День Военно-Морского Флота – 28 июля

Последнее воскресенье июля – День Военно-морского флота

Праздник флота в России имеет большую историю. Считается, что первый праздничный военный парад состоялся в 1699 году перед Керченским походом судов из Таганрога. А в августе 1714 года после первой победы русского флота, когда был разгромлен у острова Гангут шведский отряд контр адмирала Нильса Эреншельда, на море были выстроены корабли, палящие из всех пушек.

Петр подписал указ: ежегодно 27 июля отмечать праздник флота торжественными богослужениями, морскими парадами и фейерверками. Тогда и зародилась традиция по случаю побед на море выстраивать корабли и палить из всех пушек.

В Советском Союзе с 1923 года проводилась «Неделя Красного Флота». В эти дни проходили многолюдные митинги и собрания, трудовые субботники, сборы денежных средств на нужды флота. 22 июня 1939 года по инициативе выдающегося советского флотоводца, Героя Советского Союза, адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б), в котором говорилось: «В целях мобилизации широких масс трудящихся вокруг вопросов строительства Рабоче крестьянского Военно морского Флота Союза ССР и стоящих перед ним задач установить День Военно морского Флота Союза ССР». Впервые День ВМФ отмечался 24 июля 1939 г.

Согласно Указу Президента РФ № 549 от 31 мая 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных силах РФ» установлен как памятный день Вооружённых сил РФ. Это дань чести и славы военным морякам всех поколений, их матерям и жёнам, их близким, выдержавшим боль разлуки и тоску ожиданий. День ВМФ — это память России о морской славе.

Ежегодно в День ВМФ проводятся парады, торжественные собрания и выступления. Но ярче всего празднование проходит в морских городах. Корабли флота выстраиваются на воде, происходят показательные маневры, военнослужащие в парадной форме маршируют по главным улицам города. Традиционно к этому праздник приурочены поздравления военнослужащих, награждения медалями, грамотами и подарками. Праздник завершается фейерверком. День Военно морского флота отмечается в России в последнее воскресенье июля. Праздник имеет неофициальное название День Нептуна.

Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII XVIII веков главным препятствием для экономического и социального развития русского государства.

Ещё в древней Руси нашим предкам приходилось героически отстаивать свою независимость от византийских рабовладельцев, диких орд восточных кочевников, шведских и немецких захватчиков. Русские люди использовали в этой борьбе сухопутные рати и флот. Морские ладьи, челны и струги выходили навстречу штормам и дальним дорогам.

В XIII веке нашу страну, порабощённую татаро–монгольским нашествием и отрезанную от Чёрного моря, шведские, датские и немецкие феодалы оттеснили и от берегов Балтийского моря. Около трёхсот лет мореходство на Руси не развивалось.

С XVIII века у Военно-морского флота складывается поистине героическая биография, славные морские и боевые традиции. Он по праву является предметом гордости и любви граждан России. Его история — это упорный ратный труд, великие открытия и достижения, подвиги, совершенные во славу Отечества. При активном участии многих поколений военных моряков в суровые годы испытаний наша страна отстаивала свое право на независимость, суверенитет и процветание.

Первое регулярное формирование отечественного Военно морского флота Азовский флот. Он был создан Петром I для борьбы с Турцией за выход в Черное море. Первая крупная победа России за выход к морю одержана 19 июля 1669г., когда была взята турецкая крепость Азак (Азов). 30 октября 1696 г. Боярская Дума по представлению царя Петра I приняла постановление «Морским судам быть ...», что стало первым законом о флоте и официальным признанием его основания.

На многочисленных верфях, разбросанных по всей территории России, строились корабли Российского флота самых разных классов. К весне 1700 г. на воду было спущено 40 парусных и 113 гребных судов. Азовский флот постоянно пополнялся. Успешно решив южную проблему, Петр I поставил перед собой задачу: во что бы то ни стало добиться выхода на побережье Балтийского моря. Началась длительная Северная война со шведами (1700-1721 гг.).

Интенсивное строительство Балтийского флота должно было не допустить господства на море Швеции и обеспечить успех гребного флота. Противник, прекрасно осознавая, что именно сможет подорвать мощь русской армии, решил нанести свой решающий удар по Архангельску — городу, где располагались верфи, на которых строились военные корабли. Но замысел неприятеля был прекрасно известен Петру I. Он распорядился установить по береговой линии батареи, возвести укрепления, усилить гарнизон и контролировать иностранные суда, курсирующие в Белом море. В устье Северной Двины построили Новодвинскую крепость. 24 июня 1701 г. шведская эскадра из семи судов под командованием вице-адмирала Шеблада, ничего не ведая о недавно сооруженном укреплении русских, подошла к устью Северной Двины. Бой длился 13 часов. Оставшимся в живых шведам с трудом удалось уйти в море на одном галиоте. Очередная крупная победа молодого российского флота была триумфальной.

