1836 – впервые в России открыто движение по Железной Дороге «Царское Село – Павловск». Надо сказать, что Россия вообще является родиной первой в мире железной дороги заводского назначения (Петрозаводск, 1788). И в строительстве транспортных магистралей, мы если и отставали от соседей по Земному Шару, то лишь на несколько лет.
Император Николай Первый, имевший инженерное образование, лично покровительствовал как гражданскому строительству железных дорог, так и созданию инженерных войск. Им было принято историческое и судьбоносное решение. Сделать колею дороги в России «на вершок» шире, чем в Европе. Цель была названа прямо «Чтобы неприятель не въехал в Россию на паравозе». Через век, это решение сыграет немалую роль для нашей победы в Битве под Москвой. Фашисты постоянно испытывали нехватку «ширококолейных» составов для снабжения своих армий и вместо потребных 70 эшелонов для армий группы «Центр», пропускали лишь 23!