100 лет со дня рождения Грицюка Николая Демьяновича – 10 февраля

Творческие поиски новосибирского художника Николая Демьяновича Грицюка выходят за границы пространства сибирского искусства. Это связано с тем, что основные коллизии его биографии и логика формирования его художественного языка в значительной степени были обусловлены характером общих социокультурных процессов позднесоветского периода. Однако при очевидной обусловленности временем Грицюк демонстрирует и особое, выпадающее из контекста эпохи, мировидение, воплотившееся в неповторимой авторской манере, во множестве выразительных приёмов, в живом отклике на современные ему события и явления. Поэтому, вероятно, его творчество остаётся актуальным и сегодня: и зрители, и художники, погружённые в визуальный мир акварелиста, вступают с ним в безмолвный продуктивный диалог.

В юные годы Николай Грицюк был участником Великой Отечественной войны. Это предопределило его дальнейшую судьбу как человека, принадлежащего к особому социокультурному сообществу – фронтовому поколению, для которого характерны бескомпромиссность, принципиальность, романтические ожидания и в то же время чувство разочарования и растерянности, вызванное несогласием с противоречивыми событиями и явлениями послевоенного времени. Прошедший «армейские университеты» фронтовик в 1946–1951 гг. учился на художественном факультете Московского текстильного института, в учебной программе которого сохранялись установки авангардного искусства 1920–1930-х гг. Благодаря опосредованному влиянию художественного метода А. В. Куприна и наставлениям преподавателя В. В. Почиталова, пластические ценности и устремления, открытые авангардистами в начале XX в., проявились в полной мере в зрелом творчестве Н. Д. Грицюка.

В начале 1950-х гг., после окончания учёбы и кратковременного пребывания в Ленинграде, Грицюк возвращается в Новосибирск, чтобы начать работу по созданию журнала мод в местном Доме моделей. В годы хрущёвской оттепели он окончательно убеждается в том, что смыслом его жизни является изобразительное искусство, и в 1955 г. вступает в Союз художников СССР.

В конце 1950-х – начале 1960-х гг. Грицюк создает акварельные серии с образами Новосибирска и Москвы. В его ранних произведениях одновременно проявляются черты романтического импрессионизма и зарождающегося «сурового стиля». Для многих документальных образов новосибирской серии характерны наивность и оптимизм, в них отражается интерес художника к повседневности и городскому быту, а суровая правда проявляется в осмыслении мотива каменских домиков, в экспрессионистическом образе которых обнаруживается противоречивость последствий урбанизационных и индустриальных процессов, охвативших Новосибирск в то время.

В начале 1960-х гг. Грицюк погружается в творческое исследование ландшафтов Переславля-Залесского, Прокопьевска, Ленинграда и других городов, в духе авангардной живописи переосмысляет и трансформирует запечатлённые ранее московские и новосибирские мотивы. Некогда скованный нормативными сюжетами и конфликтами образ города освобождается от соцреалистических установок и обогащается индивидуальными переживаниями художника. Возникают праздничные, карнавальные образы узорчатой Москвы, а улицы Ленинграда уто