Именно тогда зародились знаменитые петровские заповеди: «Врагов не считают — их бьют», «Флага перед неприятелем не спускают ни при каких обстоятельствах», «Драться до последнего, а в крайний момент корабль уничтожить» и др. Они легли в основу боевых традиций легендарного русского флота.

Морское сражение, произошедшее 26-27 июля 1714 г. у полуострова Гангуг (ныне Ханко), занимает особое место среди морских баталий петровской поры. В ходе битвы русским солдатам удалось захватить 6 галер и 3 шхербота противника. В мае 1719 г. у острова Эзель эскадра Петра I взяла на абордаж 3 шведских судна. Сам император назвал эзельскую победу «добрым почином Российского флота».

В 1720 г. у острова Гренгам отряд русского гребного флота, которым командовал генерал М. М. Голицын, разбил шведскую эскадру, состоящую из линейного корабля, 4 фрегатов, 3 галер и 6 малых судов. В результате наш флот закрепился в районе Аландского архипелага и в дальнейшем успешно вел отсюда военные действия против неприятеля.

Шведы, понеся крупные потери в войне, оказались даже не в состоянии защищать собственные территории от русского десанта. В 1721 г. они подписали с Россией Ништадтский мир. Северная война закончилась. В результате Российское государство стало великой морской державой. Военно-морские офицеры в те времена происходили только из дворян. Матросами были рекруты из простонародья. Срок службы во флоте являлся пожизненным. Молодые офицеры проходили обучение в школе математических и навигационных наук. Эта школа была основана в 1701 году в Москве. В 1720 году был выпущен очень важный для всех моряков документ - морской устав, который был основан на опыте зарубежных стран.

За период своего царствования Петр успел сделать для государства Российского очень многое, однако в списке его заслуг перед Отечеством есть титул, который бы он сам оценил более всего, - «отец русского флота».

Благодаря Петру Великому Россия вошла в число сильнейших морских держав.

22 декабря 1717 г. по указу Петра I для управления флотом была сформирована Адмиралтейств коллегия. 20 сентября 1802 г. образовано Министерство морских сил, впоследствии переименованное в Морское министерство (просуществовало до 1917 года). Органы боевого (оперативного) управления силами ВМФ появились после русско японской войны с созданием 7 апреля 1906г. Морского генерального штаба. Современная система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой Отечественной войны. 15 января 1938 г. постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб. В состав ВМФ вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО.

Русский флот воспитал немало талантливых флагманов, показавших множество примеров искусного ведения боёв и сражений на основе разработанной ими оригинальной морской тактики. В 1-й половине XVIII века русские моряки сделали много важных географических открытий. В 1740 году В.Беринг и А.Чириков основали Петропавловск-Камчатский, в 1741 году открыли пролив и достигли западного побережья Северной Америки. В дальнейшем значительные географические открытия, кругосветные путешествия совершили замечательные русские мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен, В.М. Головнин, М.П. Лазарев, Е.В. Путятин.

Во 2-й половине XVIII — начале XIX века Российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей вышел на 3-е место в мире, постоянно совершенствовалась тактика боевых действий на море. Это позволило русским морякам одержать ряд блестящих побед. В историю военно-морского флота России яркими страницами вошли жизнь и подвиги адмиралов Г.А. Спиридова, Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявина, Г.И. Бутакова, В.И. Истомина, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова.

До Первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период Второй мировой войны эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенные годы отечественный Военно морской флот вышел на океанские просторы, стал атомным, ракетоносным, высокомобильным, способным решать любые задачи по защите российского государства.

Военные моряки в Советском Союзе пользовались особым почетом и уважением. Служба моряков-подводников, морских десантников и других воинов, полем боя которых является море, требует особой подготовки, особого состояния души, особого призвания. Не случайно в течение многих десятилетий срочная служба на флоте занимала целых три года, в то время как в других родах войск она была на целый год короче.

Тридцатые предвоенные годы вошли в историю как годы небывалого развития физкультуры, спорта, оборонно-массовой работы. Мальчишки буквально бредили небом и бескрайними морскими просторами. И хотя в Сибири не было выхода к морям и океанам, активная «военно-морская работа» проводилась и здесь: выручали реки. Летом молодежь активно организовывала шлюпочные походы. Ничего не стоило, например, «рвануть» из Новосибирска в Карское море на парусно-весельном баркасе.

В Новосибирской области с 1932 по 1940 годы было организовано и проведено 63 краевых и областных шлюпочных походов, в которых участвовало до 520 человек, и 110 шлюпочных походов, в которых приняли участие команды из 33 городов и населенных пунктов области.

