Дмитриев день – 8 ноября

Дмитриев день (Большие Осенины, Дмитрий Солоунский) — по народному календарю символизировал окончательный приход осени. Особенно почитается суббота, предшествующая Дмитриеву дню или выпадающая на него, когда справляют поминки-тризны по усопшим предкам. В церковной традиции — это день памяти святого Димитрия Солунского, отмечаемый православными 26 октября (8 ноября).

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: великомученика Димитрия Солунского, великое и страшное трясение (землетрясение) бывшее в Царьграде, мученика Луппа, преподобного Афанасия Мидикийского, преподобного Феофила Печерского, архиепископа Новгородского, преподобного Димитрия Басарбовского, Болгарского.

Дмитрию Солоунскому возносят молитвы об оказании помощи на поле брани, а также о даровании мужества и терпения. об исцелении болезни глаз, о прозрении ослепших.

Славянские обряды

У восточных славян Дмитриев день отмечал завершение осеннего брачного сезона, так как только до этого дня (в преддверии рождественского поста и последующих праздников) можно было засылать сватов.

Гальковский Н. М. упоминает об осенней коляде в октябре: «тогда крестьяне дают хлеб зерном» колядовщикам[1]. Можно предположить, что это происходило накануне Дмитриева дня, как пограничного между летней и зимней половиной года.

Дмитриев день считался началом полугодия, называемого у сербов «митровско» (дмитриевское) и продолжающегося до Юрьева дня 23 апреля (6 мая), который открывал второе, джурджевско (юрьевское), полугодие. Пограничный характер праздника отразился в поверье, согласно которому в ночь на Дмитриев день (как и на Юрьев день) ведьмы сбрасывают с неба луну, превращают её в корову и доят.

Дмитриев день был началом зимы, отсюда пословицы: «В Дмитриев день зима лезет на плетень»; «Пришёл к нам святой Дмитрий на белом коне». В Болгарии говорят: «Святой Димитр приносит зиму, а святой Георгий — лето». В одной народной сказке оба святых — близнецы-братья. За святым Дмитрием — старшинство. Он ездит верхом на огненном коне и является властелином зимы. По болгарскому поверью, в Дмитриев день «дядо Димитър» тряс своей белой бородой и из неё сыпался первый снег.

В некоторых горных районах центральной части Болгарии этот день называют «полезником» — так называют гостя, который первым перешагнул порог дома. Если он человек добрый и зажиточный, то и будущий год уродится богатым.

У южных славян Дмитриев день считался основной хозяйственной границей года, отделяющей летнюю его часть от зимней. День, следующий за Дмитриевым днем, назывался во многих местах разпус. Тогда заканчивались сроки долговых обязательств и хозяйственных договоров, наниматели расплачивались за полгода работы со слугами, овчарами, пастухами, после чего заключались новые договоры на следующую половину года. В Македонии в Дмитриев день в селе устанавливали новый деревянный календарь, на котором обозначали размеры долгов, а также имена должников и заимодавцев. Дмитриев день обозначал также завершение скотоводческого года, начинающегося в день св. Георгия, а сами святые Юрий и Димитрий считались покровителями скота. В связи с этим овчары, чабаны и пастухи устраивали празднества в корчме, которые длились несколько дней, кололи курбан, посещали «сборы» в соседних селах.

По древней традиции, суббота перед этим праздником посвящается поминовению родителей. День поминовения установлен Дмитрием Донским по воинам, павшим на Куликовом поле. «Живы родители — почитай, умерли — поминай».

Следующий за Дмитриевом днем день св. Нестора у болгар и сербов принадлежал к «мышиным» праздникам. В Лесковачкой Мораве в сам Дмитриев день совершалось ритуальное изгнание мышей. У сербов Косова Поля 27 октября (9 ноября) , в день, называемый «слугой святого Димитрия», запрещалось открывать сундуки, чтобы у змей не раскрывались пасти. В некоторых регионах Дмитриев день связывался с волчьей темой. У восточных славян считалось, что с Дмитриева дня до весеннего Юрьева дня «волки распущены» и потому нападают на скот. К Дмитриеву дню приурочены запреты шить, кроить полотно, прясть, ткать, чесать шерсть, работать со скотом, чтобы избежать нападения волков на овчаров и на стадо.

Поговорки и приметы

Покойнички на Русь Дмитриев день ведут; покойнички ведут, живых блюдут. В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит (ярославск.). «До Дмитра дівка хитра, а після Михайла — хоч за попихала» (укр.). «До Дмитрa девка хитра, а после Дмитрa ещё хитрее (вышед замуж)», «Да Дзiмiтра баба хiтра, па Дзiмiтры — мужчыны хiтры» (белорус.).

Если на Дмитрия оттеплеет, то и всей матушке-зиме быть с теплинами. Коли Дмитриев день по снегу, то и Пасха по снегу, а Дмитриев день по голу (без снега) — и Святая по тому. Дмитрий на снегу — весна поздняя. Дмитриев день по голу — Святая тёплая.