В СССР началось выполнение первого пятилетнего плана (1928) – 2 октября

1928 - В СССР началось выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны.

Пятилетние планы стали символом нового хозяйственного устройства в мире – социалистического. Символом страны, для которой нет ничего невозможного. Перефразируя Сталина, «если есть задача, решение которой не противоречит законам природы – она будет решена. В этом и есть Советская власть». Первые пятилетки превратили СССР в ведущую промышленную и научную державу мира. Был совершен беспримерный трудовой и управленческий подвиг. Миллионы людей самоотверженноhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0 - cite_note-Rogovin-6, почти вручную, строили сотни заводов, электростанций, прокладывали железные дороги, метро. Часто приходилось работать в три смены. В 1930 году было развёрнуто строительство до полутора тысяч объектов, из которых пятьдесят ключевых поглощали почти половину всех капиталовложений. Был воздвигнут ряд гигантских транспортных и промышленных сооружений: Туркестанско-Сибирская магистраль, Днепровская Гидроэлектростанция (ДнепроГЭС), металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке и Челябинске, Новокузнецке, Норильске а также Уралмаш, тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Уралвагонзавод, Горьковский Автозавод (ГАЗ), Завод имени Сталина (современный ЗИЛ) и др.

Объявленный и выполненный лозунг «Пятилетку – в четыре года» стал вызовом всему капиталистическому миру, всей коммерческой логике. Триумфом нового сознания трудового народа.

Журнал «Нейшн» (США), 1932 год: «Четыре года пятилетнего плана принесли с собой поистине замечательные достижения. Советский Союз работал с интенсивностью военного времени над созидательной задачей построения основной жизни. Лицо страны меняется буквально до неузнаваемости… Это верно относительно Москвы с её сотнями заново асфальтированных улиц и скверов, новых зданий, с новыми пригородами и кордоном новых фабрик на её окраинах. Это верно и относительно менее значительных городов. Новые города возникли в степях и пустынях, по меньшей мере 50 городов с населением от 50 до 250 тыс. человек. Все они возникли в последние четыре года, каждый из них является центром нового предприятия или ряда предприятий, построенных для разработки отечественных ресурсов. Сотни новых райэлектростанций и целый ряд гигантов, подобно Днепрострою, постоянно воплощают в жизнь формулу Ленина: „Социализм есть советская власть плюс электрификация“… Советский Союз организовал массовое производство бесконечного множества предметов, которые Россия раньше никогда не производила: тракторов, комбайнов, высококачественных сталей, синтетического каучука, шарикоподшипников, мощных дизелей, турбин в 50 тыс. киловатт, телефонного оборудования, электрических машин для горной промышленности, аэропланов, автомобилей, велосипедов и нескольких сот типов новых машин… Впервые в истории Россия добывает алюминий, магнезит, апатиты, йод, поташ и многие другие ценные продукты. Путеводными точками советских равнин являются теперь не кресты и купола церквей, а зерновые элеваторы и силосные башни. Колхозы строят дома, хлева, свинарники. Электричество проникает в деревню, радио и газеты завоевали её. Рабочие учатся работать на новейших машинах. Крестьянские парни производят и обслуживают сельскохозяйственные машины, которые больше и сложнее, чем то, что видела когда-либо Америка. Россия начинает „мыслить машинами“. Россия быстро переходит от века дерева к веку железа, стали, бетона и моторов».