А в 1939 году VIII пленум ЦК ВЛКСМ принял решение установить шефство всего комсомола над созданием большого морского и океанского флотов СССР. Новосибирск оказался в числе городов, активно поставляющих лучших комсомольцев на Тихоокеанский флот. В 1939 году туда было направлено только нашим городом и областью 458 человек.

29 апреля 1939 народным комиссаром ВМФ СССР был назначен 34-летний Николай Герасимович Кузнецов – он стал самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности. Опыт войны с Финляндией подтвердил правильность принимаемых наркомом мер по повышению боевой готовности. Получая выговоры и нарываясь на недовольство Сталина, Кузнецов все предвоенные годы продолжал готовить флот к войне. В предвоенные годы темпы оснащения Военно-Морского Флота постоянно нарастали. Только за 11 месяцев 1940 года было спущено на воду 100 миноносцев, подводных лодок, тральщиков, торпедных катеров, отличавшихся высокими боевыми качествами. Около 270 кораблей всех классов строилось в самом конце 1940 года. По боевым и эксплуатационным качествам построенные отечественные надводные корабли были на уровне аналогичных кораблей иностранных флотов. Они обладали достаточными скоростями, надлежащей защитой, высокой живучестью и непотопляемостью. На вооружении крейсеров и эсминцев состояли надежные дальнобойные артиллерийские системы 180-мм и 130-мм калибров. Создавались новые военно-морские базы, дополнительно осваивались районы на Балтийском, Северном и Черном морях. Всего накануне войны в строю флота было около 600 боевых кораблей, в том числе 3 линкора, 7 крейсеров, 49 эсминцев, 241 подводная лодка, 279 торпедных катеров, свыше 1000 орудий береговой обороны, более 2500 самолетов. В целом же накануне войны советский Военно-Морской Флот производил внушительное впечатление и достойно встретил противника.

Северный флот имел 8 эсминцев, 2 торпедных катера, 7 сторожевых кораблей, 15 охотников за подводными лодками и 15 подводных лодок. Береговая оборона находилась в стадии строительства. В ее составе было всего 70 орудий калибром от 45 до 180 мм. Противовоздушная оборона включала несколько зенитных дивизионов.

Балтийский и Черноморский флоты насчитывали по 200 кораблей различных классов и более чем по 600 самолетов, в числе которых были новые истребители МИГ–3 и торпедоносцы. Эти флоты располагали развитой сетью баз и аэродромов. В составе береговой обороны каждого флота было: 424 орудия крупного (до 305 мм) и среднего калибров, зенитные дивизионы, а также железнодорожная артиллерия.

Тихоокеанский флот имел самое большое из всех флотов число подводных лодок (91), торпедных катеров (135) и самолетов (1183). Однако здесь, как и на Северном морском театре, наиболее крупными кораблями были эскадренные миноносцы. Два крейсера находились в постройке.

Кроме флотов, в составе ВМФ СССР имелись пять речных и озерных флотилий.

В 1940-1941 гг. была разработана и введена в действие система оперативных готовностей флотов и флотилий, целесообразность которой оправдалась в начале Великой Отечественной войны. Начался 1941 год, и первый приказ, вышедший из Наркомата ВМФ, требовал открывать огонь зенитных батарей при появлении иностранных самолетов над нашими базами. На Севере и Балтике их вовсю облетали немецкие самолеты-разведчики. В марте немецких разведчиков обстреляли над Лиепаей, Либавой и Полярным. За бдительность при охране границы нарком получил... выговор.

До начала войны оставались часы. В три часа ночи фашистская авиация совершила налеты на главную базу в Севастополе и на Измаил с целью заблокировать ЧФ, сбросила на входной фарватер базы и в Северной бухте электромагнитные мины. Ее встретил огонь зенитной артиллерии и кораблей Дунайской флотилии. Воздушным атакам подверглись также Лиепайская и Рижская военно-морские базы. Магнитные мины были сброшены с самолетов в районе Кронштадта. Бомбили и главную базу Северного флота – Полярный. Тогда, в три часа ночи 22 июня, доложив в Кремль о налете на Севастополь, адмирал Кузнецов, не дожидаясь указаний сверху, приказал всем флотам: «Немедленно начать постановку минных заграждений по плану прикрытия».

Вышедшие в море тральщики прикрыли минным кольцом наши базы, поставили минные банки на путях германских конвоев. Нападение фашистской Германии не застало ВМФ врасплох, он противопоставил внезапности нападения высокую степень боевой готовности. 22 июня 1941 года мы не потеряли ни одного корабля, ни одного самолета авиации ВМФ. Все налеты на базы флота были отражены огнем корабельной и береговой артиллерии. А в августе 1941-года, когда наши войска с тяжелыми боями отступали на всех фронтах, самолеты дальней морской авиации летали на бомбежку Берлина.

