Покров день (Покров, Покрова) — день народного календаря у восточных славян, отмечаемый 1 (14) октября. Связан с началом осенних традиций, вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона — первый по настоящему осенний праздник. На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ и серьёзной подготовкой к зиме.
В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов, хотя точного названия праздника не сохранилось. Примерно с этих дней топили в избах: начинали работать пряхи и ткачихи. В Заонежье с Покрова до Николы морозного отсчитывалось зазимье.
Другие названия
Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая (белорус.), Засидки, Обсичане, «День зустрічі зими» (укр.), День Романа Сладкопевца, Праздник урожая (старообр.), «Покровица» (серб.), Покровa Богородицы, Покровa, Покров-Батюшка.
В церковном календаре
Главный праздник этого дня в Русской православной церкви — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Есть предположение, что в основу праздника положено предание о явлении Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году, когда византийская империя вела войну с сарацинами или, по другим источникам, с русами, и Константинополю угрожала опасность (правда как раз в Константинопольской церкви этого праздника нет). В честь праздника совершается всенощное бдение.
Также Русская православная церковь почитает в этот день: Апостола Анании; преподобнаго Романа Сладкопевца; преподобного Савву Вишерского; священномученика Алексия (Ставровского); священномученика Михаила (Вологодского); священномученика Александра (Агафонникова); священномученика Георгия (Архангельского); священномученика Николая (Кулигина); мученника Иоанна (Артемова); преподобномученика Фёдора (Абросимова); мученника Домнина Солунского; священномученика Михаила Зовийского; хитон Господень и столп животворящий; Храм свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, в Люблине; Псково-Покровскую икону Божий Матери; Касперовскую икону Пресвятой Богородицы; Гербовецкую икону Пресвятой Богородицы; Барскую икону Пресвятой Богородицы.
Раньше девушки, желающие поскорее выйти замуж, в этот день рано утром в церкви ставили свечу и приговаривали: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком». Сейчас Пресвятой Богородице молятся о замужестве. Роману Сладкопевцу молятся о просвещении разума, научении духовной грамоте и о помощи в трудном учении; перед Касперовской иконой Божией Матери молятся при расслаблении, припадках, сумасшествии; перед Барской иконой Божией Матери молятся при бедах, невзгодах, а также о возвращении пленных.
Русские традиции
В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов, хотя точного названия праздника не сохранилось. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьёзной подготовкой к зиме. Примерно с этих дней начинали топить в избах: начинали работать пряхи и ткачихи. В Заонежье с Покрова до Николы зимнего отсчитывалось зазимье.
В этот день Домовой спать укладывается и в связи с этим, был связан ритуал «Запекания углов». Протапливали избу, Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные «блинцы» — блины небольшого размера, а первый блин делили на 4 части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.
С Покрова, — говорят в народе, — перестают бродить и колобродить по лесам лесные хозяева, лешие. При расставанье со своею полной волею, они ломают немало деревьев, вырывают с корнями кусты, разгоняют зверье по норам, а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны зелёной, растопляющей своим теплом снега-льды. В канун Покрова целый день воют они, стараясь перекричать ветер; и ни мужик, и ни баба, ни ребята малые не подойдут в этот день к лесу — из боязни, чтобы лесной хозяин не натешился над ними напоследок. «Леший — не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!» – говорят порой в деревне.
Накануне самого праздника девушки рядились в поношенную одежду — костюмы стариков и старух, а на сам праздник наряжались «по-хорошему», ходят по родным, в гости. Девушек вознаграждают куриными яйцами. [Земцовский И.И.]
В этот день девушки просят Ладу-Богородицу о замужестве: «Покров пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком! Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком! Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает». У девушек существует поверье: кто раньше поставит в этот день свечку, тот раньше и замуж выйдет, поэтому они встают утром рано и бегут в церковь ставить свечку празднику.
Начинаются регулярные девичьи посиделки: «Зазимье пришло — засидки привело».
Накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигают в овине свои старые соломенные постели. Этим охраняются молодухи от «призора недоброго глаза». Старухи сжигают в это же самое время изношенные за лето лапти, думая исполнением этого «прибавить себе ходу на зиму». Ребятишек обливают перед Покровом водою сквозь решето, на пороге хаты. Это делается в предохранение от зимней простуды.
Русские люди, празднуя дни, посвящаемые Богоматери, ожидали от Неё помощи как от «заступницы усердной» перед Богом. Когда праздновался Покров, то, в народных представлениях, Богородица печалилась не только о девушках, но скорбела за весь крестьянский род. Об этом повествует бытовавшее ещё в начале века в нижегородско-самарском Поволжье сказание о том, что каждый год в назимние октябрьские дни — «от Покрова до Казанской» — ходит по земле Мать Пресвятая Богородица с собором святых праведников. Ходят святые угодники по крестьянским нивам, заботливо проверяя, весь ли урожай «сдвинулся» с полей в закрома. Ведь по народному счету времени Покров и Казанская — это и сезонные вехи: Покров — зазимки, Казанская — это уже первозимье, начало санного пути.
В народном осмыслении церковный праздник Покров Богородицы предстаёт далеко оторванным от христианской легенды. Народ создаёт свою легенду о страдающей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны пророком Ильёй. Пожалевшая людей Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.
На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров — предвестник снежной и холодной зимы.
Поговорки и приметы
Покров — не лето, а Сретенье — не зима. Покров — не лето, а Благовещенье — не зима. На Покров первое зазимье. В Покров до обеда осень, после обеда — зима. «Зіма закрывае лета, а Бог пячатае зямлю пасля Пакрова, і да вясны ніхто не можа знайсці скарбаў» (белорус.). «На Пакрoвы дай сена карове» (белорус.). «До Покрови давали молоко корови, а по Покрові пішло молоко в роги корові» (укр.). Кто сеет на Покрoве — не будет иметь, что дать корове (белорус.). Пречистая мать (Благовест) засевает, а Покров собирает. Порова покрывает землю листом или снегом. «На Покрова, як месяц молодый, то буде зима молода [мягкая], а як месяц полный, то буде снега полно» (белорус.). «Як на Покроў молодзик стане — зима лёгка будзе. Як у старом — силна зима» (полесье). «На Покрову прикриваюцца ўси гадости [гады] — ужы и ўси» (полесье). Батюшка Покров, покрой наш дом теплом, а живущих в нём — добром!
Выпадение снега на этот день считают счастливым предзнаменованием для обручённых. Если снег выпадает на Покров — счастье молодым. Придёт Покров, девке голову покроет (замужние женщины на людях ходят только с покрытой головой). На праздник Покрова девицы, желающие выйти замуж, обращаются с мольбою о том к Пятнице: «Матушка Пятница Параскева, покрой меня (или: пошли женишка) поскорея!». «Мать-Покров! покрой землю снежком, меня молоду платком (или: женишком)». «Свята Пакрова, пакрый зямельку лісточкам, а галоўку — вяночкам» (белорус.). Не покрыл Покров, не покроет и Рождество. Корову выбирают по рогам, человека — по родам. Если сваты обошли стороной хату, то говорили: «Приходит Покрoва — ревёт девка как корова» (белорус.). На Покров свадьба крепка. Если на Покров ветрено, будет большой спрос на невест. Если выпадет снег, то это предвещает много свадеб. Весело Покров проведёшь — женишка найдёшь. Покров — конец хороводам, начало посиделкам.
Между Покрова и Родительской субботы зима не становится. Коли белка в Покров чиста (вылиняла) — зима будет хороша. На Покров улетают последние журавли, если раньше улетят — быть холодной зиме. Отлет журавлей до Покрова — на раннюю и холодную зиму. Захвати тепла до Покрова (утепли, вычини избу). Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров! Батюшка Покров не натопит хату без дров. Ветер с севера, с востока — быть зиме суровой, дует с юга — на снега, на тёплую зиму; переменный — и ей быть переменной. По Покрову и зима. На Покров последний сбор плодов. Последний сбор груздей и рыжиков.