Никита Водопол – 16 апреля

Никита Водопол — день народного календаря у восточных славян, приуроченный ко дню памяти св. прп. Никиты 3 (16) апреля.

Другие названия праздника

Пробуждение Водяного, Угощение водяного, Водопол, Ледокол, Праздник рыболовов, Никита-водопол, Никита вешний, Никита-исповедник, Агафья и Никита.

Обряды дня

Праздник связан с кормлением, задабриванием водяного, который проснулся 1 апреля (по ст. стилю), в день Марии Египетской. Дожидаясь в течение трёх дней угощения, Водяной ломает лёд и мучит рыбу. В качестве подношения водяному отдавали часть первого улова, крошки хлеба, остатки вина, щепоть табаку и т. п. В некоторых случаях водяному приносили в жертву лошадь, купленную в складчину. Если водяной будет доволен жертвами, то он даст рыбакам хороший улов, не будет мешать им и будет спасать их от бури и потопления.

Водяной

Водяной — дух, воплощение разрушительной, враждебной человеку стихии воды в виде мифического хозяина конкретного водоёма. В представлении белорусов водяной имел вид старого среднего роста с длинным бородой, гладкой лоснящейся кожей и перепонками между пальцами на ногах, что символизировало его связь с водной стихией. В застойных озёрах мог представлять горбатого и бородатого старика с ногами и хвостом, как у коровы.

Будучи агрессивным по отношению к людям, водяной мог «забирать» тех, кто купается (особенно в полдень и в полночь, на Купалу или Илью - периоды наибольшей активности водяного), топить лодки, ломать водяные мельницы. Однако водяной мог быть и благодарным человеку, если тот, например, вбросил его с суши в воду и тем самым спас ему жизнь. Тогда водяной всячески способствовал во всех делах, связанных с водой, особенно в рыбалке. Чтобы заручиться поддержкой водяного в рыбацком деле, нужно было заключить с ним союз: бросить нательный крестик в воду и отречься от родни, платой водяному служила душа. Особенно его услугами пользовались мельники, которые в качестве жертвы бросали возле водяной мельницы живую курицу, забрасывали под первый лёд сало или свиной окорок.

Оберегом от водяного считались пепел, свист, а также хлеб из муки, смолотой на Купалу: съев его, человек не мог утонуть. Однако, говорили, за обиду, нанесенную водяному человеком, мог отомстить «сухопутный бес».

Женами водяных являются девушки-самоубийцы, или русалки, которые рождают «водянёнков». Накануне Крещения водяной вынужден просить или воровать у людей сани, чтобы вывезти и тем самым спасти «водянёнков» от смерти в крещёной воде.

Каждый водоём имел своего водяного, мощь которого зависела от размеров и опасности реки или озера. В том случае, если водоемы искусственно связывали, водяные погибали.

Поговорки и приметы

Не пройдёт на Никиту-исповедника лёд — весь весенний лов на нет сойдёт.