В оперативной и тактической подготовке Военно-Морского Флота были и некоторые недостатки. Так, например, наблюдалось повышенное внимание к отработке боя в море за счет подготовки к совместным действиям с армией; отсюда относительно мало внимания уделялось артиллерийским стрельбам по береговым целям. Совершенно недостаточно велась подготовка к противолодочной и несколько упрощенно – к противоминной обороне. По предвоенным планам на флот возлагались задачи обороны своего побережья от нападения противника с моря и отражения высадки десантов, борьба на морских коммуникациях и уничтожение сил противника в море и военно-морских базах и портах. Основными объектами уничтожения считались крупные надводные корабли, против которых предполагалось действовать силами надводных кораблей, подводных лодок, авиации, а на минно-артиллерийских позициях еще и с использованием мин и артиллерии. То есть все было нацелено на борьбу с противником на морском направлении. Однако война уже в первые дни внесла свои коррективы в эти планы. Гитлеровское командование настолько уповало на свою военную мощь, что предполагало справиться с Советским флотом силами сухопутных войск и авиации, в кратчайшие сроки захватив наши военно-морские базы. Об этом прямо говорилось в плане «Барбаросса».

Таким образом, главным противником нашего флота с началом войны стал не морской, а воздушный и сухопутный. За годы войны до 85% боезапаса корабельной артиллерии было израсходовано по береговым целям и до 40% самолето-вылетов морской авиации было произведено для нанесения ударов по сухопутным войскам. Главным в боевой деятельности флота стало содействие приморскому флангу сухопутных войск в обороне и наступлении. Вторая по значимости группа задач – нарушение морских коммуникаций противника, защита своих коммуникаций, уничтожение сил противника в море, нанесение ударов по объектам на его побережье и территории. Решая эти задачи, Военно-Морской Флот провел 88 операций, из них 23 раза привлекался к участию в армейских и фронтовых операциях. Судьба Второй мировой и Великой Отечественной войн решалась на сухопутном фронте, поэтому планы флота и его действия подчинялись зачастую интересам группировок сухопутных войск на приморских направлениях. В годы войны Военно-Морской Флот направил на сухопутные фронты свыше 400 тыс. человек. Сформированные из моряков подразделения отличались высокими боевыми качествами и использовались там, где были необходимы или особая стойкость в обороне, или наступательный порыв.

Вместе с тем в течение всей войны в стратегическом использовании Военно-Морского Флота продолжали сохранять важное значение морские коммуникации, озерные и речные пути сообщений, а следовательно, и задачи борьбы с противником на них и обеспечения их безопасности.

Содействие ВМФ СССР на Северном, Балтийском и Черноморском морских театрах флангу оборонявшихся приморских группировок войск Советской Армии в первый период войны выражалось в систематической и эпизодической артиллерийской поддержке приморских флангов сухопутных войск, высадке морских десантов, отражении десантов противника, наконец, в широком использовании флотской авиации для поддержки сухопутных войск. Авиация Северного флота, несмотря на свою малочисленность, совершила для выполнения такой задачи около 2500 самолето-вылетов, авиация Краснознаменного Балтийского флота – около 25000 самолето-вылетов, а авиация Черноморского флота – свыше 20000 самолето-вылетов.

В первый период войны возникла необходимость упорной обороны флотом совместно с войсками Советской Армии военно-морских баз: Мурманска, Либавы (Лиепая), Таллина, Ханко, островов Моонзундского архипелага, Одессы, Севастополя, Новороссийска и Туапсе. Упорно обороняя свои базы, Военно-Морской Флот тем самым способствовал замедлению продвижения противника на приморском направлении, что имело стратегическое значение, так как непосредственно влияло на срыв планов немецко-фашистского командования.

Крупную стратегическую роль сыграл Краснознаменный Балтийский флот в обороне Ленинграда. Действиям Северного флота на морских коммуникациях противника у северного побережья Норвегии в 1941 г. в наибольшей степени мешал ограниченный состав сил, но все же удары североморцев в этом районе ощутимо сказывались на подвозе подкреплений и снабжении немецко-фашистской армии «Норвегия», сковывали тем самым ее активность.

Оборона Одессы в течение более двух месяцев сдерживала крупные силы румынской армии, а оборона Севастополя свыше восьми месяцев сковывала значительную группировку немецко-фашистских войск в Крыму, не дав использовать ее в весеннем наступлении на юге в 1942 г. Силы Черноморского флота в очень большой степени способствовали успеху оборонительных действий Советской Армии на Северном Кавказе.

Силы Черноморского флота, действовавшие на дальних вражеских коммуникациях – между портами западного побережья, значительно усложнили противнику организацию перевозок, увеличили напряжение его сил, обеспечивавших движение транспортов. В 1942 г. корабли Черноморского флота срывали доставку снабжения и пополнения приморской группировке врага по прибрежным коммуникациям (Севастополь – Феодосия – Керчь – порты Азовского моря). Совместно с Северо-Кавказским фронтом Черноморский флот в начале второго периода войны участвовал в наступательной операции, высадив морской десант в районах Южной Озерейки и Станички. Овладение плацдармом в районе Станички лишило гитлеровцев возможности использовать Новороссийский порт и создало благоприятные условия для изгнания врага из Новороссийска.

