22 ноября 1941 года – по «Дороге Жизни» на льду Ладожского Озера стали ходить первые машины.
Сама «Дорога» начала работать еще в сентябре, но водным транспортом. В ноябре встали твёрдые льды и смогли пройти машины. Водителям этого пути установлены многочисленные памятники, и они заслужили бы орденов и медалей. Под постоянным обстрелом и бомбами самолетов противника ехать по абсолютно гладкой белой поверхности, без укрытия, где даже повреждение льда рядом грозит гибелью – требует высочайшего мужества и самоотверженности.
«Дорога Жизни» работала до конца 1943 года, когда блокада была частично прорвана и проложена железная «Дорога Победы». За это время было доставлено почти 1500000 тонн грузов в осажденный город, вывезено 13000000 жителей, раненых солдат и офицеров. Доставлены пополнения и свежие силы.
Это была тщательно подготовленная и разработанная операция. Изучались даже свойства льда и явление резонанса, когда движение разных машин с разной скоростью приводило к «волне» во льду и его разрушению. И эта тщательность была проявлена во время экстремальных условий войны. Значит, о жизни людей заботились не на шутку.