы с германским фашизмом и обогатили советское военное и военно-морское искусство новыми образцами решения оперативно-тактических задач. Четкое взаимодействие сухопутных войск и авиации с Тихоокеанским флотом и Краснознаменной Амурской флотилией, высадившими ряд морских и воздушных десантов, обеспечило окружение крупных группировок противника и их ликвидацию. Блестящая организация проведения наступательных операций с участием сухопутных войск, авиации и военно-морского флота в сложных условиях свидетельствовала о высоком развитии военного и военно-морского искусства наших воинов.

Тысячи матросов и офицеров Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской флотилии были награждены орденами и медалями Советского Союза. 52 моряка Тихоокеанского флота получили высокое звание Героя Советского Союза, среди них адмирал флота Н.Г. Кузнецов, адмирал И.С. Юмашев, контр-адмирал Н.В. Антонов, генерал-майор В.П. Трушин, капитан 1 ранга М.Г. Воронков, майор капитаны 3 ранга М.Г. Беспалов, В.Д. Корнер, Г.В. Терновский, капитан-лейтенант Л.Н. Балякин, и другие. 18 кораблям и частям флота было присвоено звание гвардейских, 16 кораблей и частей были награждены орденом Красного Знамени, 15 соединениям и частям присвоены почетные наименования, 6 подразделениям и кораблям флотилии было присвоено звание гвардейских.

В сентябре 1945 года Северная Тихоокеанская военная флотилия была расформирована. В январе 1947 года Тихоокеанский флот был разделён на два флота — 5-й ВМФ (главная база — Владивосток) и 7-й ВМФ (главная база — Советская Гавань). В апреле 1953 года эти флоты были вновь объединены в Тихоокеанский флот.

В 1961 году в состав Тихоокеанского флота вошла первая атомная ПЛ «К-45» под командованием капитана 2 ранга В. Г. Белашева. Имея на борту крылатые ракеты, лодка была способна их применить как по наземным, так и морским целям.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года за выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, стойкость и мужество, проявленные личным составом при защите Отечества и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне Тихоокеанский флот награждён Орденом Красного Знамени.

К началу 1970-х гг. на Тихом океане был создан новый океанский ракетно-ядерный флот, который успешно выполнил важнейшую задачу —стратегического сдерживания от развязывания широкомасштабной войны с применением как обычных, так и ядерных средств.

Легендарные крейсеры «Дмитрий Пожарский», «Адмирал Сенявин», «Адмирал Фокин», «Варяг», эскадренные миноносцы «Возбужденный», «Вдохновенный», большие противолодочные корабли «Василий Чапаев», «Адмирал Октябрьский», «Адмирал Трибуц» и многие другие в течение многих лет с честью выполняли задачи службы, побывали с визитами в различных странах мира. На боевом счету тихоокеанцев — очистка порта Читтагонг (Бангладеш) от затонувших кораблей и взрывоопасных предметов в 1972 году, боевое траление в Суэцком заливе (Египет) в 1974 году, охрана судоходства в Персидском заливе и Ормузском проливе. 7 февраля 1981 года в авиакатастрофе под Ленинградом погибло почти всё руководство флота, в том числе его руководитель адмирал Эмиль Спиридонов. После 1991 года Тихоокеанский Флот, как наиболее удаленный от оперативно-командных центров ВМФ, оказался в наихудшем положении среди флотов ВМФ РФ. В кратчайшие сроки из боевого состава были выведены наиболее боеспособные единицы: авианесущие крейсера проекта 1143 «Кречет» — «Минск» и «Новороссийск»; тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе»); большие десантные корабли океанской зоны проекта 1174 «Носорог»; все большие противолодочные корабли проекта 1134Б «Беркут»; 2/3 эсминцев УРО проекта 956 «Сарыч», все фрегаты УРО, а также атомное судно космической связи и управления «Урал».

6 мая 2010 года российские моряки с большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников» освободили танкер «Московский университет», захваченный сомалийскими пиратами 5 мая 2010 года в 240 милях от побережья Сомали. Однако БПК проекта 1155 изначально не предназначались для выполнения подобных, совершенно новых для российского флота, задач. Наиболее подходящими для борьбы с пиратством являются фрегаты УРО (сторожевые корабли), которые на КТОФ отсутствуют и в течение длительного времени для него не закладывались.

Сегодня Тихоокеанский флот служит обеспечению безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Он выполняет задачи, связанные с поддержанием в постоянной готовности морских стратегических ядерных сил, с защитой экономической зоны России, пресечением незаконной производства в территориальных водах страны, с обеспечением безопасности судоходства, а также с совершением официальных визитов, заходов в порты иностранных кораблей, проведением совместных учений и действий в составе миротворческих сил. Для выполнения этих задач в его состав входят современные атомные стратегические и многоцелевые субмарины, надводные корабли для ведения боевых действий в открытом океане и в прибрежной морской зоне, морская ракетоносная, противолодочная и истребительная авиация, морская пехота, береговые войска.

17 июня 2011 года в ходе Международного экономического форума в Санкт-Петербурге был подписан контракт на поставку России двух вертолетоносцев типа «Мистраль». Предполагается, что эти вертолетоносцы поступят на вооружение КТОФ, будут базироваться во Владивостоке и использоваться для обеспечения безопасности дальневосточного региона, в частности, Курильских островов.

В конце 2011 года было принято решение о базировании на ТОФ и второго вертолетоносца проекта — «Севастополь» — в связи с нецелесообразностью эксплуатации на Черном море такого крупного корабля (для ЧФ предназначаются заложенные на Балтийском заводе БДК проекта 1171.1 типа «Иван Грен»). Специально для двух кораблей начато производство корабельного варианта ударного вертолета Ка-52 «Аллигатор». 17 февраля 2012 года на Амурском судостроительном заводе заложен корвет УРО проекта 20380 «Громкий». В течение 2012 года также планируется передача флоту корвета УРО «Совершенный» того же проекта. На январь 2012 года в боевом составе Тихоокеанского флота находилось три ракетные подводные лодки стратегического назначения, 11 многоцелевых подводных лодок, из них 6 — атомные), 10 боевых надводных кораблей океанской и морской зоны и 30 кораблей ближней морской зоны.

Тихоокеанский флот является самым крупным оперативно-тактическим объединением ВМФ России и серьёзнейшим фактором стабильности, мира и безопасности восточных рубежей страны.

Источники:

  • Военная энциклопедия: В 8 томах / Председатель Главной редакционной комиссии Иванов С. Б. — М.: Воениздат, 2004. — Т. 8: Таджикский - Яшин. — 579 с.
  • Раздолгин А.А. На румбах морской славы / А.А.Раздолгин, М.А.Фатеев. – Ленинград: судостроение, 1988. – 384с.
  • 21 мая – День Тихоокеанского флота [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://topwar.ru/14588-21-maya-den-tihookeanskogo-flota.html 11.10.2012.
  • 21 мая – День Тихоокеанского флота [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://old.vladnews.ru/magazin.php?id=6&idnews=67339¤t_magazin=209 – 11.10.2012.
  • 21 мая – День Тихоокеанского флота [Электронный ресурс] – Режим доступа: Википедия - 11.10.2012.
  • 21 мая – День Тихоокеанского флота. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.calend.ru/holidays/0/0/47/ - 11.10.2012.
  • 21 мая – День Тихоокеанского флота. [Электронный ресурс] – Режим доступа: Allbest.ru. – 11.10.2012.
  • Тихоокеанский флот СССР в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.otvoyna.ru/tfsssr.htm - 30.10.2012

Другие события 21 мая