В сентябре 1943 г. войска Северо-Кавказского фронта и Черноморский флот провели Новороссийско-Таманскую операцию. Во взаимодействии с войсками 18-й армии флот осуществил Новороссийскую десантную операцию, которая завершилась освобождением Новороссийска. В дальнейшем Черноморский флот и Азовская военная флотилия содействовали войскам Северо-Кавказского фронта в полном освобождении Таманского полуострова. В результате Керченско-Эльтигенской десантной операции, проведенной совместно войсками фронта и флотом, в конце второго периода был захвачен плацдарм на Керченском полуострове.

Морские коммуникации имели для противника весьма важное значение на всех театрах военных действий, особенно на Балтийском и Северном. В течение почти всей войны противник осуществлял перевозки как стратегического сырья, так и воинских грузов. Поэтому нарушение морских коммуникаций противника было одной из основных задач, решаемых флотами непрерывно с первый дней войны, с использованием разнородных сил. Действия на морских коммуникациях противника показали, что при применении только одного рода сил флота полный разгром конвоя маловероятен. Необходима организация совместных действий разнородных сил во взаимодействии их между собой. В ходе войны в основу способов действий сил при этом были положены последовательные и одновременные удары по одному и тому же конвою подводными лодками, авиацией и торпедными катерами.

Действия советского флота по нарушению морских коммуникаций противника оказали серьезное влияние на ход вооруженной борьбы на приморских направлениях советско-германского фронта. Они лишали противника возможности значительно пополнять группировки своих войск, в ряде случаев срывали сроки ведения наступательных действий и ограничивали оборонительные возможности этих группировок. Например, потопление одного среднего танкера срывало заправку топливом 1,5 тыс. бомбардировщиков или 5 тыс. истребителей противника. Основными родами сил флота в нарушении морских коммуникаций противника в ходе войны, были авиация и подводные лодки, действия которых дополнялись другими родами сил флота. Значительную роль сыграло минное оружие из-за того, что коммуникации противника носили преимущественно прибрежный характер. Несмотря на ограниченное количество мин, поставленных нашими флотами, потери транспортов противника на них оказались выше, чем от надводных кораблей и береговой артиллерии, вместе взятых. С 1943 г. в борьбе на морских коммуникациях противника ведущее место стала занимать авиация. Это было обусловлено количественным ростом и качественным улучшением самолётов, освобождением морской авиации от действий на сухопутных направлениях, накоплением боевого опыта и завоеванием господства в воздухе. Методы применения авиации в ходе войны непрерывно развивались.

Советский ВМФ в действиях на морских коммуникациях противника добился значительных результатов: противник потерял 676 транспортов, что составляет более 35% общей вместимости торгового флота Германии к началу Второй мировой войны. Наибольших успехов из всех родов сил флота добилась авиация: ею потоплено 371 транспорт (более 50% торгового тоннажа); подводные лодки потопили 157 транспортов (около 30% тоннажа); от подрыва на минах противник потерял 110 транспортов (около 16% тоннажа); надводные корабли потопили 24 транспорта (около 3%). Максимальное привлечение сил флота для содействия сухопутным войскам на всех театрах в начале войны привело к тому, что в первые годы войны на коммуникациях противника могли использоваться только подводные лодки.

Ход боевых действий на протяжении Великой Отечественной войны показал, что Военно-Морской Флот СССР справился со всем комплексом своих задач. Он успешно содействовал войскам Советской Армии в проведении операций на приморских направлениях и осуществлял самостоятельные операции и систематические боевые действия по нарушению морских коммуникаций противника и защите своих коммуникаций. Достаточно сказать, что в течение войны советский флот обеспечил перевозку по морским, озерным и речным коммуникациям 9,8 млн. человек (войск и гражданского населения), более 94 млн. т воинских и народнохозяйственных грузов и уничтожил свыше 1600 боевых кораблей и судов противника.

Среди тактических приёмов, использовавшихся для защиты коммуникаций в годы Второй мировой войны, важнейшее место по праву принадлежит системе конвоев. Сведение торговых судов в отряды с целью организации их эффективной защиты военными кораблями практиковалась, ещё со времён великих географических открытий, но в войнах XX века система конвоев стала фактически безальтернативным способом, позволявшим обеспечить противокорабельную, противолодочную и противовоздушную оборону судов. На протяжении всей войны защита морских коммуникаций являлась главной задачей британских ВМС, ВМС США, действовавших в Атлантике, и советского Северного флота. Из 800 торгово-транспортных судов, участвовавших в 42 шедших к нам и 37 уходивших от нас северных конвоях, наши западные союзники потеряли примерно 90. Ими также были потеряны 2 крейсера, 16 эскортных кораблей, подводная лодка. В морской пучине нашли свое последнее пристанище около 5600 моряков-союзников. СССР потерял здесь более 30 тыс. советских людей, 2 эсминца, 20 подводных лодок, 9 транспортов, большое количество самолетов.

Самоотверженно сражались моряки в годы войны, и Родина воздала им по заслугам. Многие соединения, части и корабли стали гвардейскими, краснознаменными, орденоносными, многим присвоены почетные наименования освобожденных ими городов. Более 350 тыс. моряков награждены орденами и медалями, около 600 человек стали Героями Советского Союза, а семеро – разведчик-североморец В.Н. Леонов, морские летчики А.Е. Мазуренко, В.И. Раков, Б.Ф. Сафонов, Н.Г. Степанян, Н.В. Челноков и катерник А.О. Шабалин удостоены этого звания дважды. Высокое искусство в руководстве флотами и флотилиями показали видные военачальники адмиралы Н.Г. Кузнецов, И.С. Исаков, А.Г. Головко, В.Ф. Трибуц, Ф.С. Октябрьский, И.С. Юмашев, Л.А. Владимирский, С.Г. Горшков, Г.Н. Холостяков, В.С. Чероков, маршал авиации С.Ф. Жаворонков и другие.

В годы Великой Отечественной войны связь между сибиряками и моряками укрепилась еще больше. Трудящиеся шефствовали над боевыми кораблями и частями Военно-морского флота. Новосибирцы были шефами Северного флота. Нашими подопечными являлись: летчики-североморцы, 12-я Краснознаменная бригада морской пехоты и подводная лодка.

В рамках шефства предполагалось обмениваться делегациями и подарками. Так, 25 июня 1943 года Новосибирский обком комсомола направил на флот 125 девушек-добровольцев. В том же году воины-североморцы и трудящиеся Новосибирской области обменялись своими делегациями трижды. Регулярно отправлялись вагоны с подарками. В гости друг к другу ездили и творческие коллективы. На Северном флоте побывала концертная бригада новосибирского завода N 179. А перед самой победой в Новосибирск приезжал ансамбль песни и пляски Северного флота. В программе были известные фронтовые песни «Плещут холодные волны», «Прощайте, скалистые горы», пляски, акробатические номера.

С 1943 года двусторонние контакты между жителями сибирского региона и моряками-североморцами уже не прекращались. В Новосибирскую область не раз командировались делегации с Северного флота. Так, например, в октябре 1943 года прибыла делегация в составе 4-х человек во главе с капитаном Рюминым. В январе 1944 года из Новосибирска был направлен коллектив филиала театра Пушкина «для обслуживания Северного морского флота». А Северный флот отправил в Новосибирск Ансамбль краснофлотской песни и пляски. Областным комитетом ВКП(б) ансамблю были подарены музыкальные костюмы для выступлений и переданы посылки для моряков.

В послевоенные годы отечественный Военно-Морской Флот вышел на океанские просторы, стал атомным, ракетоносным, высокомобильным, способным решать любые задачи по защите российского государства. Наибольший боевой потенциал ВМФ СССР имел в середине 1980-х гг. С распадом Советского Союза роль Военно-морского флота не изменилась, хотя изменились условия и сам флот. Военно-Морской Флот России столкнулся с рядом проблем: были утрачены важнейшие элементы базирования флота на Черном, Балтийском и Каспийском морях. За пределами России остались крупнейшие судостроительные предприятия. Значительно сократился корабельный состав, а также темп строительства боевых кораблей.

Но роль флота продолжает возрастать, ибо в современных условиях военная угроза перемещается с континентальных на морские направления, о чем свидетельствует международная практика решения различных проблем с помощью военного давления или применения вооруженной силы.

В состав Военно морского флота РФ входят Рода сил ВМФ: Надводные силы, Подводные силы, Морская пехота, Авиация ВМФ, Береговые войска; четыре оперативно-стратегических объединения: Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты, а также Каспийская флотилия.

  • Северный флот (СФ): Главная база флота - Североморск, Беломорская военно морская база расположена в Северодвинске. Основу современного Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли.
  • Тихоокеанский флот (ТОФ): Военно морская база – Владивосток. В составе флота – ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морская ракетоносная, противолодочная и истребительная авиация, части береговых войск.
  • Балтийский флот: Основные пункты базирования – Балтийск (Калининградская область) и Кронштадт (Ленинградская область). В своем составе имеет дивизию надводных кораблей, бригаду дизельных подводных лодок, соединения вспомогательных, учебных и поисково спасательных судов, ВВС флота, береговые войска, части тылового, технического и специального обеспечения.
  • Черноморский флот (ЧФ): Главная база – Севастополь. Черноморский флот имеет в своем составе дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск.
  • Каспийская флотилия: Главная база – Астрахань. В своем составе имеет соединения надводных кораблей, вспомогательных и поисково спасательных судов, авиацию, береговые войска, части тылового, технического и специального обеспечения.

Сегодня Военно-морской флот (ВМФ), являясь видом Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначен для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

Героика ратного труда моряков, их мужество наиболее ярко и зримо проявляются в длительных плаваниях, дальних океанских походах. Зачем идёт в дальний поход моряк? «Чтобы сделаться хорошим моряком, - так говорил ещё адмирал С.О.Макаров, - надо подолгу оставаться в море и приобрести привычку быть между небом и землёй». Немало неожиданностей подстерегает в океане моряка. Здесь есть место и подвигу, и товарищеской взаимовыручке.

За последнее время на качественно новый уровень поднялась международная деятельность нашего надводного флота, активизировалось сотрудничество с флотами зарубежных государств. Корабли ВМФ приняли участие в ряде международных учений. Представители командования ВМС многих стран неоднократно отмечали высокий профессионализм и отличную морскую выучку командиров и экипажей наших кораблей.

В ходе международных военно-морских учений надводный флот России стал более активно участвовать в отработке совместно с иностранными ВМС широкого спектра новых для себя задач, в первую очередь, антитеррористической, миротворческой и гуманитарной направленности. В рамках развития международного военного сотрудничества корабли и суда ВМФ в ходе решения задач дальних походов за последние годы выполнили немало официальных и деловых заходов в порты иностранных государств. Например, «Неустрашимый» стал первой российской боевой единицей, осуществлявшей охрану торговых судов и операции против морских разбойников в Индийском океане и Аденском заливе как в одиночном режиме, так и в координации с кораблями других стран. Ему на смену пришли другие боевые единицы нашего флота.

Некоторое время назад в состав флота вошел корвет «Стерегущий». Этот корабль, построенный на предприятии ОАО «Северная верфь», был разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» и воплотил в себе достижения современной кораблестроительной науки. В системе корабля применены новейшие, разработанные на российских предприятиях, интегрированные информационные системы. Многоцелевой корабль морской зоны предназначен для борьбы с надводными кораблями, подводными лодками, обеспечения ПВО, а также для артиллерийской поддержки высадки и действий морского десанта.

Водоизмещение корвета – около 2.000 т, общая длина – 105 метров, максимальная скорость – 27 узлов. Дальность автономного плавания (на скорости 14 узлов) – 4.000 морских миль. Создание корабля дало мощный толчок к возрождению российской промышленности в части развития высоких технологий. В проект внедрен 21 патент и выдано 14 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ. Были использованы новейшие решения по уменьшению физических полей корабля. В частности, удалось значительно снизить радиолокационную заметность корабля за счет применения в качестве материала надстройки трудногорючих стеклопластиков со свойствами радиопоглощения, а также за счет архитектурной компоновки корпуса и надстройки.

Пополняется надводный флот и другими новыми боевыми единицами. Совсем недавно, например, в состав ВМФ вошел сторожевой корабль «Ярослав Мудрый». Именно этот корабль был представлен на проходившем в Санкт-Петербурге Международном военно-морском салоне. Построивший этот корабль завод «Янтарь» - активный участник многих международных выставок в области военно-технического сотрудничества. Это единственный российский судостроительный завод, расположенный в юго-восточной части Балтийского региона вблизи крупнейших индустриальных центров Европы. «Ярослав Мудрый» является уже вторым представителем одного из проектов многоцелевых кораблей. Новый СКР имеет несколько отличий от первенца проекта - СКР «Неустрашимый», что стоит на вооружении Балтийского флота. Так, на системе газовыхлопа кормовых дизель-генераторов установлены маслоуловители, которые предотвращают загрязнение забортной воды. Внесены технические новшества в системы управления, в том числе и ударным оружием. Кроме того, на «Ярославе Мудром» установлены современные образцы тактического оружия.

1 февраля 2012 года на ОАО «Северная верфь» в Санкт-Петербурге состоялась официальная церемония закладки боевого корабля для ВМФ России — третьего в серии фрегата проекта 22350 «Адмирал Головко». В церемонии приняли участие главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий, командующие флотами и объединениями флота, представители ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», губернатор Санкт-Петербурга Григорий Полтавченко. Закладка была произведена в соответствии с подписанным в 2011 году Министерством обороны России контрактом с «Северной верфью» на строительство для ВМФ России к 2020 году четырех фрегатов проекта 22350. Благодаря своей многоцелевой направленности корабли проекта 22350 послужат заменой сразу целому ряду БПК и СКР, придадут новое направление развитию российского ВМФ.

19 апреля 2012 года на территории судостроительного завода «Алмаз» состоялась выкатка второго серийного корабля проекта 22460 «Жемчуг» из эллинга.

20 апреля состоялся спуск корабля на воду. Операция прошла успешно, корабль был ошвартован у причальной стенки завода, где будет производиться его дальнейшая достройка.

Сторожевой корабль проекта 22460 «Рубин» предназначен для охраны государственной границы, территориальных вод, континентального шельфа, для проведения аварийно-спасательных работ, а также для осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Наряду с охраной границы задачами кораблей такого класса все чаще называют борьбу с терроризмом и морским пиратством.

Одна из основных особенностей «Рубина» — наличие на борту взлетно-посадочной площадки для легкого вертолета, для которого может быть оборудован ангар-убежище. Еще одна важная особенность корабля — наличие в его кормовой части наклонного слипа, на котором может быть установлен быстроходный жестко-надувной катер, предназначенный, например, для быстрой доставки досмотровой партии на судно-нарушитель.

Поисковый вертолет и 2 катера на борту серьезно расширяют возможности этого относительно небольшого корабля. Учитывая трудные природные условия России и, принимая во внимание, что корабли данного типа предназначены для службы в разных регионах, от полуострова Камчатка до Каспийского моря, корабль спроектирован так, что может работать в битом льду толщиной до 20 сантиметров.

Вооружение корабля — одна 30-мм автоматическая шестиствольная артиллерийская установка АК-630 и два 12,7-мм пулемета «Корд». Учитывая особенности службы кораблей, большое внимание при проектировании было уделено их ходовым и маневренным качествам - плавание в шхерных районах, в условиях ограниченной видимости и при значительном волнении. Ходовые испытания показали хорошие мореходные качества корабля.

На корабле установлены одни из лучших в своем классе главные двигатели фирмы МТ1. Их использование, а также оптимальная форма корпуса корабля позволили «Рубину» длительно поддерживать высокую скорость хода — около 25 узлов на волнении до 4,5 баллов. При этом главная энергетическая установка корабля показала себя настолько хорошо, что не вызывает сомнения тот факт, что указанную скорость хода «Рубин» мог бы поддерживать и на несколько большем волнении. Весьма важным достоинством корабля является высокий класс автоматизации.

На «Рубине» созданы отличные бытовые условия для экипажа. Весь экипаж размещается в комфортабельных блок-каютах. Они оборудованы современной эргономичной мебелью, имеют индивидуальные санузлы с душевыми кабинами, и оснащены системой кондиционирования воздуха.

В соответствии с государственной программой вооружения в 2013 года Каспийская флотилия (КФл) пополнится 5-ю боевыми надводными кораблями и катерами, а также 2-мя судами вспомогательного флота. В состав флотилии войдут:

два новых малых ракетных корабля «Углич» и «Град Свияжск». Назначение кораблей этого проекта — охрана и защита экономической зоны государства. На всех кораблях установлено новейшее ракетное вооружение — универсальный ракетный комплекс большой дальности «Калибр-НК».

Но самая современная техника останется лишь куском металла без людей, способных её эксплуатировать – грамотных, подготовленных, дисциплинированных и преданных своему делу людей – офицеров, мичманов, матросов, гражданских специалистов.

Офицеров Военно-морского флота готовят:

  • Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова (г. С.-Петербург, Ушаковская наб., 17/1)
  • Военно-морской инженерный институт (г. С.-Петербург, Пушкин-4)
  • Военно-морской институт радиоэлектроники им. А.С.Попова (г. С.-Петербург, Петродворец, 4)
  • Морской корпус Петра Великого – Санкт-Петербургский военно-морской институт (г. С.-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, 17)
  • Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О.Макарова (г. Владивосток, Камский пер., 6)
  • Балтийский военно-морской институт им. адмирала Ф.Ф.Ушакова (г. Калининград, Советский просп., 82)

Источники:

  • Новости ВПК. // Наука и техника. – 2012. -№7 – С.60.
  • Военно-морской флот [Электронный ресурс] – Режим доступа:
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E2%E8%E0%F6%E8%FF_%C2%EE%E5%ED%ED%EE-%CC%EE%F0%F1%EA 12.10.2012.
  • ВМФ России: в 2013 году [Электронный ресурс] – Режим доступа:
  • http://www.arms-expo.ru/049051124051048049049056.html - 10.04.2013.
  • ВМФ СССР в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://otvoyna.ru/vmfsssr.htm – 10.04.2013.
  • День Военно-морского флота РФ. Справка [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20110731/408989903.html – 05.04.2013.
  • 30 октября – День моряка-надводника [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://flot.com/news/other/surfacefleetday09.htm - 27.12. 2012
  • День Военно-морского флота России [Электронный ресурс] – Режим доступа:
  • http://www.calend.ru/holidays/0/0/150/ - 05.04.2013.